Задачи воспитания школьников

5.1.Умственное воспитание

5.2.Физическоевоспитание

5.3. Трудовое воспитание

5.4. Нравственное воспитание

5.5. Эстетическое воспитание

5.6. Экономическое, экологические, правовое воспитание

5.7. Взаимосвязь всех сторон воспитания

Умственное воспитаниеосуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах по­знания и т.п.

Задачи умственного воспитания:

• вооружение учащихся систематическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении;

• формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание при­чинно-следственных связей, прочное запоминание материала);

• воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе;

• развитие познавательных потребностей, интересов и способ­ностей;

• формирование социально значимых мотивов учения.

Физическое воспитание— узконаправленная, четко организо­ванная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической куль­турой, спортом, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Задачи физического воспитания:

• охрана и укрепление здоровья;

• закаливание;

• развитие движений;

• формирование нравственно-физических навыков;

• формирование потребности в физическом совершенствовании;

• воспитание культурно-гигиенических качеств;

• формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, активности и отдыхе.

Трудовое воспитание— воспитание сознательного отношения и склонности к труду как к основной жизненной потребности через формирование привычки к труду путем включения личности в активную трудовую деятельность и такой организации этой деятельности, чтобы она способствовала формированию удовлетворенности ее процессом и результатом.

Задачи трудового воспитания:

• воспитание уважительного отношения к труду,

• воспитание интереса к труду, чувства удовлетворения от добросовестного выполнения трудовых заданий,

• воспитание умений и навыков в труде, умения помогать товарищам,

• воспитание дисциплины в труде, умения поддерживать мажорный тон в совместной работе.

С трудовым воспитанием тесно связано политехническое образование.

Нравственное воспитание— процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Задачи нравственного воспитания:

• формирование представления о сущности нравственного каче ства, о его необходимости и преимуществах овладения им;

• воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

• воспитание гуманных чувств и отношений;

• формирование основ патриотизма и межнациональной терга мости;

• воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

• воспитание коллективизма.

Эстетическое воспитание— один из видов воспитания личности, цель которого — формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.

Задачи эстетического воспитания:

• формирование у детей способности воспринимать, чувство­вать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков исполь­зования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

• развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь и преумножать эту красоту;

• вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств — музыки, пения, рисования, лепки, художественного слова, драматизации;

• развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на за­нятиях, дома в быту, в школьной обстановке;

• развитие у детей понимания красоты в человеческих отноше­ниях, желания и умения вносить красоту в быт.

Современные условия выдвигают новые задачи экономического, экологического, правового воспитания младших школьников:

• экономическое воспитание— формирование разумных потреб­ностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей;

• экологическое воспитание— формирование заботливого отно­шения к окружающей среде;

• правовое воспитание— формирование основ правового созна­ния и поведения юного гражданина.

Всестороннее развитие личностиможет быть реализовано только на основе комплексного подхода,который обеспечивает единство всех сторон воспитания.

В практике воспитания в школе и семье все эти составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Наши рекомендации