Альбом спектров голоса мастеров 4 страница

София, 1983.

Карапетров К. Певецът и педагогът Илия Иосифов. Послеслов на кн.: И. Иоси-

фов. Трудният път към голямото певческо изкуство. София, 1988.

Киселева Е. За вокалната педагогия. София, 1963.

Kimura D. Functional asymmetry of the brain in dichotic listening // Cortex. 1967. Vol. 3. N 2.

Koci P. Zaklady pevecke techniky. Praha; Bratislava, 1970.

Kwalwasser J. The vibrato // Contributions of Voice Research to Singing. Houston

(Texas), 1980.

Liberman A.M., Cooper P.S., Harris K.S., Mac Neilage P.F. Motor theory of speech

perception, -цит. по: Акустич. журн. Т.9. Вып. 2. 1963.

Lindqvist-Gauffin J., SundbergJ. Acoustic Properties of the Nasal Tract. Stockholm, 1976.

Marchesi M. Theoretical and practical vocal method. New York, 1970.

Mason R., Zemlin W. The Phenomenon of vocal Vibrato // Contributions of voice research

to singing. Houston (Texas), 1980.

Mauran J. Important Traite sur le chant theatral en cours d'impression. T.I: Sur la

Technique Vocale; Т.П. Sur la mise en scene lyrique. Paris, 1928.

Morozov V. Intelligibility In Singing as a Function of Fundamental Voice Pitch // Contributions

of voice research to singing. Houston (Texas), 1980.

486 ___________________ В.П. Морозов_______________________

Morozov V. Emotional Expressiveness of Singing Voice: The role of macrostructural

and microstrructural modification of Spectra // Scand. J. Log. Phoniatr. MS

№ 150. Stockholm, 1996.

Morozov V.P. Resonance theory of singing and vocal therapy. Mechanisms of professional

singer's larynx protection from overload (psychological aspects) // I-st international

congress "Music Therapy and Recreative Medicine in XXI century". Moscow, 2000.

Morozov V.P., KouznetsovI.M. Emotional Colouring of a Voice and the Phenomenon

of Quasiharmony of Overtones // International Workshop Speech and Computer.

Moscow, 1999.

MtillerJ. - цит. по: Музехольд А., 1925.

Nelson H., Tiffany W. The Intelligibility of Song // Contributions of voice research to

singing. Houston (Texas), 1980.

Paget R. 1923. - цит. по: Ржевкин С.Н., 1936.

Perello J., Caballe M., Guitart E. Canto-Diccion (Foniatria estetica). Madrid; Lisboa;

Rio de Janeiro; Mexico, 1975.

Potter R.K., Kopp G.A., Green H.C. Visible speech. New York, 1947.

Попова И. Исследованията на певческий глас от В. Морозов и тяхното значение

за вокалната педагогика // Музикальни хоризонти. 1986. №7.

Rakowski A., Bohdanowicz A. Wplyw, warunkow zdjecia mikrofonowego na zrozumialosc

mowy w nagraniu // Zeszyty naukowe. 1968. № 3.

Runnemalm A, Molin N.-E., and Jansson E. V. Operating deflection shapes and the

function of the violin // Speech, Music and Hearing. Quarterly Progress and Status

Report. Royal Institute of Technology, Stockholm. 1998. № 3.

Seashore C.E. Psychology of the vibrato in voice and instruments // University of Iova

Studies in the Psychology of Music. V.3. Iowa, 1936.

SedlacekK. Akustica analyyza zpevniho hlasu//Casop. lekarucesk. 1962. T.I01. № 10.

Seidner W., Wendler J. Die Sangerstimme. Phoniatrische Grundlagen fur den Gesangunterricht.

Berlin, 1978.

Sonninen A. The external frame function in the control of pitch in the human voice / Reprinted

from "Annals of the New York Academy of sciences" V. 155. 1968. Nov. 20.

Sundberg J. Formant Structure and Articulation of Spoken and Sung Vowels // Contributions

of Voice Research to Singing. Houston (Texas), 1980.

Sundberg J. Rostlara. Fakta om rosten i tal och sang. Stockholm, 1980.

Sundberg J. The Science of the Singing Voice. Dekalb, Illinois, 1987.

Story B.H., Titze J.R., Hoffman E.A. Vocal tract area function from magnetic resonance

imaging // Journ. Acoust. Soc. Amer. 100 (1). July. 1996.

Ternstrom S., Sundberg J. Acoustics of Choir in Singing // Acoustics for Choir and Orchestra.

Stockholm, 1986.

Wendler J., Seidner W. Lehrbuch der Phoniatrie. Leipzig, 1977.

White P., Sundberg J. Spectrum effects of subglottal pressure variation in professional

baritone singers // Speech, Music and Hearing. Quarterly Progress and Status Report.

Royal Institute of Technology, Stockholm. 2000. № 4.

-*<§**ЃЎ

Искусство резонансного пения 487

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ ........................................................................1

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................9

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................13

Что такое резонансная теория искусства пения? ............................13

Открытое письмо профессору СБ. Яковенко.................................20

ГЛАВА 1. РЕЗОНАНС КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ........................27

1.1.0 значении резонанса.................................................................27

1.2. Основные понятия и определения.............................................29

1.3. Три замечательные закона резонанса........................................30

ГЛАВА 2. РЕЗОНАНС В МУЗЫКАЛЬНОЙ АКУСТИКЕ

И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ..............................................................34

2.1. Музыкальные инструменты как резонаторы............................34

2.2. О голосовых резонаторах братьев наших меньших................ 39

2.3. Резонаторы голосового аппарата певца ................................... 43

ГЛАВА 3. СЕМЬ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ ПЕВЧЕСКИХ

РЕЗОНАТОРОВ ...................................................................... 46

3.1. Энергетическая функция........................................................... 47

3.2. Генераторная функция............................................................... 49 3.2.1. Резонансная природа образования высокой

певческой форманты ....................................................... 51

3.2.2. Резонансное происхождение низкой певческой

форманты.......................................................................... 60

3.2.3. К обсуждению результатов............................................. 65

3.3. Фонетическая функция.............................................................. 69

3.3.1. Резонансная теория речеобразования

Г. Гельмгольца и современные теории.......................... 69

3.3.2. Фонетические особенности вокальных гласных........... 73

3.3.3. Проблемы дикции и резонансное пение ........................ 74

3.3.3.1. «Гласная несет согласную...»............................. 76

3.3.4. О фонетическом методе .................................................. 77

3.4. Эстетическая функция ............................................................... 79

3.4.1. «Неприличные» звуки гортани ....................................... 80

3.4.2. Об эстетической роли ВПФ и НПФ ..............................v80

3.4.3. Тип голоса певца в свете РТИП ......................................82

3.4.3.1. Как Э. Карузо пел басом....................................85

3.4.4. О соотношении грудного и головного

резонирования ..................................................................86

3.4.5. Особая роль носового резонатора...................................88

3.4.6. Теория резонансного происхождения вибрато..............91

488 ___________________ В.П. Морозов_____________________

3.4.6.1. Вибрато как эстетический атрибут

вокального и музыкального

исполнительства................................................ 91

3.4.6.2. О физиологических механизмах

резонансного образования вибрато .......96

3.4.6.3. О повышенной чувствительности

слуховой системы к восприятию вибрато..... 101

3.4.6.4. Об эстетических аспектах резонансной

теории вибрато ................................................. 102

3.4.6.5. Основные положения резонансной теории

вибрато.............................................................. 103

3.4.7. Об эстетическом эталоне певческого голоса ............... 106

3.4.8. Голос Шаляпина как эстетический эталон................... 108

3.4.8.1. Выдающиеся мастера вокального

искусства о голосе и пении

Ф.И.Шаляпина ................................................108

3.4.8.2. Из истории исследований ................................113

3.4.8.3. Проблема качества грамзаписей...................... 115

3.4.8.4. Выделение ВПФ из голоса Шаляпина ............. 116

3.4.8.5. Интегральные спектры голоса Шаляпина ...... 118

3.4.8.6. О природе полетности голоса Шаляпина .......119

3.4.8.7. Роль ВПФ в эмоционально-

психологической выразительности голоса

Шаляпина .........................................................120

3.4.8.8. Исследования речевого голоса

Ф. Шаляпина ....................................................123

3.4.8.9. Основные выводы.............................................129

3.4.9. «Диагностика вокальной одаренности» - новый

метод оценки эстетических свойств певческого

голоса ..............................................................................131

3.4.9.1. Особенности спектра голоса как

диагностический показатель ...........................131

3.4.9.2. Диагностическая роль вибрато голоса ............135

3.4.9.3. Основные выводы .............................................137

3.5. Защитная функция ....................................................................138

3.5.1. Первый защитный механизм........................................ 138

3.5.2. Второй защитный механизм......................................... 139

3.5.3. Третий защитный механизм...........................................141 3.5.3.1. Импеданс? Нет, лучше резонанс!.................... 141

3.5.3.2. О воздействии резонаторов на голосовые

связки................................................................ 142

3.5.4. Грудной резонатор - объективная реальность и его

защитная роль.................................................................. 147

3.5.4.1. Прямые исследования резонанса трахеи ........ 147

Искусство резонансного пения 489

3.5.4.2. Виброметрические исследования грудного

резонанса.......................................................... 148

3.5.4.3. Об изменении объема и формы грудного

резонатора........................................................ 151

3.5.4.4. О механизме влияния грудного резонатора

на спектр голоса .............................................. 152

3.5.4.5. О «потерях» на поглощение звука в

грудном резонаторе......................................... 155

3.5.4.6. Основные выводы ............................................ 155

3.5.4.7. Об особенностях грудного резонирования

у женщин.......................................................... 157

3.5.5. Заключение к разделу 3.5 .............................................. 158

3.6. Индикаторная функция ............................................................ 159

3.6.1. О локализации и особенностях резонансных

ощущений ....................................................................... 161

3.6.2. О резонаторах-индикаторах.......................................... 162

3.6.3. Особая роль виброчувствительности в системе

вокального слуха певца ................................................ 164 3.7. Активизирующая функция...................................................... 169

3.8. Об индивидуальных особенностях строения

резонаторов у певцов............................................................. 171

3.9. Заключение и основной вывод к главе 3 ................................175

ГЛАВА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЗОНАТОРОВ С

РАБОТОЙ ГОРТАНИ И ДЫХАНИЯ

(физиологические основы РТИП) ........................................ 178

4.1. О взаимодействии резонаторов в пении ................................178

4.2. Взаимосвязь резонаторов с работой гортани.........................179

4.3. О резонансном механизме колебаний голосовых

связок певца ............................................................................180

4.3.1. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории

голосообразования. Критика теории Р. Юссона..........180

4.3.2. Резонансный механизм колебаний голосовых

связок в свете РТИП......................................................183

4.4. О резонирующем певческом дыхании ...................................185

4.5. О двойной роли дыхательного аппарата в пении:

«мехи» и резонатор ................................................................186

4.6. О резонансной сущности «вдыхательной установки»...........188

4.7. «Мы поем диафрагмой...» ........................................................190

4.8. Дыхание - гортань - резонаторы как система .......................194

4.8.1. Прямые и обратные силы взаимодействия в системе

«дыхание - гортань - резонаторы» ................................196

4.8.2. О неавтономности работы гортани: три акустико-

физиологических механизма воздействия

резонаторов и дыхания на гортань .............................. 198

490 ____________________В. П. Морозов______________________

4.8.3. Гортань - особое звено в системе голосового

аппарата ......................................................................... 204

4.9. Принцип целостности голосового аппарата певца и

его практическое значение.................................................... 207

4.9.1. Физиологические основы целостности........................ 208

4.9.2. Гортань - «заминированная зона!» .............................. 209

4.9.3. О методах прямого и косвенного воздействия на

работу гортани ............................................................... 212

4.9.4. Принцип целостности как методологическая

основа вокальной педагогики ...................................... 215

4.10. Заключение и выводы к главе 4 ............................................ 216

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ ................................................... 218

5.1. Резонансное пение, эмоции и воображение ...........................218

5.1.1. Об особенностях сценических эмоций.........................219

5.1.2. Резонансная техника пения и эмоции ..........................220

5.1.3. О вокалотерапии, или лечебном воздействии

резонансного пения .......................................................222

5.1.4. Вокальная терминология и резонансная техника

пения................................................................................227

5.1.5. Это «волшебное» слово «как будто»! ..........................229

5.1.6. О двух психологических установках в пении..............231

5.1.7. «Протокольная правда» и правда

художественного воображения ....................................236

5.1.8. Резонирующее певческое дыхание как

воображаемая реальность (о психологической

природе резонирующего дыхания) ..............................238

5.2. О научном обосновании эмоционально-образных

методов в вокальной педагогике ...........................................241

5.2.1. О художественном и мыслительном типах

певцов..............................................................................242

5.2.2. Эмоциональный слух певца ...........................................247

5.2.2.1. Тест на эмоциональный слух .......................... 247

5.2.3. Эмоциональный слух и музыкальное творчество .......248

5.2.4. Учение И.П. Павлова о высшей нервной

деятельности ...................................................................253

5.2.5. Учение А.А. Ухтомского о доминанте........................ 256

5.2.6. Теория функциональных систем П.К. Анохина ......... 257

5.2.7. Идеомоторный акт и вокальный слух.......................... 260 5.2.7.1. Представление рождает движение.................. 260

5.2.7.2. Слушать певца - значит петь вместе с ним....263 5.2.8. Теория установки Д.Н. Узнадзе ................................... 267

5.2.9. Система К.С. Станиславского и его метод

предлагаемых обстоятельств........................................ 270

_________________Искусство резонансного пения _____________ 491

5.3. О применении научных данных в вокальной

педагогике ...............................................................................274

5.3.1. «Особый цех музыкантов...».........................................274

5.3.2. О «парадоксах» вокальной педагогики и их

психологической природе ............................................277

5.3.2.1. Парадоксы знаний о гортани............................285

5.3.3. «Теория должна освещать путь практике...» .................290

5.3.3.1. Резонансная теория и вокальная практика......292

5.3.4. Диагностика вокальной одаренности -

психологические аспекты ..............................................297

5.3.4.1. Проблема оценки вокальной одаренности......297

5.3.4.2. Новый комплексный метод диагностики

вокальной одаренности .................................. 298

5.3.5. Заключение к главе 5. Психологические основы

резонансной теории пения (основные выводы) .......... 299

ГЛАВА 6. О ЗНАЧЕНИИ РТИП ДЛЯ СМЕЖНЫХ ВИДОВ

ВОКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ ................... 305

6.1. Резонанс и хоровое пение ........................................................ 305

6.2. РТИП и современная вокальная музыка ................................... 310

6.3. РТИП и голос актера................................................................ 314

6.4. О развитии детского голоса на резонансной основе ............. 316 6.4.1. Физиологические особенности; влияние

перегрузок....................................................................... 317

6.4.2. Феномен «чистой грифельной доски». Роль

импритинга ..................................................................... 320

6.4.3. Об основных принципах развития резонансного

пения у детей .................................................................. 321

6.4.4. Об эстетическом эталоне певческого голоса у

детей: влияние звуковой среды и СМИ.......................325

6.4.5. Акустические особенности детского голоса ...............328

6.4.6. Метод комплексной диагностики вокальной

одаренности детей .........................................................332

6.5. О резонансных основах церковного пения.............................333

6.5.1. Церковное пение как историческая праоснова

искусства резонансного пения......................................333

6.5.2. Об унисонном древнецерковном пении как

средстве психологического резонанса ........................335

6.5.3. Об акустике храмовых помещений ...............................336

ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ РТИП ............................................................339

7.1. Основные отличия РТИП от традиционной

миоэластической теории ........................................................339

7.2. Семь важнейших функций певческих резонаторов ...............340

492______________________ В.П. Морозов______________________

7.3. РТИП о механизмах защиты гортани

профессиональных певцов от перегрузок............................ 342

7.4. Чему учит нас опыт мастеров вокального искусства ............ 346

7.4.1. Проблема общего (типичного) и

индивидуального в изучении вокальной техники

мастеров .......................................................................... 346

7.4.2. Что типичного в акустических свойствах голоса

мастеров академического пения.................................. 347

Особенности высокой певческой форманты............... 349

Особенности вибрато .................................................... 352

Основные выводы.......................................................... 352

7.4.3. Что общего и типичного в представлениях и

высказываниях мастеров о технике пения .................. 353

1. «Резонанс - это самое главное!..» ............................ 354

2. «Искусство пения - это искусство дыхания».......... 355

3. «Гортань должна быть свободной, и никаких

фокусов!..»........................................................356

Не «поющие голосовые связки», а

«поющие резонаторы»......................... 356

Об исключениях .............................................. 357

4. «Над вымыслом слезами обольюсь...»

(образ, эмоции, воображение) ........................359

5. Принцип целостности голосового аппарата

певца..................................................................360

7.4.4. Резонансная техника - это певческое долголетие.......361

7.4.5. Природная одаренность и несовершенная

техника-это непрофессиональный голос ...................362

7.4.6. Представления молодых певцов о технике пения.......363

7.5. Пять основных принципов резонансного пения ....................364

7.6. РТИП и диагностика вокальной одаренности........................368

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МАСТЕРА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

О РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ..............................373

Федор Шаляпин................................................................................375

«Как надо петь» (из последнего интервью) .................377

Камилло Эверарди............................................................................378

Иван Козловский..............................................................................381

Из «Заповедей вокалиста» ............................................384

Сергей Лемешев.............................................................................. 385

Из беседы с В.Н. Кудрявцевой-Лемешевой

В.П. Морозова и проф. Софийской

консерватории К.П. Карапетрова................... 386

Мария Владимирова........................................................................ 388

О резонировании звука ................................................. 388

О гортани........................................................................ 389

Искусство резонансного пения 493

Марк Рейзен..................................................................................... 390

Иван Петров-Краузе........................................................................ 391

Павел Лисициан............................................................................... 393

Ирина Архипова.............................................................................. 394

Елена Образцова ............................................................................. 395

Гуго Тиц ........................................................................................... 397

Евгений Нестеренко........................................................................ 398

Петр Скусниченко ........................................................................... 400

Владимир Минин .............................................................................401

Александр Ардер............................................................................. 401

Мария Дейша-Сионицкая...............................................................402

Франческо Ламперти....................................................................... 404

Луиза Тетрацини ............................................................................. 407

Самое главное в подаче звука....................................... 408

Джакомо Лаури-Вольпи ................................................................. 409

Мария Каллас...................................................................................411

Дженарро Барра ...............................................................................412

Николай Гяуров ...............................................................................414

Тоти Даль Монте .............................................................................418

Ирис Адами Корадетти...................................................................419

Мирелла Френи................................................................................420

Лучано Паваротти ...........................................................................421

Монтсеррат Кабалье ........................................................................421

Магда Оливьеро ...............................................................................422

Алексей Иванов ...............................................................................424

О резонаторах .................................................................424

Об опоре звука ...............................................................428

О регистрах.....................................................................429

Поэтические «Трактаты» о пении ..................................................432

Е.Г. Крестинский .............................................................................432

Д.Ф. Тархов ......................................................................................432

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АЛЬБОМ СПЕКТРОВ ГОЛОСА МАСТЕРОВ

ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА..............................................433

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ВЫСОТЫ

ЗВУКА И ЧАСТОТЫ ЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ ............471

ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................... 472

ОГЛАВЛЕНИЕ ......................................................................................... 487

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ СПЕКТРОВ ГОЛОСА

И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЗВУКОВ................................ 494

494 В. П. Морозов

Наши рекомендации