Умение учащихся II класса создавать композицию и воспроизводить пространственные отношения

К началу учебного года учащиеся знают некоторые требования к композиции изображения на листе бумаги. Ими усвоено Прави­ло, что изображаемый предмет нужно располагать в центре листа бумаги с учетом протяженности изобразительной плоскости и са­мого изображения. Одного напоминания учащимся об этих ком­позиционных требованиях к изображению достаточно для успеш­ного выполнения задания. Второклассники оперируют в процессе работы словесным материалом, используя такие фразы: «Я нари­совал (расположил) ... в середине (центре) листа бумаги», «Са­ша нарисовал у края листа (у верхнего правого края листа), он нарисовал неправильно».

В композиции узора в полосе учащиеся используют ритмиче­ское построение. Им легче удается повторять элементы узора, чем чередовать. Это связано с тем, что детям легче осуществлять контроль за одинаковыми формами, чем за разными. В ритмичном чередовании цвета они не испытывают трудностей.

В многопредметной композиции (тематической, сюжетной) ос­таются трудности установления смысловых связей между объек­тами. Даже при использовании аппликации, которая позволяет выбирать, а не рисовать нужные объекты и не мысленно опери­ровать образами, а реально перемещать изображения на листе бумаги, второклассники допускают искажение задуманных ими или заданных в сюжете связей и отношений. В результате часто резко меняется задуманная композиция, преобразуется или даже заменяется сюжет.

Глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста не знают средств изображения пространства. Однако под руко­водством взрослых они могут использовать отдельные приемы линейной перспективы: проводить линию горизонта, уменьшать уда­ленные объекты и т. д. Нужно отметить, что, зная некоторые прие­мы изображения глубины пространства, учащиеся начальной шко­лы их не используют. Например, им не нравится рисунок, в ко­тором одни предметы загораживают другие. Вследствие этого дети часто делают фризовое построение изображения: все предме­ты в своем рисунке располагают на одной линии, «чтобы все было хорошо видно». Загораживание может отсутствовать и в довольно успешно выполненных рисунках, где отдельные элементы прост­ранства учтены (например, нарисована линия горизонта, прост­ранство изобразительной плоскости расчленено на дальние и ближние планы, предметы на ближних планах отличаются от уда­ленных по размерам — вблизи они сравнительно больше).

В одном и том же рисунке один и тот же прием может быть использован верно, неточно и ошибочно. Например, некоторые учащиеся неполно используют правило, в соответствии с которым объекты на дальних планах изображаются сравнительно меньши­ми по размерам, чем на ближних. Изобразив несколько объектов в правильном соотношении величин, учащийся может увлечься и в дальнейшей работе не использовать имеющиеся у него знания.

В I классе при составлении аппликации сюжетного содержания детей знакомят с некоторыми приемами передачи глубины прост­ранства. Во II классе осуществляется работа по закреплению полученных знаний и их расширению. Так, формируются пред­ставления об основных направлениях (вертикально, горизонталь­но, наклонно) и о размещении изображений предметов в рисунке в разных положениях. Детей учат при изображении открытого пространства (пейзажа) использовать линию горизонта, загора­живать дальше расположенные предметы ближними, строить изо­бражение планами. Таким образом, в I и II классах закладыва­ется основа для работы по теме «Явления наглядной перспективы».

Вариант работы. Композиция «Ваза для цветов».

Умение учащихся II класса создавать композицию и воспроизводить пространственные отношения - student2.ru

Урок начинается с краткой беседы о назначении отдельных предметов быта, о красивых образцах народного декоративно­прикладного искусства. Учащимся предлагается рассмотреть в натуре или в изображении сосуды для воды, кваса, молока, цве­тов, созданные мастерами разных времен и народов (например, майоликовый квасник работы мастеров Гжельского района Мос­ковской области, гуцульский куманец; образцы гончарного ис­кусства Латвии —Летгалии: кувшины, вазы, горшки; образцы чешского стекла, ферганской керамики или др.— по выбору учи­теля).

Форма сосудов, которые учитель предлагает детям рассмотреть, должна различаться пространственной протяженностью: быть вы­тянутой по вертикали или по горизонтали либо быть уравнове­шенной. Приготовленные для беседы сосуды должны отвечать вы­соким эстетическим требованиям. Учащиеся выявляют форму этих предметов, ее пространственная протяженность связывается с функциональным назначением этих предметов.

После беседы учитель обращает внимание детей на прикреп­ленные к доске листы бумаги приблизительно одного размера, на разных форматов (рис. 30,а). Рядом выкладываются варианты изображений, для которых учащимся нужно найти соответствую­щие форматы изобразительных плоскостей. Вариантами изображе­ний служат вырезанные из плотной бумаги силуэты только что рассмотренных сосудов (рис. 30, б).

В помощь учащимся, которые испытывают трудности в выпол­нении этого задания, учитель может заготовить под каждый си­луэт окаймленный красной рамкой соответствующий прямоуголь­ник или квадрат, в который вписывается силуэт того или инога сосуда (рис. 30, в), Сопоставление вписанного в рамку силуэта с форматом изобразительной плоскости облегчает сравнение. Эта соответствие можно подчеркнуть, убрав силуэт сосуда и сопоста­вив изобразительную плоскость с рамкой (рис. 30, г).

В качестве практического задания учащимся предлагается при­думать и нарисовать вазу для цветов в подарок маме к Междуна­родному женскому дню. При этом можно прочитать стихотворение:

Принесу я вербу в дом

И на стол поставлю —

Завтра утром с женским днем

Маму я поздравлю.

Для самостоятельной работы учитель раздает учащимся бума­гу разных форматов и определяет задание: рисовать вазу, форма которой по своей протяженности соответствует формату изобра­зительной плоскости. Он советует учащимся разместить изобра­жение посередине листа и немного ближе к нижнему его краю.

Перед началом самостоятельной работы весь наглядный мате­риал убирается. Дефицит наглядной информации на последнем, практическом этапе работы способствует развитию творческого воображения учащихся.

Наши рекомендации