Функционально-смысловые типы монологические речи: описание, повествование, рассуждение, контаминирование.

В зависимости от функции(назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

Описание— текст имеющий описание ряда признаков.

Структура описания:

1. Начало-ниаменование. Это.. перед нами….

2. Средняя часть-микротема. По признакам, по форме, по качеству.

3. Конец- оформленный выражением отношением к описываемым обьектам.»Чем нравится»

В детском саду дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей.

Повествование— это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).

Структура:

1.Экспозиция-начало

2.Дети дошкольного возраста составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.

Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. В рассуждении обязательны две смысловые части: первая — то, что объясняется или доказывается; вторая — само объяснение или доказательство. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании — средства выражения последовательности действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогами от, с, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а также слова вот, например.

Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

4 Качества связной монологической речи: целостность, логичность, структурность, информативность, смысловая и грамматическая связность, выразительность и образность.

Структура монолога подчинена его теме, которая определяет целостность и взаимосвязь его частей (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли говорящего). От начала (зачина) зависит содержание основной части монолога, а конец монолога подводит итог всему сказанному

Целостность структурной организации текста определяется наличием в нем: а) «обязательных» структурных элементов (определяемых логико-смысловой организацией речевого сообщения) и б) логической последовательностью их актуализации в развернутом речевом высказывании. Отсутствие в речевом сообщении каких-либо значимых структурных компонентов текста («смысловые скважины», по определению Н. И. Жинкина) или их неполная актуализация также приводят к нарушению связности речи.

логичность – это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально.

Имеется в виду: - уточнение; - пояснение; - обоснование; - дополнение; - подходы к ней.

Композиция текста представляет собой единство внутренней структуры содержания, внешнего его деления на части и сами эти части (их совокупность).

– Структурная целостность текста выражается в наличии структурно-смысловых частей: Вступления(введение, зачин, экспозиция),Основной части и Концовки.

– Заголовок отражает тему или основную мысль,

– Вступление конкретизирует ее и задает пространственно-временную развертку смысловых блоков основной части,

– Основная часть, которая состоит из нескольких смысловых частей, содержит развитие темы, определяет подтемы, детали, аргументы

– Заключение – свертывание информации целого текста, концовка завершает текст.

Любой относительно развернутый текст имеет трехчастную композиционную структуру: зачин (вступление) — основная часть — концовка (заключение)

Важной категорией текста является связность. Развернутое речевое высказывание (РРВ) является связным, если оно представляет собой законченную последовательность одиночных высказываний (предложений), связанных друг с другом по смыслу и грамматически в рамках общего замысла автора. Связность речевого высказывания (обозначаемая в лингвистике также термином «когезия») реализуется по двум «каналам», в связи с чем выделяются два типа связи: формальная (или «эксплицитная») и смысловая (семантическая)

Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства.

Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли.

Выразительность речи достигается использованием художественных приёмов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.

В ряду основных свойств текста – информативность, т. к. главная цель создания любого текста – сообщение информации. Именно в этом своем качестве текст становится основной коммуникативной единицей, поскольку суть коммуникации заключается в обмене информацией.

Характеристика этой текстовой категории позволяет осознать все пласты содержания текста, «вскрыть» разные его информационные слои и тем самым понять и оценить авторский замысел.

Общее количество информации, содержащееся в тексте, – это его информационная насыщенность. Качество (степень полезности) этой информации может быть разным – именно этот критерий учитывается при определении информативности текста, т. к. ценность текста определяется наличием в нем новой информации, полезной или прагматической..

Таким образом, информативность текста – это степень его смысло-содержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли (А.Э. Бабайкова).

Наши рекомендации