О педагогической практике в вузе
студента _____курса, ______________ факультета
( фамилия, имя, отчество)
в _______________________________________с_____по____200__г.
(место (факультет, ВУЗ) и время прохождения практики)
Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету.
Количество посещенных и проанализированных вузовских учебных занятий (у педагогов-методистов и сокурсников-практикантов). Количество самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало затруднения и почему? Цели внеаудиторной работы по предмету. Степень заинтересованности и активности участия в ней студентов. Примеры удачных действий. Какие трудности встретились? Их причины, пути преодоления.
Анализ воспитательной работы.
Анализ системы воспитательной работы в вузе, характеристика основных целей, направлений, форм и методов воспитания.
Конкретные цели планирования воспитательной работы в учебной группе. Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически целесообразно строить свои взаимоотношения со студентами и преподавателями. Встретившиеся трудности и их причины.
Анализ собственно стиля педагогической деятельности практиканта.
Определение своего стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Были ли трудности в общении с обучаемыми? Если да, то какие именно и с какой категорией (студенты, преподаватели)? Их причины. Пути совершенствования индивидуального стиля деятельности магистранта в качестве преподавателя.
Общие выводы по практике.
Роль и значение педагогической практики в становлении студента как вузовского преподавателя. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержанию педагогической практики, учебного процесса в целом на факультете.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Басова Н. Ф. Педагогика и практическая психология / Н. Ф. Басова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 416 с.
2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Флинта, 1998. – 201 с.
3. Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3-х кн. / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. Психология образования. – 606 с.
4. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / М. В. Буланова-Топоркова [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 543 с.
5. Педагогика : учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. – М. : Academia, 2002. – 566 с.
6. Педагогическая практика : программа и методическое обеспечение. Учебно-методическое пособие / [cост. И. Ф. Бережная и др.]. – Воронеж : ВГУ, 2007. – 76 с.
7. Педагогическая практика в вузе : программа и методические рекомендации для студентов 4-5 курсов факультетов педагогической направленности / [сост. Н. И. Вьюнова и др.]. – Воронеж : ВГУ, 2004. – 26 c.
8. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / [под. ред. Н. В. Клюевой]. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
9. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2001. – 304 с.
10. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 544 с.
11. Якунин В. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. – 2-е изд. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 349 с.
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http//www.lib.vsu.ru/).
Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология : Библиографическая база данных. 1981 – 2001 г.г./ ИНИОН РАН. – М., 2002. – (СD-ROM).
ПРИЛОЖЕНИ 1
Методы обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Активные методы обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Функции и виды лекций
Функции лекций:
1) информационная,
2) систематизирующая,
3) разъяснительная,
4) развивающая.
Виды лекций.
Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.
Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Обзорно-повторительные лекции. Читаются в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.
Обзорная лекция. Систематизация знаний на более высоком уровне. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.
Современные виды лекций.
Проблемная лекция.В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
В ходе их разрешения и в итоге – как результат – студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.
Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.
Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
• обеспечить усвоение новой информации;
• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;
• демонстрировать разные способы визуализации.
В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:
• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);
• изобразительные (слайды, рисунки, фото);
• символические (схемы, таблицы).
В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:
• уровень подготовленности и образованности аудитории;
• профессиональную направленность;
• особенности конкретной темы.
Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.
Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т. д. Необходимо, чтобы:
• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;
• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
Преимущества такой лекции:
• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;
• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т. д.;
• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;
• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;
• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.
Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:
• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;
• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;
• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.
Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:
• активизировать внимание студентов;
• развивать их мыслительную деятельность;
• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т. д.
Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.
Лекция – пресс-конференция.
Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех – пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.
Такую лекцию можно проводить:
• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;
• в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;
• в конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лекция в высшей школе
Проблемный вопрос изучаемой темы: чем объясняется ведущее значение лекции в образовательном процессе вуза?
Лекция – целостное, многоаспектное явление (ее компоненты: содержательный, научный, мировоззренческий, воспитательный, психологический, эстетический и др.). Цели и функции, система и структура вузовской лекции. Общая проблема лекции. Дидактические принципы, лежащие в основе построения лекции, обеспечивающие ее целостность.
Лекция как социально и профессионально ориентированный вид общения. Лектор – ученый, педагог, оратор. Требования к современной лекции. Методы построения и проведения лекции. Типы лекций: системного объяснения, сообщения; размышления; беседы с аудиторией; инструктажа. Виды лекций: вводная, обзорная, установочная, заключительная и др. Использование различных теорий обучения в вузовской лекции.
Психологические особенности чтения и восприятия лекции. Стиль лекции и поведение лектора.
Роль лекции в формировании культуры самостоятельной деятельности студентов.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя:
- изучение требований учебной программы дисциплины к теме лекции, ее основных проблем;
- определение целей лекции в зависимости от ее типа, подбор и систематизация материала с учетом целостной концепции учебного курса;
- разработка плана лекции;
- подбор рекомендуемой студентам литературы;
- написание развернутого конспекта или полного текста лекции, распределение пунктов плана по времени;
- моделирование (репетиция) лекционного выступления с использованием аудио- или видеотехники.
2 этап– ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:
фаза 1 Введение | а) сообщение темы лекции; б) представление плана лекции; в) рекомендация литературы для самостоятельного изучения; г) введение (решение ретроспективной и перспективной задач, формулирование основной идеи/проблемы лекции). |
фаза 2 Основная | а) изложение основного содержания материала с соблюдением логики в последовательности и аргументированности при формулировке выводов; б) управление вниманием аудитории с учетом закономерностей его функционирования на занятии; в) поддержание обратной связи с аудиторией. |
фаза 3 Заверше-ние | а) подведение итогов лекции, повторное формулирование основной идеи; б) обозначение перспектив дальнейшего изучения проблемы; в) рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов. |
3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ ЛЕКЦИИ предполагает:
- сопоставление целей лекции с ее результатами;
- выделение педагогических удач, достигнутых в ходе лекции;
- выявление основных ошибок, допущенных в ее подготовке и проведении;
- поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5