Физическая культура как часть общей культуры человека и общества
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение, способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
- Понятие здорового образа жизни, физическое здоровье
Занятия физической культурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
v плодотворный труд
v рациональный режим труда и отдыха
v искоренение вредных привычек
v оптимальный двигательный режим
v личную гигиену
v закаливание
v рациональное питание.
Формирование установки, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни – первая задача педагогики, медицины, социологии и др. дисциплин.
- Цель физического воспитания в ВУЗах и его задачи
Здоровье и обучение студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены, чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью.
Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
ü воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду
ü сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организму, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения
ü всесторонняя физическая подготовка студентов
ü ППФП студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
ü приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки по выбранному виду спорта или система физических упражнений
ü воспитание у студентов убежденности и необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
- Причины недостаточной физической активности населения
Отмечаются следующие причины:
§ Недостаточная осведомленность о пользе занятий
§ Отсутствие интереса к занятиям
§ Предпочтение каких-либо других занятий в свободное время
§ Лень
§ Отсутствие информации о возможности занятий
§ Проблема свободного времени
§ Неверие в свои возможности
- Содержание программы по учебной дисциплине «Физическое воспитание»
Учебная дисциплина «Физическое воспитание» включает в качестве обязательного минимума следующие разделы: а) теоретический, б) практический, в) контрольный.
а) – формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре
б) практический, состоящий из 2 подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного
в) определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
- Понятие утомления и его особенности
Утомление – это временное снижение работоспособности, в результате происходит истощение внутренних ресурсов и рассогласование систем, обеспечивающих деятельность.
Утомление имеет свои особенности, выделяют:
- умственное
- эмоциональное
- сенсорное
- физическое.
В зависимости от глубины утомления применяются различные средства и методы восстановления:
ü Релаксация (уменьшение напряжения, расслабление)
ü Физиотерапевтические процедуры
ü Фармакологические средства
ü Массаж
ü Рекреация (оптимизация текущего состояния организма)
ü Психорегулирующие средства (например, аутогенная тренировка)
ü Упражнения на переключениях («активный отдых»)
ü Реабилитация.
- Условия выполнения физических нагрузок для достижения оздоровительного эффекта
Физические упражнения оказывают оздоровительное воздействие на организм человека только при соблюдении определенных условий их выполнения:
v Доза (величина) воздействия физических упражнений на организм должна находиться в определенных пределах, верхний уровень, которого не должен превышать индивидуальных возможностей организма, связанных с полом, возрастом, физической подготовленностью, состоянием здоровья (не нанести вреда), а нижний предел определяется достаточностью дозы для получения продолжительного суммарного эффекта от многократных занятий
v Физические упражнения должны проводиться в определенных внешних условиях (место занятий, окружающая среда, одежда, обувь и т.п.), соответствующие гигиеническим требованиям
v Физические упражнения должны выполняться при условии соблюдения общих правил личной гигиены. Например, физические упражнения сразу после обильной еды, приема алкоголя или курения могут привести к тяжелым заболеваниям
v Занятия физическими упражнениями не совместимы с вредными привычками – курением, увлечением наркотиками, алкоголем.