Основные направления в обучении орфографии
Изучая правило за правилом, нередко через ощутимые временные интервалы, ученик не в состоянии удержать эти правила в сознании и тем более применить их в нужном случае.
Чтобы живой учебный процесс протекал успешно, он должен иметь зримое для ученика ведущее направление, способное синтезировать, обобщать изучаемый материал и успешно использовать его в практике письма.
Замечено, что навыки правописания формируются быстрее и являются более прочными при следующих условиях:
1) в ходе обучения постоянно ведется работа над умением обнаружить орфограмму;
2) учащиеся обучены различать виды орфограмм в морфемах;
3) ученики осознают закономерности письма;
4) соблюдается преемственность в лексическом материале.
Эти ведущие направления в обучении и составляют линии преемственности и перспективности в работе по орфографии в школе.
Умение замечать орфограммы само собой, интуитивно формируется лишь у некоторых учащихся (до 30%) и является процессом длительным.
Лингвистическое развитие ученика, развитие его мышления таково, что в начале V класса это правило он способен применить лишь к общеупотребительной лексике, к словам с несложным строением типа вода, земля, трава. В таких в общем-то понятных словах, как вдали, травяной (настой), отяжелеть, дети допускают уже много ошибок. Требуется специальная работа, направленная на выявление значения корня путем опоры на ближнеродственное слово (травяной настой – это настой на трáвах; отяжелеть – это сделаться тяжелым (тя'жесть) и т.д.), чтобы предотвратить ошибки на безударные гласные.
Что же касается таких слов, как удивительный, очаровательный, привлекательный и т. д., то эти слова для детей указанного возраста являются просто непроверяемыми написаниями по той простой причине, что они не могут их «проверить», не могут соотнести с однокоренными дивный, диво, чары и пр. Не учитывать реальных возможностей учащихся усвоить правило лишь к определенным словам – значит завысить требования, ставить заведомо невыполнимые задачи, отбить интерес к предмету по причине невозможности его одолеть.
Если продолжить пример с безударными гласными в корнях слов, то для V класса грубыми ошибками являются те, что допускаются в словах вода, зима. Подобные слова должны писаться на уровне навыка. К ним, собственно говоря, и правило как способ действия уже применять не надо. Самыми подходящими для развития навыка написания безударных гласных в корне должны быть слова второй группы (издалека, возгордиться, обижать, обежать и т. п.), с ними ученики должны постоянно работать путем опоры на ближнеродственные слова, что помогает развить способность определить значение корня и подвести безударный гласный под ударение.
В VI классе отрабатываются слова третьей группы (оглавление – перечень глав, облокотиться – опереться на локоть и т. д.) и продолжается работа со словами второй группы. И в V, и в VI, и в VII классах выясняются греко-латинские компоненты слов: терраса – от «терра», земля: территория, террариум; репродукция – («ре-» «вос») – воспроизведение; реконструкция, ретрансляция и т. д.
Лексика всех письменных работ заранее анализируется, и проводятся необходимые упражнения по предотвращению ошибок. Лексические группы по трудности освоения правописания слов на одно правило выделяются применительно и к другим морфемам. Известно, что если в словах типа раздать, истереть ошибок почти нет, то в словах расщедриться, беззаботный их много, так как границы на стыке приставки и корня в произношении данных слов размыты.
Преемственность и перспективность в обучении русскому языку/ Сост. А.Н. Матвеева. –М., 1982. С.35-50.
В.Я. Булохов