Умение учащихся давать словесный отчет

Детям предлагалось рассказать о процессе выполнения швов / стачного, вывернутого, подручного /. C этой целью им было предложено вспомнить и назвать швы, которые они изучали раньше.

Полученные результаты говорят в пользу учащихся экспериментальной группы. Если в контрольной группе вспомнили и назвали стачной шов всего лишь- 3 - ученицы, подрубочный-6 -учениц и вывернутый -8- учениц, то в экспериментальной группе соответственно - 8, 9, 10 учениц. Эти данные показывают, что большинство учащихся контрольной группы забыли названия тех швов, которые изучались в начале темы, и лучше всего запомнили название того шва, который изучали в конце раздела. Зато учащиеся экспериментальной группы приблизительно в одинаковой степени запомнили названия всех швов. Это дает основание утверждать, что воспитание у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

Проявление самостоятельности при выполнении учащимися заданий

Мы предлагали учащимся контрольной и экспериментальной групп одинаковые задания. Оно заключалось в том, что за определенное время надо выполнить разные стежки / всего 8 видов /. При этом названия стежков были написаны на доске; каждому из учеников были розданы их образцы, выполненные на кусочках ткани.

Показательным в процессе выполнения задания было то, что учащиеся экспериментальной группы начинали шить почти все стежки без помощи учителя. При этом они пользовались образцами, рассматривая, анализируя их и т.д. Чтобы стежки имели хороший вид, были выполнены по ровной линии, учащиеся самостоятельно и по собственной инициативе делали пометки / выдергивали нитки, проводили линии карандашом /.

Иная картина наблюдалась в контрольной группе. Здесь три ученицы не обратились за помощью к учителю, а все остальные спрашивали, как начинать стежки, как переходить от одного к другому. Ни один из них ничего не предпринял, чтобы стежки были выполнены по ровной линии. Они не рассматривали розданных им образцов, не осознали по-настоящему сути задания, поэтому не смогли выполнить его самостоятельно.

Вывод: в результате обучения учащихся вспомогательной школы по нашей методики у последних воспитывались самостоятельность и умение работать аккуратно, с чувством надлежащей ответственности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу мысль о том , что обучение учащихся умению составлять план, руководствоваться инструкциями способствует развитию у них самостоятельности.

Заключение

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении следующих основных требований.

1. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков . Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий / планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д. /. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще.

2. Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам и т.

3. Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы /словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д./, что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.

Как показал наш опыт, наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся вспомогательной школы на первом году обучения /4 класс/, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.

Литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994.

Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.

Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.

Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981.

Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.

Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Основные вопросы обучения арифметике.- Книга для учителей вспомогательных школ. Учпедгиз, 1955.

Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.

Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.

Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.

Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.

Поставская В. А. Воспитание самостоятельности на уроках естествознания. Учпедгиз. 1953.

Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.

Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 1982. N2.

Конец формы

 
 
 
 
Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru   Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru
Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru
Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru   Умение учащихся давать словесный отчет - student2.ru
 
 
 

Наши рекомендации