Глава 3. результаты работы и их обсуждение

Методика развития скоростных способностей

Эксперимент проводился непосредственно на уроках физической культуры. Работа над развитием скоростных способностей в контрольной группе проводилась по программе физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей (В.И. Лях, 1993). При разработке методики для контрольной группы включались упражнения, рекомендуемые данной программой для учащихся 3 классов: бег с ускорением, прыжки в длину, прыжки на одной ноге, метание малого мяча, полосы препятствий, эстафеты, подвижные и спортивные игры.

В занятиях с экспериментальной группой, в дополнение, к упражнениям программы физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей были использованы скоростные и скоростно-силовые упражнения. Применялись игровой и соревновательный методы. В комплекс упражнений для экспериментальной группы входили: бег, прыжки с выпрыгиванием, прыжки на предметы высотой 40-50см, броски набивных мячей (1,5-2кг), имитация работы рук, спортивные игры. В экспериментальной группе упражнения, которые, по-нашему мнению, будут способствовать развитию скоростных способностей, использовались в начале основной части урока. Специальные беговые упражнения: бег с захлестыванием голени, бег с высоким подниманием бедра выполнялись в вводной части урока.

Для занятий с экспериментальной группой использовался следующий комплекс упражнений:

1 день:- имитация работы рук;

-бег с ускорением – мальчики 5*20м, девочки 4*20м;

-прыжки в длину с места- мальчики 12 прыжков, девочки 10пр.;

2 день:- имитация работы рук;

-бег с ускорением – мальчики 5*30м, девочки 4*30м;

-и.п.- присед; прыжки вверх- мальчики 12прыжков, девочки 10пр.;

3 день:- эстафеты 3*40м;

-броски набивного мяча - мальчики 3*5раз, девочки 3*4раз;

- спортивная игра.

4 день:- эстафеты 3*40м;

-прыжки на стопку матов - мальчики 12раз, девочки 10раз;

-подвижные игры.

5день:- бег с ускорением – мальчики 4*40м, девочки3*40м;

- прыжки с ноги на ногу – мальчики 3*20м, девочки 2*20м;

- спортивная игра.

6 день:- бег из различных исходных положений - мальчики 5*20м, девочки 4*20м;

- броски набивного мяча - мальчики 3*5раз, девочки 3*4 раз;

- спортивные игры.

7 день:- имитация работы рук;

-бег с ускорением – мальчики 5*40м, девочки 4*40м;

- прыжки в длину с места – 10прыжков.

8 день:- имитация работы рук;

- эстафеты 3*40м;

-прыжки через препятствия – мальчики 12 прыжков, девочки 10пр.;

Анализ результатов

С целью определения эффективности развития быстроты мы провели сравнительный педагогический эксперимент, где контрольная группа, состоящая из 15 человек, занималась по программе физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей, а другая (экспериментальная) - экспериментальной методике.

Гипотеза исследования заключалась в том, что разработанная нами методика окажется наиболее эффективной. Итогами эксперимента являются контрольные испытания, по результатам которых рассчитывалась достоверность различий по t – критерию Стьюдента и правильность выдвинутой гипотезы.

Если t табличное больше t вычисленного, при р=0,05, то средние арифметические значения недостоверны и следовательно недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что методика эффективна; если t табличное меньше вычисленного значения, то методика эффективна. В нашем случае табличное значение t0,05=2,05.

В нашем эксперименте в контрольном испытании – бег 30 м. t 0,05=2,85, что позволяет говорить об эффективности разработанной методики. Результаты прыжков в длину и теппинг – теста подтверждают эффективность данной методики, т.к. экспериментальное значение t0,05=2,01 и t0,05=2,84, соответственно.

В контрольной группе в беге на 30 м. средняя арифметическая до начала эксперимента составляла 6,0 с., после окончания эксперимента -5,9 с. В экспериментальной группе средняя арифметическая в начале эксперимента составляла 6,2 с., после окончания эксперимента -5,7 с. Улучшение результатов в экспериментальной группе составило 0,5 с.

В прыжках в длину средняя арифметическая в контрольной группе до начала эксперимента составила 153 см., после окончания эксперимента -161 см. В экспериментальной группе до начала эксперимента -148 см., после окончания – 166,9 см. Следовательно, прирост результатов в экспериментальной группе на 10,9 см. выше, чем в контрольной группе.

В контрольной группе средняя арифметическая теппинг – теста до начала эксперимента составила 57,7, после окончания эксперимента – 61,6 движений. В экспериментальной группе средняя арифметическая составила 55,6 и 63,3 движения соответственно. После окончания эксперимента количество выполняемых движений, в среднем, увеличилось на 7,7 движений.

Использование данной методики в экспериментальной группе позволило уменьшить размах вариационного ряда в беге на 30 м. В теппинг – тесте размах вариационного ряда не изменился, а в прыжках в длину диапазон разброса увеличился. В контрольной группе в беге на 30 м. диапазон разброса уменьшился, в прыжках в длину не изменился, а в теппинг – тесте увеличился.

В беге на 30 м. в экспериментальной группе два мальчика улучшили контрольный норматив на 0,1 с., четыре мальчика выполнили контрольный норматив с результатом 5,7 с., один участник эксперимента пробежал дистанцию на 0,1 с. медленнее. Среди девочек семь участниц эксперимента выполнили контрольный норматив с результатом 5,8, одна девочка улучшила контрольный норматив на 0,1 с. В контрольной группе только три участницы эксперимента выполнили контрольный норматив. С результатом 5,9 с. дистанцию пробежали три участницы, с результатом 6,0 с. – одна участница.

В прыжках в длину в экспериментальной группе среди мальчиков лучшие результаты показали два участника (180 см.), среди девочек – одна участница эксперимента (178 см.). В теппинг – тесте в экспериментальной группе лучшими стали два мальчика с результатом 65 движений и две девочки с результатом 64 движения. В контрольной группе в прыжках в длину лучший результат у мальчиков 170 см., у девочек – 160 см. В теппинг – тесте лучший результат у мальчиков и у девочек 64 движения.

В экспериментальной группе среди мальчиков лучшие результаты показал Колоярский Александр. В прыжках в длину он увеличил свой предыдущий результат на 20 см., в теппинг – тесте – на 7 движений, а в беге на 30 м. показал второй результат (5,7). Среди девочек лучшие результаты показала Репина Дарья. В беге на 30 м. и теппинг – тесте она показала первый результат, в прыжках в длину – второй результат. В контрольной группе нет участников эксперимента, которые в двух из трех контрольных испытаний показали лучшие или худшие результаты.

ВЫВОДЫ

1. Согласно анализу литературы младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей. Общий прирост скоростных способностей в младшем школьном возрасте у мальчиков составляет 17,2%, у девочек-18,0%, в среднем возрасте 15,4% и 11,5% соответственно, в старшем школьном возрасте 3,1% и 0,5% соответственно. С возраста 6-7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать относительная сила мышц. При этом увеличивается прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей (Ж.К. Холодов,2001). В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2003).

2.Как известно из методической литературы, основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т.е. упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью (Н.Г. Озолин, 1988, В.И. Лях, 1997).

В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Среди более известных упражнений используемых преимущественно для развития быстроты можно назвать следующие: бег с ускорением, прыжки в длину и в высоту с максимально быстрым отталкиванием, прыжки через препятствия, прыжки с ноги на ногу, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, эстафеты, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения, специальные беговые упражнения, контрольные прикидки и соревнования (В.Г. Алабин, М.П. Кривоногова, 1976; В.П. Филин, 1964; С.А.Баранцев, В.С. Домащенко, 2001).

3. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что предложенная нами методика развития быстроты у детей младшего школьного возраста достоверно повышает результаты тестов, характеризующие уровень её развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в

легкой атлетике. М. «Физкультура и спорт», 1976. 272 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в

физическом воспитании. (Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей) М.: физкультура и спорт 1978. 223 с.

3.Баранцев С.А., Домащенко В.С. Совершенствование техники бега на скорость.- Физическая культура в школе. 2000 №5,6, 2001 №4,5,6.

4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985.

5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.М. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. – ТПФК, 1994. 11-12.

6. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. – 2 – изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1980. -256 с., ил.

7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.

8. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 464 с.

9.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС.

10.Зимкин Н.В. Физиология человека: (Учебник для ин-тов физкультуры / Профессора Н.В. Зимкин, А.А. Логинов, Я.М. Коц и др.); Под общ. ред. проф. Н.В.Зимкина. – 5-е изд. – М.: «Физкультура и спорт», 1975 – 496 с.: ил.; 22см.

11.Коц Я.М. Спортивная физиология: (Учеб. для ин-тов физ. культуры / Я.М. Коц, Н.В. Зимкин, О.П. Панфилов, В.М. Волков); Под общ. ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 239, (1) с.: ил.; 23см.

12. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 128 с., ил.

13.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма издательство АСТ». 1998. – 272 с., 50 ил.

14. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития. Физическая культура в школе. 1997 №3.

15. Макаров А.Н. Легкая атлетика: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов и др.; Под ред. А.Н. Макарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 304 с.: ил.

16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: (Общ. основы теории и методики физического воспитания; теорет. – метод. аспекта спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры): (Учеб. для ин-тов физ. культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991. -542, (1) с.:ил;

17. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с. – (Б-ка учителя физической культуры).

18. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с., ил. – (Б-ка тренера).

19. Программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – Москва «Просвещение», 1993. – 64 с.

20. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с., ил.

21. Филин В.П. Бег на короткие дистанции. – М., «Физ. и спорт», 1964. - 211стр.

22. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., «Физкультура и спорт», 1974. 232с. с ил.

23. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 225 с., ил.

24.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М., Физическая культура и спорт, 1972, 176 с.

25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

26.Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.: ил.

Приложение №1

Контрольное испытание: бег 30м

Контрольная группа

Фамилия, Имя до начала эксперимента после окончания эксперимента
  1. Бабин С. 6,0 5,9
2. Усманов В. 5,9 5,8
3. Алиуллов Р. 6,0 6,0
4. Степанов С. 5,9 5,8
5. Хайруллов М. 6,0 5,9
6. Кичигин Н. 6,0 5,9
7. Шибанов С. 5,9 5,8
8. Бордаусов С. 6,0 5,9
9. Гасанова Д. 6,1 5,9
10. Крутилова К. 6,0 5,8
11. Китаева Н. 5,8 5,8
12. Казина О. 6,0 5,9
13. Плеханова А. 5,9 5,8
14. Сенатуллова Г. 6,0 5,9
15. Захарова Н. 6,1 6,0
M 6,0 5,9
D 0,3 0,2
σ 0,08 0,057
m 0,02 0,05

Приложение № 2

Контрольное испытание: бег 30 м

Экспериментальная группа

Фамилия, Имя до начала эксперимента после окончания эксперимента
1. Ахметзянов Р. 6,0 5,6
2. Дмитриев Д. 6,1 5,6
3. Лепешкин С. 6,2 5,7
4. Прохоров Ж. 6,3 5,7
5. Зубряев М. 6,3 5,7
6. Идрисов И. 6,2 5,8
7. Колоярский А. 6,1 5,7
8. Лапшина В. 6,3 5,8
9. Алеева Д. 6,2 5,8
10. Валеева Н. 6,3 5,8
11. Рагимова Т. 6,3 5,8
12. Федорова К. 6,3 5,8
13. Репина Д. 6,1 5,7
14. Комисарова А. 6,2 5,8
15. Савина Н. 6,1 5,8
M 6,2 5,7
D 0,4 0,2
σ 0,057 0,057
m 0,05 0,05

t=2,85

Приложение № 3

Контрольное испытание: прыжки в длину

Контрольная группа

Фамилия, Имя до начала эксперимента после окончания эксперимента
  1. Бабин С.
2. Усманов В.
3. Алиуллов Р.
4. Степанов С.
5. Хайруллов М.
6. Кичигин Н.
7. Шибанов С.
8. Бордаусов С.
9. Гасанова Д.
10. Крутилова К.
11. Китаева Н.
12. Казина О.
13. Плеханова А.
14. Сенатуллова Г.
15. Захарова Н.
M
D
σ 8,069 8,069
m 2,08 2,08

Приложение № 4

Контрольное испытание: прыжки в длину

Экспериментальная группа

Фамилия, Имя до начала эксперимента после окончания эксперимента
1. Ахметзянов Р.
2. Дмитриев Д.
3. Лепешкин С.
4. Прохоров Ж.
5. Зубряев М.
6. Идрисов И.
7. Колоярский А.
8. Лапшина В.
9. Алеева Д.
10. Валеева Н.
11. Рагимова Т.
12. Федорова К.
13. Репина Д.
14. Комисарова А.
15. Савина Н.
M 166,9
D
σ 5,7 7,5
m 1,5 1,9

t=2,1

Приложение № 5

Контрольное испытание: теппинг – тест

Контрольная группа

Фамилия, Имя до начала эксперимента после окончания эксперимента
  1. Бабин С.
2. Усманов В.
3. Алиуллов Р.
4. Степанов С.
5. Хайруллов М.
6. Кичигин Н.
7. Шибанов С.
8. Бордаусов С.
9. Гасанова Д.
10. Крутилова К.
11. Китаева Н.
12. Казина О.
13. Плеханова А.
14. Сенатуллова Г.
15. Захарова Н.
M 57,7 61,6
D
σ 1,4 2,01
m 0,36 0,52

Приложение № 6

Контрольное испытание: теппинг – тест

Экспериментальная группа

Фамилия, Имя до начала эксперимента после окончания эксперимента
1. Ахметзянов Р.
2. Дмитриев Д.
3. Лепешкин С.
4. Прохоров Ж.
5. Зубряев М.
6. Идрисов И.
7. Колоярский А.
8. Лапшина В.
9. Алеева Д.
10. Валеева Н.
11. Рагимова Т.
12. Федорова К.
13. Репина Д.
14. Комисарова А.
15. Савина Н.
M 55,6 63,3
D
σ 1,15 1,15
m 0,297 0,297

t=2,84

Наши рекомендации