Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1974.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
7. Замков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
8. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1984.
9. Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. -1996. - № 6.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
11. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / / Педагогика. -1996. - № 2.
12. Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. -1996. - № 3.
13. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистервег
Занков Леонид Владимирович(1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.
Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.
Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.
Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
Классификационная характеристика
По уровню применения:общепедагогическая. По основному фактору развития:социогенная + психогенная. По концепции усвоения:ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП.
По характеру содержания:обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления:система малых групп.
По организационным формам:классно-урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная.
По подходу к ребенку:личностно ориентированная.
По преобладающему методу:развивающая.
По направлению модернизации:альтернативная.
По категории обучающихся:массовая.
Целевые ориентации
• Высокое общее развитие личности.
• Создание основы Для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).
Гипотезы Л. В. Занкова
Развитие Л.В.Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.
Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.
Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).
В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.
Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.
Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.
Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.
Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.