Игровая деятельность как средство обучения
(по материалам статьи В.И. Кузнецовой «Игровая деятельность как средство обучения». Режим просмотра: http://globalteka.ru/method/doc_view/13042--------.raw?tmpl=component)
Требования к проведению дидактических игр:
ü Соответствие темы игры теме и цели урока
ü Четкость и определенность цели и направленности игры.
ü Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
ü Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
ü Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.
ü Понятность и доступность замысла участника игры, простота сюжета.
ü Стимулирующий характер игры.
ü Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
ü Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности.
ü Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
ü Благоприятный психологический климат отношений
ü Простор для личной активности и творчества.
ü Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
Игры-упражненияпроводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх — путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра.Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания — такими как лекция, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.
Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):
1.Помогает ученику выразить скрытые чувства.
2.Пмогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивы.
3.Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
4.Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
5.Позволяет живо и непосредственно представить учебный материал.
6.Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
7.Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
8.Группа может контролировать содержание и темп.
9.Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
10.Изменяет установки.
11.Учит контролировать чувства и эмоции.
Игра — соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры — соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра — соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Приложения:
Анкета для учителей
1.Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
2.Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
3.В каких случаях вы используете игру?
4.На каких этапах урока предпочтительнее использовать игру или ее элементы?
5.Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?
6.Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
7.Каких результатов вы чаще всего хотите добиться, и удается ли вам это?
8.Любят ли дети играть на уроках?
9.Выполняют ли дети все правила игры?
10.В каких случаях не нужно применять игры?
11.Какие психологические качества ребенка развивает игра?
12.Целесообразно ли использовать игру для развития личности учащегося?
Анкета для учащихся
1.Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
2.Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
3.Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
4.На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)
5.Бывают ли случаи, когда тебе не нравится играть и почему?
6.Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?
7.Что тебе больше всего нравится в игре?