Тема: Звуковой и слоговой анализ слова.
a учить дошкольников осуществлять звуковой и слоговой анализ слова, определять наличие заданного звука в словах и его место в слове; учить детей подбирать слова с заданным количеством слогов, определять позицию звука в слове.
1. Определение ударного слога в слове. Дидактическая игра «Эхо»
- Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только ударный слог. Не забывайте, что эхо может быть громкое и тихое. Повторяйте слог так, как вам подсказывает условный значок (тихо, громко, очень громко, голосом нормальной громкости)
Слова: ГРОЗА, РАДУГА, СНЕГ, МОРОЗ, СНЕЖИНКА, КАПЛЯ, ДОЖДЬ и т.д.
! |
-Почему эхо повторило слова СНЕГ и ДОЖДЬ целиком? (В этих словах один слог)
2. Звуковой анализ слов ИГЛА и СЛОН, выкладывание схемы слова цветными фишками.
- Отгадайте, схему какого слова мы сейчас будем составлять.
|
ХВОСТ ЛЬНЯНОЙ.
(Игла)
- Сегодня каждый из вас составляет схему самостоятельно.
Педагог в процессе выполнения дает задания:
а) произнесите слово
б) обозначьте первый звук фишкой
в) обозначьте остальные звуки
г) поставьте знак ударения в слове
д) прочитайте слово
е) проверьте правильность выполнения задания
ж) снимите со схемы фишки в следующей последовательности: А, Л, Г, И.
|
У НЕГО БОЛЬШИЕ УШИ,
ДЛИННЫЙ ХОБОТ НОСИТ ОН,
ХОТЬ СИЛЕН, НО ДОБРОДУШЕН,
ПОТОМУ ЧТО ЭТО … (Слон)
- Сколько звуков в слове СЛОН?
- Сколько гласных звуков? Назовите его.
- Сколько слогов в этом слове?
- Почему можно глядя на схему сразу сказать, что в слове СЛОН один слог (Потому что один гласный звук)
- Сколько согласных звуков в слове СЛОН? Назовите их.
- Убирайте со схемы фишки в таком порядке: Л, О, Н. Какой звук еще нужно убрать? (С)
- Звук С глухой или звонкий? (Глухой)
3. Подсчет количества слогов в слове, подбор слова с заданным количеством слогов. Дидактическая игра «Вкусные слова»
Карандаш:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
4. Подбор слов с заданным звуком с опорой на предметные картинки. Дидактическая игра «Выбери подарок»
- Ребята, вы знаете, что на день рождения принято дарить подарки. Давайте отправимся в магазин и выберем для Алисы подарки. Выбирайте те предметы, в названии которых есть любимый звук Алисы – звук Р.
Слова: МАРКИ, РАСЧЕСКА, ШКАТУЛКА, АЛЬБОМ, КАРАНДАШИ, КРАСКИ, МОЗАИКА, РОЗЫ, КАРТИНА и т.д.