Спорт в жизни современного общества
Exercitia arte nativitate
(«Упражнения рождают мастерство» – Тацит)
Последние десятилетия ознаменованы следующими тенденциями значительного влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей: 1) усилилось влияние спорта на основные виды деятельности человека: экономическую, образовательную, культурную; 2) расширились интегративные процессы и внедрение спорта в социальные структуры общества; 3) продолжается интенсивное развитие спорта как самостоятельного социального института; 4) существенно усилилось влияние спорта на социализацию и воспитание личности, формирование стиля жизни.
Спорт как часть экономической системы.
Понятия экономики и спорта в современных условиях общества неразделимы. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Спортивный бизнес – бурно развивающаяся отрасль, которая поддерживает экономику любого государства. Недаром сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Зрелищность спорта – одна из самых ярких и привлекательных его ценностей. Непредсказуемость спортивного результата, дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники привлекают внимание миллионов болельщиков. В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места, производит широкую номенклатуру спортивных товаров и услуг.
Спорт как средство международного обмена
В XXI веке спорт является одним из важнейших средств международного культурного обмена. Специалисты разных стран обмениваются новыми технологиями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. Новейшие медицинские технологии, позволяющие использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена, становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.
Спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью, которая востребована всем мировым сообществом. По прогнозам социологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира. В мировую социально-политическую систему входят различные спортивные объединения: международные спортивные федерации по видам спорта, международные комитеты по оценке физического состояния населения (ЮРОФИТ) и т. д.
Спорт как часть системы знаний
Достижение высоких спортивных результатов, дальнейшее успешное развитие инфраструктуры спорта невозможны без научного знания, взаимодействия спортивной науки с другими дисциплинами. Междисциплинарные связи позволяют рассматривать человека как целостного объекта спортивной деятельности в единстве развития его психических, физических и социальных сторон.
Эвристически-достиженческая ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности. На пути к высокому спортивному результату человек должен найти новые средства подготовки, методы и условия мобилизации функциональных и двигательно-технических способностей, неуклонно раздвигать рубежи кажущихся их границ.
Спорт как фактор социализации личности
Человек становится личностью со пределенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью социализации, усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, человек не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.
Субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, что говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности.