Приложение 6. Образовательное путешествие
Для старшеклассников, на которых рассчитана технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни, подразумевающее культурное самоопределение. Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой, которая самостоятельно разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех остальных участников.
Цель путешествия — не только найти географическую точку на карте, но и ответить на вопрос, индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие. Каждый школьник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.
В самом путешествии школьники вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи; делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям. В технологию образовательных путешествий введена особая педагогическая позиция тьютора, который сопровождает каждый этап действия. Вместе с учащимися он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого ученика и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом первоначально разрозненные интересы участников собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции.
Ниже приведен фрагмент одной из экспедиционных программ «Ах, Франция! Нет в мире лучше края!», который иллюстрирует структуру совместной деятельности в рамках образовательного путешествия.
День 1-й.
Местопребывание и достопримечательности. Марсель (остров Ив, Старый порт, Нотр-дам де ла Гард).
Общие образовательные действия. Совет экспедиции осуществляет деление на экспедиционные команды: команда «Эйфель и К°» — постигает инженерный и деловой гений Франции; команда «Бомонд» приобщается к французскому образу жизни; команда «Вся королевская рать» изучает перипетии свободы и власти французской истории.
Образовательные действия команд. Советы команд формулируют темы командных исследований, важные для понимания культуры Франции («Рукотворный гений Франции», «Франция и Россия», «Франция — империя свободы»).
Индивидуальные образовательные действия. Школьники определяют сферу своих интересов: архитектура и техника, экология среды и менеджмент культуры, искусство повседневности: культура трапезы, изящество манер и стиля, родство русской и французской душ, политика большая и малая, игры королей и судьбы героев, диктат моды и путь к себе и т.д.
День 3-й.
Местопребывание и достопримечательности. Париж (Эйфелева башня, Лувр).
Общие образовательные действия. Модель первой половины дня: каждая команда ищет свои ответы. Например, в Лувре это:
· пейзажи и проект музея — вдохновение инженерной мысли (крыло Сюлли);
· портьеры и интерьеры — игра характеров и расстановка игроков(крыло Денон);
· натюрморты и костюмы — искусство быта (крыло Ришелье).
Образовательные действия команд. Вечернее чтение в командах научно-популярных книг и мемуаров о Франции.
Индивидуальные образовательные действия. Каждый учащийся осваивает один из методов самообразования:
· научное исследование (команда «Эйфель и К°»);
· коммуникативное исследование (команда «Бомонд»);
· ролевое исследование (команда «Вся королевская рать»).
Дни 8-й и 9-й.
Местопребывание и достопримечательности. Париж (Сорбонна, Латинский квартал, Сен-Жермен-де-Пре, Мон-парнас, Монмартр, Диснейленд).
Общие образовательные действия. Открытая конференция команды «Эйфель и К°»; перформанс «Герои и мода» команды «Вся королевская рать»; вечерний прием в Салоне «Бомонд».
Образовательные действия команд. Команды представляют друг другу добытые знания, вместе складывая представление о культуре Франции, делают выводы о ее значимости для современного человека, характеризуют возможности ее познания.
Индивидуальные образовательные действия. Освоение различных форм социальной жизни, культурного знания: конференция, интеллектуальная беседа, театральное представление.