Тема 19. Педагогическое новаторство А.С.Макаренко
А.С.Макаренко о воспитании личности в коллективе, о воспитании в труде. Проблемы семейного воспитания в работах А.С.Макаренко. Вопросы формирования характера, воспитания сознательной дисциплины, педагогического мастерства в трудах А.С.Макаренко.
* * *
Педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888–1939гг.) в колониях для малолетних правонарушителей началась еще в 20-е годы – в колонии им. А.М.Горького и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского. Опубликованная в 1933г. «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко вызвала в стране огромный интерес. Это литературное произведение оценивалось в те годы как манифест нового воспитания, в центре которого находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Сама идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива для формирования человека была доминирующей в советской педагогике с начала 20-х и до 80–х гг. ХХв. (См. табл. 46).
В своих литературно-педагогических произведениях А.С.Макаренко много внимания уделял методике организации воспитательного процесса; подчеркивал значение самоуправления воспитанников как решающего фактора воспитательного воздействия на детей; указывал на роль традиций, обычаев, стиля и тона отношений, складывающихся в данном коллективе.
А.С.Макаренко видел задачу школы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества (См. табл. 47).
Считал необходимым воспитывать у коммунаров чувство долга, чести, волю, характер, активную дисциплину борьбы и преодоления. Дисциплина в понимании Макаренко не только дисциплина торможения, но и активности. Дисциплину А.С.Макаренко называет лицом коллектива, его голосом, красотой, подвижностью, мимикой, убежденностью, самочувствием гражданина и результатом воспитания.
А.С.Макаренко считал, что одним из средств воспитания является раннее включение учащихся в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу, самой личности. Но в использовании труда как средства воспитания нельзя допускать узкой специализации, т.к. «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы» не «труд – работа», а «труд – забота» (См. табл. 48).
А.С.Макаренко в своих работах поднимал и проблему наказаний. Он считал, что наказания должны соответствовать проступку, иметь индивидуальный характер, не быть частыми, пробуждать сознание справедливости и вины «Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», – вот девиз педагога Макаренко.
Большое внимание Макаренко уделял вопросам семейного воспитания. Секрет семейного воспитания он видел в честном выполнении родителями их долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношения между собой – все это влияет на детей, формирует их личность.
Главное условие эффективности семейного воспитания: полная, крепкая, дружная семья, коллектив, где царят любовь и взаимное уважение, четкий режим и трудовая деятельность всех. Выделяет несколько видов ложных родительских авторитетов.
Его оригинальные теории и практика, своей неоднозначностью вызывающие и сейчас острые дискуссии и споры, получили широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом.
Рекомендуемая литература
1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7т. – М., 1958. – Т.5.
2. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.:В7т. – М.,1958. – Т.5.
3. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
4. Maкаренко A.C. Книга для родителей // Соч.: В 7т. – М., 1957. – Т.4.
5. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М., 1980.
Таблица 46
Педагогическая деятельность А.С.Макаренко (1888–1939гг.) | |
Цель воспитания: формировать преданных патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, стойких, свободных, жизнерадостных, имеющих организационные навыки. Задача воспитания: подготовка энергичных и целеустремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества. | |
Жизненный путь | Труды |
Родился 1 марта 1888г. Окончил городское училище и одногодичные педагогические курсы в 1905 году. 1905–1911гг. – учитель Крюковского железнодорожного училища. 1911–1914гг. – учитель Долинского 2х-классного училища. 1914–1917гг. – учеба в Полтавском учительском институте. Окончил с золотой медалью. 1917–1920гг. – инспектор, затем заведующий начального городского училища в г.Полтаве. 1920–1928гг. – организатор и руководитель колонии им.А.М.Горького. 1928–1935гг. – руководитель трудовой коммуны им.Ф.Э.Дзержинского. 1935–1937гг. – помощник начальника отдела трудовых колоний Украины. 1937–1939гг. – литературно-педаго- гическая деятельность. Скончался 1 апреля 1939г. | В 1950–1952гг. вышли сочинения А.С.Макаренко в семи томах. Издательство Академии педагогических наук. В 1957г. – второе издание сочинений А.С.Макаренко. Т.1. – «Педагогическая поэма». Т.2. – «Марш 1930 года», «ФД – 1», «Мажор». Т.3. – «Флаги на башнях». Т.4. – «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Т.5. – статьи, стенограммы выступлений, докладов и лекций А.С.Макаренко по общим вопросам педагогики и воспитания в советской школе, детских домах и колониях. Т.6. – повесть «Честь», литературные сценарии «Настоящий характер» и «Командировка». Т.7. – публицистические статьи и заметки, рассказы и очерки, высказывания о творческом труде писателей, статьи, посвященные А.М.Горькому, и переписка с ним. |
Таблица 47
Педагогическое учение А.С.Макаренко |
«Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». |
О воспитании личности в коллективе |
– Воспитание в коллективе и через коллектив. – Система перспективных линий. Закон движения. Борьба коллектива за достижение поставленной цели. – «Длительность» детского коллектива. – Самоуправление в коллективе. – Традиции. – Педагогика параллельного действия. – Мажор. 1. Требовательность к каждому воспитаннику. Коллектив – объект воспитания. 2. Переход на сторону воспитателя части воспитанников, создание ядра. (Объектно-субъектные отношения). 3. Коллектив уже объединен общей целью в общем труде и переходит на уровень самоуправления. Коллектив – субъект воспитания. Законы жизнедеятельности коллектива Стадии организации коллектива Коллектив является воспитателем личности |
«Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». |
Таблица 48
А.С.Макаренко о трудовом воспитании |
«Правильное советское воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое…» |
Условия формирования личности в процессе трудовой деятельности |
1. Связь труда с изучением основ наук и воспитанием. 2. Общественно полезный характер труда. 3. Коллективный характер труда. 4. Разнообразие видов труда. 5. Проявление инициативы и творчества в труде. 6. Социалистическое соревнование в труде. 7. Трудовое воспитание в семье как подготовка к трудовому воспитанию в школе. 8. Труд вне образования, этического и политического просвещения – нейтральный процесс. 9. Участие воспитанников в планировании и организации производства. 10.Влияние производительного труда на выбор профессии. |
«Трудолюбие и способность к труду не даны человеку от природы, а воспитываются в нем». «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы». |
А.С.Макаренко считает, что педагогике необходимо создать метод, который «даст возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность».
В воспитании необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости».