Глава 3. результаты работы и их обсуждение
Методика развития скоростных способностей
Эксперимент проводился непосредственно на уроках физической культуры. Работа над развитием скоростных способностей в контрольной группе проводилась по программе физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей (В.И. Лях, 1993). При разработке методики для контрольной группы включались упражнения, рекомендуемые данной программой для учащихся 3 классов: бег с ускорением, прыжки в длину, прыжки на одной ноге, метание малого мяча, полосы препятствий, эстафеты, подвижные и спортивные игры.
В занятиях с экспериментальной группой, в дополнение, к упражнениям программы физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей были использованы скоростные и скоростно-силовые упражнения. Применялись игровой и соревновательный методы. В комплекс упражнений для экспериментальной группы входили: бег, прыжки с выпрыгиванием, прыжки на предметы высотой 40-50см, броски набивных мячей (1,5-2кг), имитация работы рук, спортивные игры. В экспериментальной группе упражнения, которые, по-нашему мнению, будут способствовать развитию скоростных способностей, использовались в начале основной части урока. Специальные беговые упражнения: бег с захлестыванием голени, бег с высоким подниманием бедра выполнялись в вводной части урока.
Для занятий с экспериментальной группой использовался следующий комплекс упражнений:
1 день:- имитация работы рук;
-бег с ускорением – мальчики 5*20м, девочки 4*20м;
-прыжки в длину с места- мальчики 12 прыжков, девочки 10пр.;
2 день:- имитация работы рук;
-бег с ускорением – мальчики 5*30м, девочки 4*30м;
-и.п.- присед; прыжки вверх- мальчики 12прыжков, девочки 10пр.;
3 день:- эстафеты 3*40м;
-броски набивного мяча - мальчики 3*5раз, девочки 3*4раз;
- спортивная игра.
4 день:- эстафеты 3*40м;
-прыжки на стопку матов - мальчики 12раз, девочки 10раз;
-подвижные игры.
5день:- бег с ускорением – мальчики 4*40м, девочки3*40м;
- прыжки с ноги на ногу – мальчики 3*20м, девочки 2*20м;
- спортивная игра.
6 день:- бег из различных исходных положений - мальчики 5*20м, девочки 4*20м;
- броски набивного мяча - мальчики 3*5раз, девочки 3*4 раз;
- спортивные игры.
7 день:- имитация работы рук;
-бег с ускорением – мальчики 5*40м, девочки 4*40м;
- прыжки в длину с места – 10прыжков.
8 день:- имитация работы рук;
- эстафеты 3*40м;
-прыжки через препятствия – мальчики 12 прыжков, девочки 10пр.;
Анализ результатов
С целью определения эффективности развития быстроты мы провели сравнительный педагогический эксперимент, где контрольная группа, состоящая из 15 человек, занималась по программе физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей, а другая (экспериментальная) - экспериментальной методике.
Гипотеза исследования заключалась в том, что разработанная нами методика окажется наиболее эффективной. Итогами эксперимента являются контрольные испытания, по результатам которых рассчитывалась достоверность различий по t – критерию Стьюдента и правильность выдвинутой гипотезы.
Если t табличное больше t вычисленного, при р=0,05, то средние арифметические значения недостоверны и следовательно недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что методика эффективна; если t табличное меньше вычисленного значения, то методика эффективна. В нашем случае табличное значение t0,05=2,05.
В нашем эксперименте в контрольном испытании – бег 30 м. t 0,05=2,85, что позволяет говорить об эффективности разработанной методики. Результаты прыжков в длину и теппинг – теста подтверждают эффективность данной методики, т.к. экспериментальное значение t0,05=2,01 и t0,05=2,84, соответственно.
В контрольной группе в беге на 30 м. средняя арифметическая до начала эксперимента составляла 6,0 с., после окончания эксперимента -5,9 с. В экспериментальной группе средняя арифметическая в начале эксперимента составляла 6,2 с., после окончания эксперимента -5,7 с. Улучшение результатов в экспериментальной группе составило 0,5 с.
В прыжках в длину средняя арифметическая в контрольной группе до начала эксперимента составила 153 см., после окончания эксперимента -161 см. В экспериментальной группе до начала эксперимента -148 см., после окончания – 166,9 см. Следовательно, прирост результатов в экспериментальной группе на 10,9 см. выше, чем в контрольной группе.
В контрольной группе средняя арифметическая теппинг – теста до начала эксперимента составила 57,7, после окончания эксперимента – 61,6 движений. В экспериментальной группе средняя арифметическая составила 55,6 и 63,3 движения соответственно. После окончания эксперимента количество выполняемых движений, в среднем, увеличилось на 7,7 движений.
Использование данной методики в экспериментальной группе позволило уменьшить размах вариационного ряда в беге на 30 м. В теппинг – тесте размах вариационного ряда не изменился, а в прыжках в длину диапазон разброса увеличился. В контрольной группе в беге на 30 м. диапазон разброса уменьшился, в прыжках в длину не изменился, а в теппинг – тесте увеличился.
В беге на 30 м. в экспериментальной группе два мальчика улучшили контрольный норматив на 0,1 с., четыре мальчика выполнили контрольный норматив с результатом 5,7 с., один участник эксперимента пробежал дистанцию на 0,1 с. медленнее. Среди девочек семь участниц эксперимента выполнили контрольный норматив с результатом 5,8, одна девочка улучшила контрольный норматив на 0,1 с. В контрольной группе только три участницы эксперимента выполнили контрольный норматив. С результатом 5,9 с. дистанцию пробежали три участницы, с результатом 6,0 с. – одна участница.
В прыжках в длину в экспериментальной группе среди мальчиков лучшие результаты показали два участника (180 см.), среди девочек – одна участница эксперимента (178 см.). В теппинг – тесте в экспериментальной группе лучшими стали два мальчика с результатом 65 движений и две девочки с результатом 64 движения. В контрольной группе в прыжках в длину лучший результат у мальчиков 170 см., у девочек – 160 см. В теппинг – тесте лучший результат у мальчиков и у девочек 64 движения.
В экспериментальной группе среди мальчиков лучшие результаты показал Колоярский Александр. В прыжках в длину он увеличил свой предыдущий результат на 20 см., в теппинг – тесте – на 7 движений, а в беге на 30 м. показал второй результат (5,7). Среди девочек лучшие результаты показала Репина Дарья. В беге на 30 м. и теппинг – тесте она показала первый результат, в прыжках в длину – второй результат. В контрольной группе нет участников эксперимента, которые в двух из трех контрольных испытаний показали лучшие или худшие результаты.
ВЫВОДЫ
1. Согласно анализу литературы младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей. Общий прирост скоростных способностей в младшем школьном возрасте у мальчиков составляет 17,2%, у девочек-18,0%, в среднем возрасте 15,4% и 11,5% соответственно, в старшем школьном возрасте 3,1% и 0,5% соответственно. С возраста 6-7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинает нарастать относительная сила мышц. При этом увеличивается прыгучесть и скоростно-силовые возможности детей (Ж.К. Холодов,2001). В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2003).
2.Как известно из методической литературы, основным средством воспитания быстроты в определенном движении являются скоростные упражнения, т.е. упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью (Н.Г. Озолин, 1988, В.И. Лях, 1997).
В выполнении упражнений на скорость большую роль играют мышечные напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений. Среди более известных упражнений используемых преимущественно для развития быстроты можно назвать следующие: бег с ускорением, прыжки в длину и в высоту с максимально быстрым отталкиванием, прыжки через препятствия, прыжки с ноги на ногу, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, эстафеты, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения, специальные беговые упражнения, контрольные прикидки и соревнования (В.Г. Алабин, М.П. Кривоногова, 1976; В.П. Филин, 1964; С.А.Баранцев, В.С. Домащенко, 2001).
3. В результате проведенного эксперимента было выявлено, что предложенная нами методика развития быстроты у детей младшего школьного возраста достоверно повышает результаты тестов, характеризующие уровень её развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в
легкой атлетике. М. «Физкультура и спорт», 1976. 272 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании. (Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей) М.: физкультура и спорт 1978. 223 с.
3.Баранцев С.А., Домащенко В.С. Совершенствование техники бега на скорость.- Физическая культура в школе. 2000 №5,6, 2001 №4,5,6.
4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985.
5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.М. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. – ТПФК, 1994. 11-12.
6. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. – 2 – изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. школа, 1980. -256 с., ил.
7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
8. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. – 464 с.
9.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС.
10.Зимкин Н.В. Физиология человека: (Учебник для ин-тов физкультуры / Профессора Н.В. Зимкин, А.А. Логинов, Я.М. Коц и др.); Под общ. ред. проф. Н.В.Зимкина. – 5-е изд. – М.: «Физкультура и спорт», 1975 – 496 с.: ил.; 22см.
11.Коц Я.М. Спортивная физиология: (Учеб. для ин-тов физ. культуры / Я.М. Коц, Н.В. Зимкин, О.П. Панфилов, В.М. Волков); Под общ. ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 239, (1) с.: ил.; 23см.
12. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. – Мн.: Нар. асвета, 1980. – 128 с., ил.
13.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма издательство АСТ». 1998. – 272 с., 50 ил.
14. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития. Физическая культура в школе. 1997 №3.
15. Макаров А.Н. Легкая атлетика: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов и др.; Под ред. А.Н. Макарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 304 с.: ил.
16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: (Общ. основы теории и методики физического воспитания; теорет. – метод. аспекта спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры): (Учеб. для ин-тов физ. культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991. -542, (1) с.:ил;
17. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с. – (Б-ка учителя физической культуры).
18. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с., ил. – (Б-ка тренера).
19. Программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. – Москва «Просвещение», 1993. – 64 с.
20. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с., ил.
21. Филин В.П. Бег на короткие дистанции. – М., «Физ. и спорт», 1964. - 211стр.
22. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., «Физкультура и спорт», 1974. 232с. с ил.
23. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 225 с., ил.
24.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М., Физическая культура и спорт, 1972, 176 с.
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
26.Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.: ил.
Приложение №1
Контрольное испытание: бег 30м
Контрольная группа
Фамилия, Имя | до начала эксперимента | после окончания эксперимента |
1. Бабин С. | 6,0 | 5,9 |
2. Усманов В. | 5,9 | 5,8 |
3. Алиуллов Р. | 6,0 | 6,0 |
4. Степанов С. | 5,9 | 5,8 |
5. Хайруллов М. | 6,0 | 5,9 |
6. Кичигин Н. | 6,0 | 5,9 |
7. Шибанов С. | 5,9 | 5,8 |
8. Бордаусов С. | 6,0 | 5,9 |
9. Гасанова Д. | 6,1 | 5,9 |
10. Крутилова К. | 6,0 | 5,8 |
11. Китаева Н. | 5,8 | 5,8 |
12. Казина О. | 6,0 | 5,9 |
13. Плеханова А. | 5,9 | 5,8 |
14. Сенатуллова Г. | 6,0 | 5,9 |
15. Захарова Н. | 6,1 | 6,0 |
M | 6,0 | 5,9 |
D | 0,3 | 0,2 |
σ | 0,08 | 0,057 |
m | 0,02 | 0,05 |
Приложение № 2
Контрольное испытание: бег 30 м
Экспериментальная группа
Фамилия, Имя | до начала эксперимента | после окончания эксперимента |
1. Ахметзянов Р. | 6,0 | 5,6 |
2. Дмитриев Д. | 6,1 | 5,6 |
3. Лепешкин С. | 6,2 | 5,7 |
4. Прохоров Ж. | 6,3 | 5,7 |
5. Зубряев М. | 6,3 | 5,7 |
6. Идрисов И. | 6,2 | 5,8 |
7. Колоярский А. | 6,1 | 5,7 |
8. Лапшина В. | 6,3 | 5,8 |
9. Алеева Д. | 6,2 | 5,8 |
10. Валеева Н. | 6,3 | 5,8 |
11. Рагимова Т. | 6,3 | 5,8 |
12. Федорова К. | 6,3 | 5,8 |
13. Репина Д. | 6,1 | 5,7 |
14. Комисарова А. | 6,2 | 5,8 |
15. Савина Н. | 6,1 | 5,8 |
M | 6,2 | 5,7 |
D | 0,4 | 0,2 |
σ | 0,057 | 0,057 |
m | 0,05 | 0,05 |
t=2,85
Приложение № 3
Контрольное испытание: прыжки в длину
Контрольная группа
Фамилия, Имя | до начала эксперимента | после окончания эксперимента |
1. Бабин С. | ||
2. Усманов В. | ||
3. Алиуллов Р. | ||
4. Степанов С. | ||
5. Хайруллов М. | ||
6. Кичигин Н. | ||
7. Шибанов С. | ||
8. Бордаусов С. | ||
9. Гасанова Д. | ||
10. Крутилова К. | ||
11. Китаева Н. | ||
12. Казина О. | ||
13. Плеханова А. | ||
14. Сенатуллова Г. | ||
15. Захарова Н. | ||
M | ||
D | ||
σ | 8,069 | 8,069 |
m | 2,08 | 2,08 |
Приложение № 4
Контрольное испытание: прыжки в длину
Экспериментальная группа
Фамилия, Имя | до начала эксперимента | после окончания эксперимента |
1. Ахметзянов Р. | ||
2. Дмитриев Д. | ||
3. Лепешкин С. | ||
4. Прохоров Ж. | ||
5. Зубряев М. | ||
6. Идрисов И. | ||
7. Колоярский А. | ||
8. Лапшина В. | ||
9. Алеева Д. | ||
10. Валеева Н. | ||
11. Рагимова Т. | ||
12. Федорова К. | ||
13. Репина Д. | ||
14. Комисарова А. | ||
15. Савина Н. | ||
M | 166,9 | |
D | ||
σ | 5,7 | 7,5 |
m | 1,5 | 1,9 |
t=2,1
Приложение № 5
Контрольное испытание: теппинг – тест
Контрольная группа
Фамилия, Имя | до начала эксперимента | после окончания эксперимента |
1. Бабин С. | ||
2. Усманов В. | ||
3. Алиуллов Р. | ||
4. Степанов С. | ||
5. Хайруллов М. | ||
6. Кичигин Н. | ||
7. Шибанов С. | ||
8. Бордаусов С. | ||
9. Гасанова Д. | ||
10. Крутилова К. | ||
11. Китаева Н. | ||
12. Казина О. | ||
13. Плеханова А. | ||
14. Сенатуллова Г. | ||
15. Захарова Н. | ||
M | 57,7 | 61,6 |
D | ||
σ | 1,4 | 2,01 |
m | 0,36 | 0,52 |
Приложение № 6
Контрольное испытание: теппинг – тест
Экспериментальная группа
Фамилия, Имя | до начала эксперимента | после окончания эксперимента |
1. Ахметзянов Р. | ||
2. Дмитриев Д. | ||
3. Лепешкин С. | ||
4. Прохоров Ж. | ||
5. Зубряев М. | ||
6. Идрисов И. | ||
7. Колоярский А. | ||
8. Лапшина В. | ||
9. Алеева Д. | ||
10. Валеева Н. | ||
11. Рагимова Т. | ||
12. Федорова К. | ||
13. Репина Д. | ||
14. Комисарова А. | ||
15. Савина Н. | ||
M | 55,6 | 63,3 |
D | ||
σ | 1,15 | 1,15 |
m | 0,297 | 0,297 |
t=2,84