Цель - приобщение ребят к разнообразной трудовой деятельности через участие в игре
№ | Дело | Отряд | Срок | Ответственный |
Работа на пришкольном участке | В течение смены | |||
Операция «Уют» | Все | Ежедневно | ||
Работа редколлегии | Все | В течение смены | Воспитатели | |
Оформление отрядных уголков | Все | В течение смены | Воспитатели | |
Акция «Книжкина больница» | Все | В течение смены | Воспитатели | |
Благоустройство спортивной площадки | Все | В течение смены | Воспитатели |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадровая структура
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря – обеспечивает общее руководство лагерем, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, создает условия для проведения воспитательной и оздоровительной работы.
2. Воспитатели – осуществляет контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой, посещение душа, медицинского кабинета. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводит с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
3. Воспитатель - организатор – является организатором досуговой деятельности детей в лагере, проводит консультации для вожатых по проблемам подготовки КТД, осуществляет программное обеспечение лагеря. Проводит методические планерки, консультации для вожатых и воспитателей, организует создание методической продукции.
4. Вожатые – организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде, являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел.
5. Физкультурный работник – организует всю спортивную работу лагеря. Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.
6. Музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия;
7. Педагог дополнительного образования – ведет кружковую работу;
8. Психолог – создает условия для благоприятного психологического климата в лагере; проводит консультации с педагогическим коллективом по вопросам психологии и психологических особенностей детей разного возраста, индивидуальные беседы с «проблемными» детьми; осуществляет диагностику в отрядах по проблеме эмоциональной удовлетворенности детей в отряде, в лагере, степени сплоченности отрядов.
9. Соцпедагог – организует воспитательную работу в лагере, направленную на формировние общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, воситание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обущающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья. Участвует в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстримальные ситуации.
10. Фельдшер - проводит оздоровительную работу с детьми на основе дифференцированного подхода; осуществляет контроль за санитарно-гигиеническими нормами в лагере, питанием детей, соблюдением режимных моментов, своевременно оказывает необходимую медицинскую помощь детям и работникам лагеря.
Методическое обеспечение
Педагогические советы, совещания, планерки | Работа с педагогическими кадрами | Обощение педагогического опыта | Организация внутреннего контроля |
Педагогическое совещание по содержанию деятельности в программе деятельности лагеря | Работа творческих групп | Анализ результатов по итогам смены, прогнозирование результатов педагогической деятельности | Собеседования по содержанию деятельности отрядной работы на смену |
Планерка по анализу итогов организационного периода | Методическая подготовка педагогов | Систематизация профессионально-педагогических знаний и умений педагогов в программном обеспечении | Проверка отрядных планов |
Ежедневные организационные планерки по обеспечению смены | Инструктажи по технике безопасности | Систематизация способов взаимодействия педагогов и детей, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества | Контроль за функционированием внутрилагерных служб |
Итоговое совещание по смене | Собеседование по итогам периодов смены |
Система информирования общественности о деятельности лагеря.
В конце учебного года в школе проходят собрания, на которых родители получают информацию о лагере: стоимость путевки, продолжительность смены, режим дня, программа детяльности, организация питания.
По мере необходимости начальник лагеря организует родительские собрания, на которых сообщаются текущие изменения в деятельности лагеря.
В лагере существует доска информации, на которой представлен разннобразный материал о лагере «Звездочка»: положение о лагере, кадровый состав, режим дня, памятка о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Также в лагере оформлен стенд с фотографиями участия детей в общелагерных мероприятиях.
В конце смены пресс-центром лагеря оформляется статья в школьную газету, а также выпускается радиопередача «Ах, лето!».
Система внешних контактов лагеря
1. Совет Ветеранов - совместное проведение мероприятий «Спасибо деду за Победу», «День Памяти»
2. Библиотека –совместное проведение викторин «Край, в котором я живу», «Расскажите, птицы», акция «Книжкина больница».
3. МОУ ДОД ДД(ю)Т –методическая поддержка кадров
4. МУП «Дворец Культуры»- совместное проведение праздников
5. Павловский краеведческий музей– экскурсии
6. РЦ «Спартак»- посещение детских фильмов и мультфильмов
7. ФОК «Звезда»- проведение спортивных праздников
Система контроля и оценка результативности
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось. Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях. Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
№ | Мероприятие | Ответственный | Дата |
Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере» | организатор | ||
Входное анкетирование | Воспитатели, организатор | ||
Рефлексия мероприятий. | Воспитатели, организатор | В теч. смены | |
Мониторинговое исследование «Выбор» | Воспитатели, организатор | ||
Мониторинговое исследование «Игра в слова» | Воспитатели, организатор | ||
Методика опросника | Воспитатели, организатор | ||
Итоговое анкетирование | Воспитатели, организатор |
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
· Твои первые впечатления от лагеря?
· Что ты ждешь от лагеря?
· Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
· В каких делах ты хочешь участвовать?
· Что тебе нравиться делать?
· Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
· Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось | Мне не понравилось |
И т.д. | И т.д. |
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
АНКЕТА(в конце смены)
· Что ты ожидал (а) от лагеря?
· Что тебе понравилось в лагере?
· Что тебе не понравилось?
· С кем из ребят ты подружился?
· Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
· Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
· Было ли скучно в лагере?
· Было ли тебе страшно?
· Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
· Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
· Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
· Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
· Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
· Самое важное событие в лагере? Было или оно?
· Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2. Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
3. Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
4. Несколько слов о нашем отряде …
5. Мои впечатления о лагере.
6. Если бы я был вожатым, то бы я …
7. Хочу пожелать нашему лагерю «Звездочка» …
8. Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Психологическое споровождение пребывания детей в лагере
В лагере работает педагог-психолог. В его работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.
Возраст детей: 7 – 9 лет
Задачи работы:
ü приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
ü развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
ü усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
ü формирование “эмоциональной грамотности”;
ü содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
Возраст детей: 10 лет
Задачи работы:
ü развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
ü формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
ü формирование уверенности в себе.
Возраст детей: 11 – 12 лет
Задачи работы:
ü формирование интереса к другому человеку как к личности;
ü развитие у детей интереса к себе;
ü формирование у детей навыков самоанализа;
ü развитие и укрепление чувства взрослости;
ü развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Возраст детей: 13 – 14 лет
Задачи работы:
ü формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
ü овладение способами регуляции поведения, эмоций;
ü формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
ü формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;
ü развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
ü развитие у ребенка позитивного отношения к себе.
Психолог уделяет большое внимание в своей деятельности активным формам работы с несовершеннолетними (организация досуга, проведение профилактических мероприятий: тренинговых занятий, конкурсов и т.д.).
В период социально-психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад) организованные и проведенные мероприятия педагогом-психологом, социальным педагогом фиксируются в той же документации по организации деятельности, что и велась специалистами в течение учебного года. Обязательна эстетичность оформления документации:
- журнал учета индивидуальных консультаций;
- журнал учета групповых форм работы: (учет диагностики; развивающей и коррекционной работы; группового консультирования, просветительско-профилактической работы);
- журнал учета посещаемости детьми занятий со специалистом;
- журнал учета входящей документации для специалиста;
- журнал учета исходящей документации;
- индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад);
- папка отчетной документации деятельности специалиста (текущая (социальный паспорт отряда, лагеря; результаты соцопросов, аналитические отчеты; акты обследования жилищно-бытовых условий и др.) и итоговая отчетность (за смену)).
Так же для деятельности специалистов в период работы детского оздоровительного лагеря необходимы:
- годовой план работы специалиста, в котором сделан акцент на содержание работы специалиста в период каникул детей и подростков. Включенность мероприятий социально-психологической направленности в общий лагерный план;
- утвержденная директором должностная инструкция специалиста детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад);
- утвержденная директором циклограмма деятельности специалиста социально – психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, летних трудовых бригад);
- программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса).
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
ü Осуществление профессиональной деятельности, наравленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников.
ü Обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.
ü Создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.
ü Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.
ü Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
ü Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников.
ü Изучает психолго – медико – педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Изучает склонности, интересы, сферу даровний ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности.
ü Осуществляет развитию, коррекцию, просвещение, консультировние, профилактику воспитанников, проводит занятия в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину.
ü Организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
ü Проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
ü Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемомти воспитанников, своевременно представляет отчетные данные.
ü Допускает в установленном порядке на занятия начальника ЛОЛ в целях контроля и оценки деятельности педагога.
ü Заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника ЛОЛ.
ü Участвует в организации дополнительных услуг.
Система лечебно-профилактической работы в учреждении
Деятельность лагеря является продолжением воспитательного процесса, проводимого школой, а также направлена на осуществление комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий. Содержание работы Лагеря строится по распорядку дня и плану работы Лагеря, утверждаемых приказом директора Школы. Лагерь работает по пятидневной рабочей неделе. В лагере создаются условия для осуществления лечебно-оздоровительных мероприятий, спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей отдыхающих школьников. Лагерь поддерживает тесную связь с внешкольными и культурными учреждениями и вместе с ними организует содержательный интересный отдых школьников в соответствии с их возрастом. В лагере осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку на основе медицинских показаний. Оздоровление детей в Лагере осуществляется согласно индивидуальным планам оздоровления, составленным на каждого ребенка на основе медицинских показаний. Комплексная оздоровительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа в лагере осуществляется фельдшером школы. Пребывание детей в Лагере организуется в одновозрастных отрядах. Численность детей в отрядах определяется специфическими задачами и возможностями Лагеря.
Модель лагеря
Актив Улиц
Командир – выбирается на первом сборе отряда, руководит его работой, первый помощник вожатого и воспитателя.
Весь отряд делится на микрогруппы по количеству поручений. Меняются поручения через 2-3 дня. Возможны следующие поручения для ЧТП:
Группа “Хозяева”. Эта группа в течение дня следит за чистотой в отряде и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде, принимает гостей, если таковые есть.
Группа “Уют”. За период своей работы группа “Уют” должна внести какой-либо вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
Группа “Сюрприз”. Уже, исходя из названия, ясно, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня, или на вечернем “огоньке” ребята этой группы должны удивить отряд каким-нибудь приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление, или подарки всем - все, что угодно. Может быть, у кого-то день рождения - группа “Сюрприз” должна позаботиться о поздравлении.
Группа “Мастер”. Эта группа должна пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
Группа “Летопись”. Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.
Группа “ЧП”. Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует приветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый.
Каждый отряд, участвуя в коллективно-творческих делах, растет согласно методике Лутошкина (от мягкой глины до алого паруса). После каждого дня на экране появляется кружочек, который закрашивается в цвет, символизирующий участие отрядов в делах:
Алый значок - в лагере все любуются вами, вы постарались по полной программе;
Зеленый значок - чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;
Синий значок - что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.
Из маленьких кружочков в конце смены получается один большой, цвет символизирует активность всего отряда.
Организация питания в лагере
Питание детей организовано на базе школьной столовой № 9 при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, в отдельном зале, по утверждённому графику. При организации питания детей руководствовались примерным меню для школьных оздоровительных лагерей. Меню – раскладка составляется с учётом норм питания. Закладка продуктов проводится по весу согласно меню – раскладке в присутствии школьного врача. С- витаминизация третьих блюд осуществляется ежедневно в виде натуральных соков и фруктов. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы школьным врачом и отметки в бракеражном журнале. Ежедневно оставляется суточная проба готовой пищи под контролем школьного врача. Большое внимание в лагере уделяется витаминизация питания. Особенно это важно для детей из малообеспеченных семей. Каждый день работники кухни используют в рационе питания биопродукты, соки, фрукты и овощи с учётом различной патологии в здоровье детей. В меню представлены блюда традиционной русской и башкирской кухни, приготовленные из богатых витаминами и микроэлементами, экологически чистых продуктов.. Школьный врач осуществляет контроль за организацией питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьём посуды, витаминизацией пищи, отбор суточной пробы, контроль выполнения норм питания, ежедневные осмотры персонала пищеблока.
Школьный врач осуществляет контроль за организацией питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьём посуды, витаминизацией пищи; отбор суточной пробы; контроль выполнения норм питания; ежедневные осмотры персонала пищеблока.
Материально-техническая база
Финансирование расходов по содержанию лагеря осуществляется в соответствии со сметой, утверждаемой областным и местным бюджетом, на балансе которого находится лагерь. Материально-техническая база лагеря позволяет осуществлять творческое развитие и оздоровление детей.
В лагере имеются:
ü оборудованный медпункт,
ü стоматологический кабинет,
ü спортивный зал,
ü актовый зал,
ü библиотека,
ü оборудованные техникой кабинеты (проектор, экран, интерактивная доска, компьютер, ноутбук, принтер, телевизор)
Методическое обеспечение - это процесс и результат оснащения педагогической деятельности методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы.
При планировании управления деятельностью лагеря особое место уделяется методической работе с педагогическим коллективом. Теоретическая и методическая подготовка осуществляется посредством следующих форм деятельности:
ü индивидуальные и групповые консультации,
ü творческие мастерские,
ü теоретические и практические семинары,
ü методические планерки,
ü педагогический совет.
Консультации - это основная форма индивидуальной методической помощи, самая доступная и легко организуемая. Они могут быть индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации являются «Скорой помощью» вожатому или воспитателю, носят более интимный и конкретный характер. Групповые консультации проводятся по темам, которые интересуют определенную группу педагогов. Данная форма работы осуществляется непосредственно в лагере.
Семинары (теоретические и практические) направлены на повышение теоретического уровня практической подготовки педагогического коллектива.
Педагогический совет является основной формой методической работы в лагере. Ежедневные планерки, на которых анализируется прожитый в лагере день, выявляются причинно-следственные связи, осуществляются консультации, рекомендации и планирование деятельности.
Одной из форм методического обеспечения в лагере является создание методической продукции:
ü информационно-методическая выставка,
ü памятка для воспитателей,
ü методические рекомендации для педагогов,
ü тематическая папка (нормативные документы, сценарии),
ü информационный плакат (план деятельности).
Список литературы
1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов, М., 1997.
3. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого: Ч.1,2, Екатеринбург, 1998.
4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми, М., 1994.
5. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать: Ч1,2,3,4. М.1997
7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
8. Шмаков С.А. Ее величество – игра. М., 1992.
9. Шмаков С.А. Каникулы. М., 1994.
10. Журнал “Педсовет”, журнал “Последний звонок”.