Урок изучения новых знаний
Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений, навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений. Это может быть блочный способ его подачи и изучения. Могут использоваться такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа, постановка опыта и т. д.
На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов; применение наглядностей и технических средств. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.
Структура урока изучения новых знаний:
· Организационное начало, введение в урок (подготовка к усвое-нию нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с новым).
· Постановка целей и задач урока, изложение, объяснение нового материала, включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, приборами, оборудованием, компьютерной техникой).
· Выполнение практических работ, первичное закрепление нового материала.
· Домашнее задание и его комментарий.
· Подведение итогов урока с комментарием успехов и труднос-тей в усвоении темы.
Урок совершенствования (закрепления) новых знаний и умений
а) систематизация и обобщение знаний, более глубокое их осмысление;
б) развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности;
в) закрепление ранее усвоенных знаний в органичной связи с новыми;
г) коррекция знаний и умений.
Структура урока:
· Организация начала урока.
· Постановка целей и задач.
· Упражнения разных видов и уровней сложности по изученному материалу, практические и лабораторные работы и включение учащихся в самостоятельную деятельность под руководством учителя (наблюдение, консультация).
· Обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определение тенденций развития темы в науке и ее связи с другими темами учебного курса.
· Коррекция знаний и деятельности учащихся.
· Постановка и комментарий выполнения домашнего задания.
· Подведение итогов работы: показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение, уточнение возникших вопросов, выставление отметок учащимся.
На таких уроках почти не присутствует классическое объяснение материала учителем.
Уроки обобщения и систематизации изученного
Дидактические задачи уроков данного типа
а) сформировать у учащихся систему теоретических знаний по основным темам или разделам учебного предмета;
б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания;
в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изученным темам, разделам, всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.
Структура урока:
· Организация начала, постановка целей и задач.
· Повторение учебного материала. Виды опроса: устный – фронтальный, собеседование, дискуссия, письменный – написание дат, описание событий, работа с географической картой.
· Подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием.
Уроки обобщения и систематизации формируют потребность в постоянном повторении учебного материала.