Охрана окружающей среды – проблема общечеловеческая
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе, рациональное использование ее богатств стало в настоящее время проблемой века и затрагивает интересы всех народов. Эти задачи не могут быть решены без постоянного сотрудничества государств. Природа не имеет границ, и загрязнение биосферы в одном районе земного шара неизбежно отражается на других. Поэтому государства заключают с соседними странами соглашения по вопросам охраны вод и рыболовства, защиты растений, по предотвращению загрязнения морей нефтью. Между ядерными державами подписываются Договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах. XXXV сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г. одобрила резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений».
Жизнь не может быть полной, цельной и нравственной, если мы, люди, будем только брать у природы. Очень важно ее беречь, защищать, помогать ей. Вот почему по решению ООН ежегодно с 1972 года многие страны 5 июня отмечают Всемирный день защиты окружающей среды. Учреждена и ведется постоянно «Красная книга», в которую заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений.
Охрана окружающей среды стала сегодня общепланетарной проблемой, требует огромных материальных затрат.
2. Работа с текстом.Прочитайте текст. Что нового вы узнали из него?
Течение потока духовной жизни и разных людей различно. Одни люди быстро и легко откликаются на факты и события окружающей жизни. Они впечатлительны. Другие – медленно и с трудом. Одни – порывисты. Другие – размеренны и рассудительны. Ученые еще в глубокой древности обратили внимание на эти различия в поведении людей и объяснили это различием в темпераментах, то есть особенностями психического склада человека.
Принято различать четыре основных вида темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический.
Сангвиник (от лат. sanguis – кровь) – это человек живой, жизнерадостный, подвижный, быстро возбудимый, бурно, хотя и не глубоко реагирующий на происходящие вокруг события. Сангвиник легко привыкает к новым требованиям и обстановке, быстро налаживает контакты с людьми, быстро переключается с одной работы на другую. Мимика и движения его выразительные. Он очень энергичный и работоспособный.
Меланхолик ( от греч. melanos- черный + chole- желчь) – это человек, отличающийся сильной впечатлительностью, чувствительностью, склонный к грусти. Внешне малоподвижен, мимика и движения его невыразительные. Быстро устает, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, его пугает новая обстановка. Больше занят своими переживаниями, часто робок, застенчив. Очень отзывчив к чужой беде.
Флегматик (от греч. phlegma - слизь, мокрота) – человек, отличающийся медлительностью, спокойствием, безразличием. Эмоционально сдержан. Он с трудом сходится с людьми, с трудом откликается на события. Отличается терпеливостью, усидчивостью, выдержкой, самообладанием, работоспособностью.
Холерик (от лат. cholere греч. chole – желчь) – это сильный, неуравновешенный тип человека. Как и сангвиник, живо и с большим возбуждением откликается на события, но он часто не сдержан, нетерпелив, вспыльчив, прямолинеен. Отличается большой настойчивостью, трудолюбием, но с трудом переключает внимание с одной деятельности на другую. На пути к цели преодолевает любые трудности, со всей страстью отдается делу.
Но в каждом из темпераментов есть и положительные, и отрицательные свойства.
(По А.Петровскому.)
3. Работа в малых группах. Прочитайте рассказ о жизненном подвиге лауреата Нобелевской премии И.И.Мечникове. Озаглавьте текст.
Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввел себе в вену … Это было в Одессе в 1881 году. Через 3 дня аудитории и кабинеты Новороссийского университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти. Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам до тех пор, пока не начался бред. Металась по подушке голова с ранней сединой на висках и в бороде. Тихо плакала у постели его жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда миновал кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он всё-таки узнал истину! То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Но примеру учителя последовали его помощники. Один из них заболел очень тяжёлой формой холеры. Несмотря на то, что состояние больного было безнадёжным, все же Мечникову удалось вырвать его из рук смерти. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена учёные рисковали своим здоровьем в поисках истины. Он написал о многих, чьими подвигами восторгался, чьему примеру следовал. Хотя он проводил опыты и на самом себе, но в статье об этом нет ни единого слова. К концу жизни основатель современной науки геронтологии – борьбы со старостью, автор всемирно известных книг «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма» был окружён всеобщим признанием и уважением. И хотя И.И.Мечников был удостоен многих наград, Нобелевской премии, он остался равнодушным к почестям. Единственной наградой он считал открытие истины в науке. Отдавая друзьям перед смертью последние наставления, он потребовал, чтобы его вскрыли. И после смерти он хотел служить науке. (По М. Яровинскому)
Обсуждаем содержание текста. 1. Что вы узнали о И.И.Мечникове? 2. Можно ли считать жизнь ученого подвигом? Аргументируйте свою мысль. 3. Какие нравственные качества лежат в основе подвига?
На основе информации текста о И.И. Мечникове постройте текст-рассуждение. Для этого разверните следующий тезис: Вся жизнь Мечникова – это служение науке.
При раскрытии данного тезиса используйте следующие средства связи: а) во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец; б) по-моему, на мой взгляд; в) безусловно, бесспорно, без сомнения; г) однако, также, кстати; д) итак, таким образом, следовательно. Выпишите из текста предложения с временными конструкциями.
Задание 2. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.
Шприц, тиф, вена, мерть, термометр, наблюдение, бред, самоубийство, безумие, кризис, холера, тяжелая форма, опыт, ученый, геронтология, борьба, старость, вскрытие, наука.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)
Тема №28. Тема текста. Структура и смысл текста. Тема как предмет или явление, которая рассматривается в тексте. Обозначение темы в тексте с существительными, встречающимся в различных падежах.
2.Цель: дать понятие о теме как предмете или явлении, которые рассматриваются в тексте, обучение обучающихся комплексному анализу текста;
развитие внимания к слову как выразительному средству языка;
умение вести диалог с автором; познакомить студентов с обозначением темы в тексте существительными, встречающимися в различных падежах.
3. Задачи обучения:
Студент должен знать:
-продолжить работу по анализу текста (определить тему, основную мысль, проблему; характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства текста);
- углубить знания обучающихся о форме и содержании текста, совмещающего художественность и публицистику одновременно;
- понятие «текст», признаки текста, тема и идея текста, тема и рема в предложении, структура текста, сложное синтаксическое целое, способы связи предложений в тексте;
Студент должен уметь:
-определение темы и основной мысли текста, определение способа связи предложений в тексте, роли предложения в тексте
4. Основные вопросы темы:
1. Тема текста.
2. Структура и смысл текста.
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема может быть обозначена как предмет или явление, которые рассматриваются в тексте.
Предложения в тексте объединяются общей темой. Обычно эта тема бывает названной в первом предложении.
Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема.
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.
Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.
Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.
Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.
Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.
5. Методы обучения и преподавания:презентация,работа с текстом,работа в малых группах
1. Работа с текстом. Предтекстовые задания. Прочитайте текст.
Анальгин
Анальгин обладает весьма выраженными анальгезируюшим (обезболивающим), противовоспалительным и жаропонижающим свойствами. Как хорошо растворимый и легко всасывающийся препарат он особенно удобен для применения в тех случаях, когда необходимо быстро создать в крови высокую концентрацию препарата. Хорошая растворимость дает возможность широко пользоваться анальгином для парентерального (минуя желудочно-кишечный тракт) введения.
Показаниями к применению анальгина служат боли различного происхождения (головная боль, боли, исходящие из области малого таза и др.), препарат применяется для понижения температуры тела при различных лихорадочных состояниях (грипп и др.), при воспалительных заболеваниях, таких как ревматизм, радикулит, невралгия, миозит, хорея. При болях в области груди и брюшной полости Анальгин практически неэффективен.Для приёма внутрь анальгин часто сочетается с амидопирином, чем обеспечивается быстрый эффект (быстрое поступление в кровь хорошо растворимого анальгина) и большая его длительность (за счёт медленного всасывания и постепенного выделения амидопирина). Анальгин часто назначают вместе с кофеином, фенобарбиталом, кодеином и другими препаратами.Болеутоляющее действие анальгина усиливается при комбинации его с кодеином, витамином В1, фенобарбиталом.
Гиперчувствительность, угнетение кроветворения (агранулоцитоз, цитостатическая или инфекционная нейтропения), тяжелые нарушения функции печени или почек, простагландиновая бронхиальная астма, наследственная гемолитическая анемия, связанная с дефицитом глюкозо−6-фосфатдегидрогеназы, беременность, кормление грудью (на время лечения прекращают).
Особенно при длительном использовании анальгина может наблюдаться угнетение кроветворения (агранулоцитоз, гранулоцитопения). Поэтому при приёме препарата необходимо через определенные промежутки времени производить анализ крови. После приёма анальгина внутрь возможны аллергические реакции, а так же – анафилактический шок – при внутривенном введении препарата.
Одновременное применение Анальгина с другими ненаркотическими анальгетиками может привести к взаимному усилению токсических эффектов.Трициклические антидепрессанты, противозачаточные средства для приема внутрь и аллопуринол нарушают метаболизм метамизола в печени и повышают его токсичность.Барбитураты и фенилбутазон ослабляют действие анальгина.Анальгин усиливает эффекты алкогольсодержащих напитков.Рентгеноконтрастные вещества, коллоидные кровезаменители и пенициллин не должны применяться во время лечения метамизолом.Метамизол, вытесняя из связи с белком пероральные гипогликемические препараты, непрямые антикоагулянты, ГКС и индометацин, увеличивает их активность.Одновременное применение Анальгина с циклоспорином снижает уровень последнего в крови. Тиамазол и сарколизин повышают риск развития лейкопении. Эффект усиливают кодеин, пропранолол (замедляет инактивацию).Седативные средства и транквилизаторы усиливают обезболивающее действие анальгина.
При передозировке возможны геморрагический синдром, снижение артериального давления, тахикардия, тошнота, рвота, одышка, шум в ушах, гастралгия, олигурия, острый агранулоцитоз, гипотермия, сонливость, острая печеночная и/или почечная недостаточность, бред, нарушение сознания, паралич дыхательной мускулатуры, судороги. В случае проявления вышеописанных симптомов делают промывание желудка, принимают активированный уголь, солевые слабительные; проводят форсированный диурез, гемодиализ.
Дети до пяти лет и больных, которые получают цитостатические лекарственные средства, принимают метамизол натрия только под надзором врача. Непереносимость наблюдается очень редко, но угроза проявления анафилактического шока после внутривенного введения анальгина выше, чем если принимать внутрь. У пациентов с поллинозами и атопической бронхиальной астмой существует повышенный риск проявления аллергических реакций. Запрещено применение анальгина для того, чтобы снять острые боли в животе. Для внутримышечного введения нужно использовать длинную иглу.
Послетекстовые задания. Составьте вопросы к тексту.
Задание 1. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.
Анальгин, обезболивающий, кровь, концентрация, лихорадочное состояние, ревматизм, радикулит, невралгия, миозит, хорея, кофеин, фенобарбитал, кодеин, анемия, беременность, кормление грудью, синдром, тахикардия, тошнота, рвота, одышка, шум в ушах, гастралгия, олигурия, острый агранулоцитоз, гипотермия, сонливость, острая печеночная и/или почечная недостаточность, бред, нарушение сознания, паралич дыхательной мускулатуры, судороги, диурез, гемодиализ
2. Работа с текстом.Определить тему и стиль текста. Разделить на микротемы, разделить текст на абзацы.
Грипп – острое инфекционное, быстро распространяющееся заболевание, поражающее органы дыхания, нервную, а иногда и сердечно-сосудистую систему. Возбудителем гриппа является вирус, размножающийся в слизистой оболочке дыхательных путей; он распространяется в воздухе вместе с мелкими капельками слюны, слизи и мокроты, выделяемыми гриппозными больными при чиханье, кашле, разговоре. Грипп – одна из самых заразных болезней. Вспышки гриппа нередко принимают характер эпидемий, охватывая иной раз и весь мир (пандемии). Чаще всего гриппом болеют дети, для них и людей преклонного возраста грипп особенно опасен. Предшественниками гриппа обычно бывают плохое самочувствие, отсутствие аппетита и познабливание. После инкубационного (скрытного) периода продолжительностью не более 2 дней появляются озноб, головная боль, нарастание температуры, чувство разбитости, ломоты в суставах, мышцах и костях. Затем появляются насморк, охриплость, кашель, покраснение горла, боль при глотании, покраснение глаз. Высокая температура (до 39-40˚С) держится обычно 3-6 дней ли меньше. Слабость и сильная головная боль преимущественно в области лба и висках, болезненность при вращении глаз могут сохраниться и после снижения температуры до нормальной. После гриппа нередко наблюдаются различные осложнения (бронхит, воспаление легких, менингит, радикулит, воспаление почек и др.). В современных условиях лечение гриппа – одного из самых распространенных и опасных заболеваний – проводится, как правило, медикаментозными средствами, назначаемыми врачом.
3. Работа с текстом.Определить тему и стиль текста. Разделить на микротемы, разделить текст на абзацы.
Грыжа – болезнь, при которой происходит выпячивание внутренних органов из полости, в которой они расположены, через дефекты к стенке этой полости. При этом выпячивание внутренних органов происходит без нарушения целостности выстилающей стенки полости оболочки (брюшины, плевры и т.п.). Наиболее распространены грыжи паховые, пупочные, бедренные, грыжи белой (срединной) линии живота у мужчин, грыжи на послеоперационных рубцах. Причины возникновения грыжи условно подразделяют на местные и общие. Местные причины заключаются в слабости строения тех участков тела, через которые происходит выпячивание грыжевого мешка (паховая область, пупочное кольцо и пр.). К общим причинам относятся физический труд, постоянное натуживание при запорах, иногда слабое развитие мышц и т.л. При беременности повышается внутриутробное давление, брюшная стенка ослабляется и истончается, что увеличивает возможность возникновения грыжи. Появлению грыжи способствуют травматические повреждения стенки полости, создающие в ней «слабые места» с последующим выпячиванием через них внутренностей. Особое место занимают врожденные грыжи, возникающие за счет внутриутробных дефектов развития, например, незаращения пупочного кольца. Признак развития грыжи – появление выпячивания, увеличивающегося при напряжении и пропадающего при лежании (вправимая грыжа). Болевые ощущения (тянущие боли) могут ощущаться иногда только при стоянии и работе, но исчезать при лежании. Чаще всего выпячивание со временем увеличивается и перестает вправляться даже при лежании (невправимая грыжа). Наиболее тяжелым и опасным осложнением является ущемление грыжи, которое может дать смертельный исход, если своевременно не сделать операцию. Основные признаки ущемления, образованию которого способствует мышечное напряжение, состоят в том, что появляются боли в области грыжевого мешка, не вправляется вправлявшаяся до этого грыжа, ощущается болезненность при ее ощупывании, тошнота и рвота; затем нарастает интоксикация (учащается пульс, общая слабость и т.п.), отсутствуют стул и отхождение газов; вздувается живот.
Задание 2. Объясните значение медицинских терминов, переведите их на казахский язык.
Грипп, сердечно сосудистая система, возбудитель, вирус, вспышка, зараза, эпидемия, инкубационный период, головная боль, озноб, насморк, охриплость, осложнение, грыжа, полость, орган, брюшина, плевра, операция, пульс, запор, интоксикация,, стул, газы, вздутие.
6. Литература:
Основная литература:
1.Айкенова Р.А. Р.А. Русский язык: учебник для студентов медицинских вузов. – Актюбинск, 2012.
2.Жанпеис У.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов медицинских вузов (бакалавриат) – Алматы: Эверо, 2012.
Дополнительная литература:
1.Жаналина Л.К. Практический курс русского языка: Учебное пособие - Алматы, 2005.
2.Зуева Н.Ю. Практическое пособие по развитию навыков научной речи: для вузов гуманитарного профиля в 2-х ч. Основной курс. Алматы,2007 (электронная версия)
3. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М. : Проспект, 2008. - 440 с. : ил.
4. Даирбекова С.А. Моя Родина Казахстан// Учебное пособие по русскому языку для студентов казахских групп неязыковых вузов. - Алматы, 2003.
5. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы, 2009.
6. Тлегенова С.Е. и др. Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса. – Алматы, 2006.
7. Акжалов Б.Т. и др. Стилистика русского языка и культура речи. 2 части - Семей, 2011. (электронный учебник)
8. Егеубаева Г.Б., Акжалов Б.Т. Сборник текстов по русскому языку для студентов-оралманов. Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
9. Кудайбергенова Ж.М., Акжалов Б.Т. Практический курс русского языка по специальности «Общая медицина». Учебное пособие – Семей, 2013. (электронная версия)
10.Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой, - Алматы, 2008. (электронный учебник)