Повествование как функционально-смысловой тип речи.
Повествование, наряду с описанием, является одним из типов монологической речи. Г.Я.Солганик в учебном пособии «Стилистика текста» приводит в качестве образца самого краткого повествования в мировой литературе знаменитый рассказ Цезаря, ставший афоризмом: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко, сгущено передает самую суть повествования, смысловую и языковую - это рассказ о том, что произошло, случилось. Главным языковым средством такого рассказа являются глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия. Чаще всего это действия, объективно происходившие в прошлом. Предложения в повествовательных текстах не описывают действия, а повествуют о них. Поэтому главными языковыми средствами, организующими повествование, являются глагольные формы, которые, тесно переплетаясь, создают видо-временной рисунок повествования.
В повествовании чаще всего используются глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые выражают последовательность действия, смену одного цельного, завершенного действия другим, что как раз характерно для повествования в противоположность описанию, например:
«Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул:
«Купаться!», -ив одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню». (Л. Толстой. Акула).
Сравним с другим текстом, в котором использовано прошедшее время несовершенного вида:
«В тумане то и дело показывались, пролетая, какие-то птички, но я не мог определить, какие это. Птички на лету пищали, но за гулом речи я не мог понять их писка. Они садились вдали от реки на группу стоявших возле деревьев». (Пришвин, Времена года).
Все глаголы в этом отрывке употреблены в форме прошедшего времени несовершенного вида, которая показывает действие в его течении, указывает на длительность в прошлом. Такое прошедшее широко используют для описаний и характеристик, отнесенных к прошлому; оно не выражает развития событий, их последовательности, что, как отмечено выше, характеризует повествование как тип речи.
В повествование могут быть включены и глаголы настоящего времени, которые, соседствуя с формами прошедшего времени, используются как экспрессивный прием речи. Такое настоящее время употребляется в повествовании о прошлых событиях для придания рассказу живости: слушатели как бы переносятся в прошлое и становятся непосредственными наблюдателями развивающихся событий. Это настоящее время получило название настоящего исторического, или живописного настоящего.
Приведём отрывок из книги Ш.Султанова и К.Султановой «Омар Хайям», изданной в серии «Жизнь замечательных людей».
Омар Хайям стал известен европейскому читателю сравнительно недавно. Одна из первых работ Хайяма с небольшим предисловием об авторе вышла в Париже в 1851 году и называлась «Алгебра Омара Альхайями». Книга содержала арабский текст и французский перевод алгебраического трактата.
Второе рождение Хайяма и начало его победного шествия сначала по Европе, а затем по всему миру следует отнести к 1859 году: именно тогда в Англии выходит в свет книга стихов «Рубайят Омара Хайяма» в вольном переводе Эдварда Финджеральда. Сборник завоевывает такое признание, что уже через считанные месяцы становится библиографической редкостью. В своих страстных письмах к возлюбленной молодые люди приводят рубай Хайяма. Входит в моду обычай говорить о жизненных разочарованиях хайямовскими четверостишиями.
Весь этот текст повествует о прошедших событиях, что отражено в первом абзаце через формы прошедшего времени. А во втором абзаце использованы формы настоящего времени, оживляющие повествование, вносящие в текст экспрессию: выходит, завоевывает, становится, приводит, входит.
Приведенный анализ показывает возможность употребления в повествовании, в отличие от описания, разных временных форм в одном, даже небольшом отрывке, что можно отнести к заметным языковым особенностям повествования как типа речи. Например:
«В прошлом году я закончил школу. В настоящее время являюсь студентом филологического факультета. Закончив вуз, я буду работать учителем казахского языка и литературы».
Следует отметить и другие языковые особенности повествования:
1) часто глаголы-сказуемые со значением последовательных действий относятся к одному и тому же лицу, в особенности в официально-деловых текстах: родился, воспитывался, рос, учился, поступил, закончил, стоп работать;
2) могут быть использованы обстоятельственные слова, устанавливающие последовательность действий: потом, затем, после того, в конце концов и др.;
3) действие может детализироваться, расчленяться на составные части через различные зависимые слова, указывающие на время и место действия: в прошлом году, в 1987 году, в настоящее время; в Алматы, в университете, на филологическом факультете.
Для повествования характерна цепная связь как распространенный способ соединения предложений в частях текста. Основная композиция расширенного повествования предполагает три части, связанные между собой:
1) экспозиция к повествованию (начало события);
2) средняя часть повествования (его развитие);
3) заключение (конец события).
Повествование как тип монологической речи используется во всех функциональных стилях речи: официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном, в художественной речи.
5. Методы обучения и преподавания: презентация,работа с текстом, работа в малых группах
1. Работа с текстом.Прочитайте текст.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры на основе просвещенного, либерального ислама.
Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по-нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, ага-султана Каркалинского окружного приказа. Семья Абая бьиа потомственно аристократической: и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роде в качестве правителей и баев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать (Улжан) и бабушка (Зере) были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно его мать заменила имя «Ибрай», данное отцом, ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил свою жизнь и под ним же вошел в историю.
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С тринадцати лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, интриги, и постепенно он испытал разочарование ко всей административно-политической деятельности, что и привело к тому, что в возрасте двадцати восьми лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к сорока годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джанатасову Кокпаю).
На протяжении двадцати лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абай, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность.
(Касымжанов А.Х. «Портреты: Штрихи истории степи»).
Задания к тексту
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, которые раскрывают основные особенности повествования биографического типа:
■ Где и когда родился Абай? Когда и где начал учиться, какое получил образование?
■ Кем были его родители?
• Каковы главные события его жизни?
■ Что следует считать главным делом его жизни?
2. Дополните письменно биографию Абая сведениями, известными вам из других источников. Устно проведите беседу на тему «Что мы знаем о жизни и творчестве Абая».
3.Проанализируйте видо-временную связь глаголов в тексте. Объясните их роль в создании различных глагольных форм повествования. Выделите глаголы со значением последовательности действия.
4. Найдите в тексте обстоятельственные слова со значением времени и места. Определите, какими частями речи выражены данные обстоятельства.
5. Напишите автобиографию или биографию своих родителей, указывая: где и когда родились, какое получили образование, кем работали и т.д. При этом соблюдайте необходимую композицию повествования, включающую соответствующие временные формы и обстоятельственные слова.
2. Работа с текстом. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите основную мысль.
Абу наср Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фараб на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г.н.э. он происходит из семьи тюркского военачальника
. Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль, как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Чимкентской области. На карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и право – таков перечень интересов ученого. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом: в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, являвшемся политическим и культурным центром арабского халифата.
Задания к тексту:
1. Продолжите биографию Абу Наср аль-Фараби, опираясь на следующие слова и словосочетания: пополняет свои знания, входит в контакт, внес вклад,проявлял независимость, отстаивал свои убеждения.
2. Ответьте на вопросы. В ответах используйте глаголы и глагольные сочетания, показывающие последовательность событий:
- Когда и где родился аль-Фараби?
- Где он учился?
- В каких городах побывал?
- Где Фараби провел большую часть своей жизни?
- Каков был круг его интересов?
- Почему аль-Фараби называют реформатором науки?
- Где и когда он умер?
3. Подготовьте и запишите эпизод из жизни писателя, ученого общественного деятеля, следуя требованиям повествования как типа монологической речи. Особое внимание обратите на употребление форм времени и вида глаголов при передаче последовательности действий.
3. Работа в малых группах. Задание 1. Успешное изучение русского языка нерусскими теснейшим образом связано с сопоставительным исследованием разносистемных языков, например, русского (флективного) и казахского (агглютинативного).
Сопоставление двух языков имеют большое значение не только для их практического изучения (оно заставляет вникать в самые тонкие оттенки родного языка), но и для развития теории этих языков, способствует более глубокому анализу лингвистических явлений доставляемых языков.
«Для сравнения двух языковых систем теоретически безразлично, принадлежат они или не принадлежат к одной и той же исторической семье языков», – писал Шарль Балли. И в современном теоретическом языкознании, на наш взгляд, не случайно уделяется большое внимание изучению грамматического строя разносистемных языков. Особенно актуальны такие исследования в синхронном плане, так как они неизбежно обращаются к проблемам, которые возникают «на грани двух языков», независимо от предшествующей эволюции.
В настоящей работе делается попытка охарактеризовать систему некоторых грамматических категорий глаголов русского языка и путем сопоставления с соответствующей системой категорий глагола казахского языка выявить структурно-типологические параллели и различия между этими разносистемными языками».
(Х.М.Сайкиев. Грамматические категории глагола в русском и казахских языках).
Задание к тексту
1. Докажите, что данный текст относится к научному повествованию. Назовите основные языковые средства, использованные в этом тексте.
2. Объясните лингвистические термины, встретившиеся в тексте: разносистемные языки, агглютинативный язык, флективный язык, историческая семья языков, грамматические категории, синхронный план, эволюция языков, структурно-типологические параллели.
3. Подготовьте сообщение на тему «Научный стиль речи. Средства организации повествования в научном стиле речи». Подкрепите положения вашего сообщения примерами текстов по специальности.
Задание 2. Прочитайте текст.
Южная столица нашей республики имеет давнюю историю. С течением времени Алматы стал мегаполисом, оброс городами и селениями близлежащих окрестностей. Транспортные артерии, пронизывающие этот огромный (в пространственном масштабе) конгломерат, позволяет алматинцам за считанные минуты доехать до любого пригорода.
Наша газета решила открыть новую рубрику «Города – спутники Алматы», в которой мы будем рассказывать читателям «Вечерки» о жизни и проблемах прилегающих к южной столице населенных пунктов. А начнем эту серию материалов с города Капчагая, который недавно посетила репортерская группа «Вечерки».
Возраст Капчагая – младенческий сравнительно с другими городами. Он образовался в 1970 году в связи со строительством Капчагайской ГЭС на реке Или. Рукотворное водохранилище емкостью чуть менее тридцати кубических километров положило начало возведению гидроэнергетического комплекса в 1965-1975 годах. Со временем в городе Капчагае появились строительные предприятия, рыбоперерабатывающий комбинат, фарфоровый завод.
Сегодняшний Капчагай разительно отличается от Капчагая двадцатипятилетней давности. Возведены современные здания, благоустроены зоны отдыха на берегу водохранилища. А уникальное сооружение с диковинным названием «Аквапарк» стало самой настоящей Меккой детского времяпрепровождения не только для жителей Капчагая, но и тысяч алмаатинцев.
Скоро, очень скоро с наступлением погожих летних дней опять потянутся к Капчагайской жемчужине караваны автомобилей с рыболовами-любителями и праздными отдыхающими, отправляющимися в недалекое путешествие за новыми впечатлениями».
(Вечерний Алматы», 15 мая 1998 г.).
Задания к тексту
1. Выпишите из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова значение слов-терминов, называющих жанры публицистического стиля: статья, очерк,информация, репортаж, заметка, памфлет, фельетон. Выясните также с помощью словаря значение слов: мегаполис, конгломерат, уникальный,времяпровождение.
2. Озаглавьте текст. Разделите текст на смысловые части и дайте им названия. Выделите начало, середину и конец повествования.
3. Подберите тексты из газет, которые, по вашему мнению, являются очерком, репортажем или информацией.
4. Напишите сочинение в форме репортажа или заметки в газету об одном из знаменательных событий, участником которого вы были. Употребите в тексте эмоционально окрашенные слова, передающие отношение к событию.
Задание 3. Прочитайте текст.
Темными зимними вечерами, сидя у домашнего очага, мы слушали рассказ взрослых о прошлом своего аула. По их словам, когда-то семьи наших предков были разобщены, точно зерна рассыпанного проса, каждая семья кочевала сама по себе по ущелью Джунгара, и до других ей не было дела. Но в конце двадцатых годов, вняв совету мудрых людей, наши предки собрались воедино – осели на одном месте и создали колхоз. В рассказах взрослых, правда переплетались с легендой. И нам в свои годы очень трудно было разобраться, где выдумка, а где быль...
Места, где мы живем, издавна славились яблоневыми лесами, и потому-то, что тут видимо-невидимо диких яблонь, наш аул так и называют Яблоневым. А до того как здесь осели наши прадеды и деды, в лесах пиршествовали медведи, большие любители дичков».
(С.Муратбеков).
Задания к тексту
1. Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Какой тип речи создал автор? Какие средства языка он использовал?
2. Выпишите глаголы из текста. Укажите, в форме какого вида и времени они использованы? При анализе глаголов из текста используйте известные вам сведения по употреблению глагольных форм в повествовании.
3.Подберите отрывок из художественного произведения. Перепишите его и подчеркните в нем слова, которые являются обстоятельствами в предложении. Свяжите анализ обстоятельственных слов с глаголами в тексте. Сделайте вывод, к какому типу речи относится анализируемый текст.
4.Какой из зачинов может быть началом повествовательного текста:
- «Какое необыкновенное лето!»
- «Удивительный случай произошел со мной летом».
Выбрав зачин повествовательного текста, напишите сочинение на эту тему.