Методика проведения физкультурных занятий.

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя знания программы в умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одни рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типов. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающихся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательной форме, эстафеты и т.д. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и т.д.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3 и 4-возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого тала целесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети 3-возрастной группы присоединяются к смежной возрастной группе. Например, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоят на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей средне­го возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе.

В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. Например, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона или приседа.

Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастают в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, в общих чертах ориентируются в пространстве, понимают указания воспитателя.

Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме.

I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2-4); подвижные игры (1-2).

III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

- подбор упражнений с учетом требований и уровня общей и двигательной подготовленности детей;

- организация детей в каждом виде упражнений;

- дифференцирование нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

Подбор упражнений. В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями: перечнем конкретных навыков и общепедагогическими задачами, соответствующими возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения, ходьбу врассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны.

Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки..." - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками..." - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т.п.

Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, т.е. с одной возрастной подгруппой. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места и др. Разумеется, двигательные задания должны отличаться по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям.

К участию в общих играх малышей следует готовить, а раздельных занятиях или на прогулке воспитатель заучивает с ними игры и игровые упражнения, которые сути своей становятся подводящими к общей игре.

Дети также могут имитировать разные образы. Например, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение «Убегайте от меня» может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию а игре "Караси и щука".

Организация детей. Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонку или шеренгу, впереди - старшие. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренга младшие дети стоят в первой шеренге, значит, во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в раздельные звенья, например два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальный, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации, дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длина 4 м, высота 30-40 см - для старших; длина 2 м, высота 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относителъно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей, сообщить новое задание и т.д. Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность основных движений упражнения, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и т.п. - всегда выполняются одновременно, мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Аналогично прыгать в длину с места могут также поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы). Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка.

Упражнения, характеризующиеся длительностью действия, например разные виды ползания, как правило, выполняются поточно, особенно на этапе разучивания. Например, четверка за четвёркой (пятерка, шестерка) детей ползут вдоль зала, воспитатель, пере мешаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением - прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами и др.

В организации подвижных игр возможны два варианта.

1. Подвижная игра на объединенном занятии может быть для каждой подгруппы своя. Воспитатель начинает играть с малышами, сделав соответствующие распоряжения старшим, которые переходят к самостоятельному выполнению второго (третьего) упражнения в основных движениях. После игры и непродолжительной заключительной ходьбы или игрового задания «Пройди тише», "Поиграй с тем, что найдешь" и т.д. малыши уходят, физкультурное занятие для них заканчивается. Старшие, завершившие к этому времени выполнение упражнений в основных движениях, под руководством воспитателя играют в игру, соответствующую их возрасту.

В заключение занятия - танец, или игра-забава, или спокойная ходьба в зависимости от физической, психической и эмоциональной нагрузки предшествующих упражнений.

2. Подвижная игра может быть общей для старших и младших. В таком случае после двух-трех проигрываний малышей отпускают, со старшими продолжают играть. Если игра хорошо знакома детям, можно ее усложнить, например, увеличить число ловишек, ввести выручалочки и др. Но можно поиграть в другую игру, специфичную для старших детей, например эстафету.

Дифференцирование нагрузки. В программе обучения воспитания в детском саду определены длительность для каждой возрастной группы, количество упражнений, их повторность. Это - основные компоненты, определяющие физическую нагрузку. Кроме того, физическая нагрузка зависит от характера игр и упражнений, их технической сложности, подготовленности детей и их эмоционального состояния, условий проведения и др.

Перед воспитателем разновозрастной группы постоянно стоит непростая проблема дифференцирования нагрузки. В самом общем виде она состоит в том, чтобы сделать доступным для детей разных возрастов одни и те же упражнения на совместных физкультурных занятиях.

Решение ее тоже в самом общем виде выглядит так: визуально одинаковые и похожие упражнения должны отличаться техническими характеристиками, плотностью и протяженностью действий.

Некоторые конкретные результаты вытекают уже из подбора упражнений и правил организации, рассмотренных выше. Итак, во вводной части занятия дети могут двигаться колонной по одному, колонной по два - малыш со старшим ребенком, врассыпную. Воспитатель следит за осанкой, техникой движений, размещением детей на площадке и выполнением заданий во время ходьбы и бега. Задания приучают детей контролировать свои действия, и потому их учебный эффект рассчитан главным образом на старших детей.

Однако психологический и эмоциональный микроклимат, который создают задания, должен объединять всех детей, помогать и малышам включиться в работу. Например: "Сначала пойдем за большими, а когда ударю громко в бубен или когда скажу: "Оп!, - пойдем за маленькими..." - шаг у малышей короче, и потому старшие дети в обратном направлении идут на носках, или приставным шагом - пятка к носку. Малышей это сбивает, так как они смотрят вперед.

Общую колонну можно построить так, чтобы дети изначально двигались по кругу в противоположных направлениях: старшие - по часовой стрелке, малыши - против. Встретившись, дети разворачиваются на 180° и продолжают движение до новой встречи. Кроме того, старшие могут идти гимнастическим шагом, а малыши - обычной ходьбой.

Удобна, психологически оправдана и эмоционально благоприятна вводная ходьба в колонне парами. Старшие дети движутся по внешнему кругу, что увеличивает расстояние и дает возможность маневрировать при выполнении заданий. Например, по сигналу старшие выполняют подскоки на месте или с поворотом вокруг себя, малыши хлопают в ладоши; старшие идут в приседе или вокруг малыша, держась за его руку; старшие идут спиной вперед в обратном направлении, младшие продолжают идти вперед до встречи со своим старшим партнером; младшие бегут врассыпную, старшие бегут колонной по краю площадки и т.д.

Продолжительность бега для старших на совместном занятии уменьшается, так как надо учитывать возможности малышей. Зато можно увеличить его интенсивность, чередуя обычный бег, например, и бег с высоко поднятыми коленями.

Пять общеразвивающих упражнений составляют комплекс. Они должны быть похожими и по характеру двигательных действий и по структуре, но различными по технической сложности. Например, старшие, поднимая руки вверх, поднимаются на носки, младшие — нет; старшие, сидя на полу, поднимают прямые ноги, оттягивая носки, малыши поднимают ноги, как умеют; старшие приседают, держа спину прямо, для чего необходимо поднять пятки от пола и широко развести колени, младшие приседают, как получается, и т.п.

Конечно, в данном случае в какой-то мере форсируется использование счета как приема руководства общеразвивающими упражнениями, который логичен в старших группах и преждевременен в одновозрастных младших группах. Но это следует делать, чтобы не тормозить появление у старших детей умений выполнять упражнения четко и одновременно. Зато и проговаривание воспитатель использует чаще, чем в одновозрастной старшей группе, чтобы помогать малышам. Слова должны вписываться в темп и ритм упражнений.

Упражнения в основных движениях при фронтальной организации детей, как правило, одного вида, однако, отличаются не только количественными характеристиками, но и способом выполнения. Например, малыши идут по короткой и низкой скамейке обычным шагом в то время как старшие - по высокой и длинной скамейке на носках или приставными шагами, прыжками на двух или одной ноге, спиной вперед, танцевальным шагом и др. Старшие могут идти я обычным шагом, но по опорному брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Еще один важный резерв уплотнения нагрузки заключается в том, что темп выполнения движении старшими детьми, естественно, более высок. Они успевают проделать несколько движений за то время, пока малыши делают одно. Поэтому следует широко использовать комбинированные задания, состоящие из 2-4 разновидностей движений, по принципу "дорожки препятствий".

Таким образом, и старшие, и младшие дошкольники участвуют в одной и той же игре, в разных движениях, предусмотренных программой для каждого возраста.

Наши рекомендации