Условия применения компьютера в процессе обучения
Существенный рост информации о окружающем мире, создание и применение в образовательном процессе современных технологий привели к увеличению объемов учебного материала, который необходимо усвоить школьнику и студенту. Необходимость полного и качественного освоения учебной программы по различным дисциплинам требуют существенного увеличения как учебного времени, так и время самостоятельной работы учащихся. Насыщение учебных дисциплин все новыми знаниями о предметах, процессах и явлениях окружающего мира призваны активизировать активность обучаемых в процессе получения образования. Вместе с тем, увеличение учебной нагрузки вызывает и негативные последствия для организма учащихся. Объективно зафиксирован факт заметного ухудшения здоровья детей в процессе обучения. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО и НИИ педиатрии Академии медицинских наук и подростков РАО приводят данные, что за период обучения в школе резко ухудшается состояние здоровья учащихся, около 50 % из них подвержены неврастении. Причиной, по мнению ученых, является перегрузка учащихся. Умственная активность в процессе усвоения знаний способствует расширению кругозора учащегося, побуждает к поиску новых источников информации. Успешное достижение каких-либо промежуточных целей способствует получению положительно окрашенных эмоциональных переживаний радости, подъема, удовлетворения и уверенности. Активизируется собственная деятельность по поиску внутренних резервов активности за счет дополнительных физических нагрузок. Умелое сочетание умственных и физических нагрузок способствуют целостному развитию личности. Вместе с тем, пресыщение учебой, вызванное нагрузкой и большим временем учебы, может привести к снижению мотивации к обучению, утрате интереса к избранной профессии, к увеличению психологических нагрузок, ускорению процессов умственного, эмоционального и физического истощения. Это может отражаться на интеллектуальной, эмоциональной, волевой, поведенческой сферах личности учащегося. Дополнительными источниками нервно-психического напряжения учащихся выступали и будут выступать периоды сдачи зачетов и экзаменов, когда сильное психологическое воздействие на психику учащихся оказывают психологические факторы высокой ответственности за результат, неопределенности последствий, неожиданности, относительного дефицита времени, повышенной интеллектуальной сложности. Основой профилактики развития у обучающихся нервно-психического переутомления и перенапряжения, и предупреждения информационных неврозов выступает правильно организованный режим труда и отдыха учащегося в сочетании с регулярным питанием. Ежедневный 7-8 часовой (для студентов) и 8-9 часовой (для учащихся) сон способствует обеспечению высокого уровня двигательной, эмоциональной и умственной активности. Поддержанию выносливости, физического тонуса способствуют регулярные занятия спортом, а также активное проведение учащимися каникул в течение учебного года.
Компьютерная техника, преимущественно персональные компьютеры, широко используется в различных видах учебной деятельности в вузах: для организации компьютерных учебных баз данных с целью обеспечения курсового и дипломного проектирования; для проведения и оптимизации расчетов при выполнении разнообразных учебных заданий и учебного конструирования; для проведения студенческих научных исследований и автоматизации лабораторного практикума; при чтении лекций и проведении семинаров; для самостоятельной поисково-информационной работы студентов в информационных сетях и т.д.
В некоторых системах с помощью ЭВМ по ходу обучения решаются задачи диагностики учебной деятельности и психодиагностики в целях совершенствования учебного процесса.
Значительно разнообразнее и совершеннее обучение, при котором учащийся как бы погружается в учебную среду, в которой ЭВМ помогает ему ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к базам данных или базам знаний, советует, что и как нужно делать, чтобы усвоение материала происходило эффективнее. При выработке таких рекомендаций система может (и должна) учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности учащегося, для чего в систему включается диагностическая программа, позволяющая принимать хотя и простые, но достаточно обоснованные решения.
Системы с такими возможностями содержат элементы, искусственного интеллекта, и их можно условно назвать интеллектуальными.
Важнейшим элементом искусства преподавания в высшей школе является умение максимально полно использовать возможности компьютера для повышения эффективности учебного процесса.
Но нельзя забывать и о некоторых негативных моментах использования ЭВМ. К ним, в частности, относятся:
• большая утомляемость пользователей при считывании текстов с экранов дисплеев, что вынуждает часть материалов оформлять в привычном виде на бумажных носителях;
• отсутствие в процессе обучения вербального общения, что отрицательно сказывается на общем развитии учащегося, затрудняет формирование умения излагать свои мысли, а последнее особенно важно при изучении дисциплин гуманитарного цикла;
• резко ограничено время общения учащегося с преподавателем и коллегами, что ведет к обеднению личностных контактов, разобщенности и частичной потере соревновательного эффекта группового обучения, к неминуемым потерям в умении вести дискуссии.
Исходя из сказанного, следует предостеречь от излишнего увлечения компьютерным обучением и призвать к тщательному продумыванию и отбору того учебного материала, который целесообразно преподавать с помощью компьютерных средств. В тоже время нельзя отрицать, что компьютеризация обучения имеет большое будущее. Говоря о ближайших перспективах, необходимо обратить внимание на организацию обучения с применением богатейших информационных возможностей, открывающихся с применением видеодисков и компакт дисков. Они начинают вводиться в обучающие системы в качестве их органической части, а также использоваться в системах управления с развитыми базами данных и знаний. При этом важно не потерять главного – живого общения учащихся с преподавателями.
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса и затрагивающих развитие основных сфер человека.
Важно вскрыть целесообразность применения компьютера и его сочетаемость с содержанием, формами и методами обучения. На сегодняшнем этапе применения компьютерного обучения выделены следующие преимущества:
- по временному фактору: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;
- по степени «охвата» учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
- по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;
- по степени «механизации» педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.
Основной стратегической линией психолого-педагогического обеспечения компьютерного обучения становится обоснование целостных систем учебной деятельности, сохраняющих и при использовании компьютера все возможности формирования и развития основных сфер человека. Иначе говоря, необходима номенклатура целей, учитывающая новые педагогические концепции личностно ориентированного обучения и индивидуально-деятельностный подход. Преимущества и цели применения компьютеров в процессе обучения можно дополнить следующим образом:
- развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;
- развитие мотивационной сферы: формирование потребностей - интеллектуальной, в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания; потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности; воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;
- развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
- развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям - как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;
- формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся, разъяснение им смысла предстоящей деятельности, актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний, стимулирование целеполагания, создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий, помощь и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.
По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применения которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Использование компьютера в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека. Особенности организации умственного труда с применением компьютера заключаются в том, что данное орудие учебной деятельности вызовет к действительности новые функции, видоизменит протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося, увеличит существенно их интенсивность, перестроит последовательность функций и, тем самым, перестроит всю структуру деятельности по обучению. Основная схема овладения компьютером как средством обучения будет заключаться в том, чтобы вначале подчинить свои действия логике действий, задаваемых компьютером, а затем подчинить его целям и задачам деятельности, получив новые возможности в достижении результатов этой деятельности. На первом этапе компьютер выступает предметом учебной деятельности, в ходе которого приобретаются знания о работе устройства, изучаются языки программирования, усваиваются навыки работы оператора. На втором этапе этот предмет превращается уже в средство решения учебных или профессиональных задач, в орудие деятельности человека. Компьютеризация обучения может вызвать ряд проблем, т.к. компьютер предполагает соответствующее программное обучение. Решение задачи создания программного обеспечения связано с преодолением трудностей, обусловленных тем, что одну часть задачи – конструирование и производство ЭВМ – выполняет инженер, а другую – педагог, который должен найти разумное дидактическое обоснование между логикой работы вычислительной машины и логикой развертывания живой человеческой деятельности учения. Другая трудность состоит в том, что любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из равноправных компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью учащегося. Все эти звенья взаимосвязаны, и изменение в одном из них обусловливает изменения во всех других. Как новое содержание требует новых форм его организации, так и новое средство предполагает переориентацию всех других компонентов дидактической системы. Поэтому компьютер необходимо рассматривать как начало системной перестройки всей технологии обучения. Преобразуется прежде всего деятельность субъектов образования – учителя и ученика, преподавателя и студента. Им приходится строить принципиально новые отношения, осваивать новые формы деятельности в связи с изменением средств учебной работы и специфической перестройкой ее содержания. Выделяются три основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций: как тренажер; как репетитор, выполняющий определенные функции за преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек; как устройство, моделирующее определенные предметные ситуации (имитационное моделирование). Тренажерные системы наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков. Здесь используются программы контрольно-тренировочного типа: шаг за шагом учащийся получает дозированную информацию, которая наводит на правильный ответ при последующем предъявлении задания. Вместе с тем, использование в процессе обучения компьютера в таком режиме приводит к интеллектуальной пассивности учащихся. Отличие репетиторских систем определяется тем, что при четком определении целей, задач и содержания обучения используются управляющие воздействия, идущие как от программы, так и от самого учащегося. Такой обмен информацией в обучающих системах получил название «диалоговой». Репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с ЭВМ в реальном масштабе времени. Обратная связь осуществляется не только при контроле, но и в процессе усвоения знаний, что дает учащемуся объективные данные о ходе этого процесса. Нужно подчеркнуть отличие подобного «диалога» от диалога как способа общения между людьми. Диалог - это развитие темы, точки зрения совместными усилиями двух и более человек. Ход этого совместного обмена мыслями задается теми смыслами, которые порождаются в ходе самого диалога. Очевидно, что «диалог» с машиной таковым принципиально не является. Большой проблемой компьютерного обучения является опасность возникновения отрыва от реальности, неадекватного отражения действительности, поскольку содержательная информация, представленная в учебнике на том или ином предметном языке, должна быть выражена еще на одном искусственном языке, языке программирования. Происходит как бы замещение замещения, что умножает возможность получения обучающимися формальных знаний, которые не приближают его к практике, а, наоборот, отдаляют от нее. Условия, создаваемые с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей. Компьютер, как подчеркивает П. Нортон, является мощным средством оказания помощи в осмыслении людьми многих явлений и закономерностей, однако нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, который пользуется лишь набором заученных фактов и навыков.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
1. Как отражается в методах обучения проблема активизации учебно-познавательной деятельности и стимулирования познавательного интереса учащихся?
2. Охарактеризуйте основные формы организации учебной работы в вузе.
3. Какова роль разных видов самостоятельной работы учащихся в школе и вузе?
4. Опишите возможности использования различных методов обучения в процессе формирования личности.
5. С помощью каких средств реализуются наглядные методы обучения?
Темы рефератов
1. Характеристика учебно-познавательной деятельности студента вуза.
2. Нестандартные, инновационные формы организации учебных занятий.
3. Психологические основы организации процесса обучения.
4. Возрастные особенности обучения подростков и взрослых.
5. Причины и пути преодоления трудностей в обучении.
Рекомендуемая литература
1. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М., 1987.
2. Выбор методов обучения /Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1981.
3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 1987
4. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.
5. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
6. Колбаско И.И. Учащимся о самообразовании. Минск, 1976.
7. Купесевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М., 1986.
8. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
9. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
10. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1989.
11. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М., 1962.
12. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. М., 1994.
13. Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. М., 1987.
14. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1981
15. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
16. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988.