Практическое занятие №4 Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. (2 часа)

Цель: теоретическое освоение темы: Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования, формирование практических умений использования теоретических знаний при построении процесса обучения

Задачи:

- сформировать у студентов теоретические знания по теме, выработать у них практические умения моделировать образовательный процесс в соответствии с коррекционно-компенсирующей направленностью; формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу, изготавливать и использовать наглядные пособия, владеть специальными методами и приемами обучения и воспитания лиц с нарушениями развития, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

Перечень необходимого оборудования

Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.

Основные понятия:коррекция, компенсация, коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения

Методические материалы:раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям презентации; таблицы

Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление наглядных пособий, работа со словарями, хрестоматиями, электронными книгами, электронными периодическими изданиями.

План практического занятия

1 Коррекция, компенсация

2 Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

3 Принцип коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения

4 Особенности организации образовательного процесса при реализации коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения.

5 Содержание, методы организации и организационные формы специального образования как отражение коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения.

6 Современная система специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерные технологии как средства обеспечения коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения.

Вопросы для обсуждения

1 Дать содержательную характеристику понятий коррекция, компенсация

2 Охарактеризовать современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

3 Раскрыть содержание принципа коррекционно-компенсирующей направленности обучения

4 Выявить особенности организации образовательного процесса при реализации коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения.

5 Охарактеризовать содержание, методы организации и организационные формы специального образования в аспекте коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения.

6 Приведите примеры использования современных технических средств, компьютерных технологий для обеспечения коррекционно-компенсирующей направленности процесса обучения.

СРС

1 Подобрать дидактические игры для развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, слухового восприятия, двигательных навыков.

Методические рекомендации преподавателю по организации практических занятий: Обратить внимание на методические материалы к практическому занятию, предложить студентам изготовить наглядные, дидактические пособия для подобранных игр.

а) основная литература

  1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
  2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
  3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
  4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.

б) дополнительная

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.

3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.

4. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996

5. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

7. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.

8. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.

9. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.

10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.

11 Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie

Раздел 2

Наши рекомендации