Вариативные формы реализации программы

Вариативные формы реализации Программы

При реализации Программы используются новые формы: проектная дея­тельность, ситуации, мастерская, коллекционирование, викторины и конкурсы и др Изменяются в соответствии с обновлённым со­держанием и старые, классические формы:беседа, разговор, экскурсии, наблюдения, рассматривания и др., которые не теряют своей актуаль­ности в образовательной деятельности.

Все формы носят интегративный характер, т. е. позволяют решать за­дачи двух и более образовательных областей, развития двух и более ви­дов детской деятельности.

Игра— это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной формой реализации Программы, успешно использу­ется при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.

В игре как деятельности детей можно выделить две основные фор­мы — сюжетную игру и игру с правилами.

Сюжетная играможет быть ролевой, в которой ребёнок выполняет роль, действуя от первого лица («Я доктор»), и режиссёрской, при осуществлении которой ребёнок вы­полняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке.

В играх с правилами, которые имеют исключительно совместные формы, основным моментом являются конкурентные отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами.

Подвижные игры — оптимальная основа для физического, личност­ного и интеллектуального развития ребёнка. Подвижные игры класси­фицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижно­сти ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, прыжками, метанием и т. д.), по содер­жанию (подвижные игры с правилами, спортивные игры).К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры, в которых дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увёртывании и т. д; к спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Театрализованные игрыимеют особое значение для социализации и культурации дошкольника. Широкое воздействие театрализованной игры на развитие личности ребёнка связано с тем, что в ней, как инте­гративном виде деятельности, объединяется литературная (текст), му­зыкальная (напев, танцевальные движения, музыкальное сопровожде­ние) и изобразительная (изготовление элементов декораций, костюмов,афиш) художественная деятельность. Участие детей в театрализованных играх обеспечивает реализацию содержания Программы во всех образо­вательных областях: «социально-коммуникативное развитие», «позна­вательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие».

Характерными особенностями театрализованной игры является ли­тературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры также можно поделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские.

В игре-драматизации ребёнок, исполняя роль артиста, самостоятель­но создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербаль­ной выразительности. Видами игры-драматизации являются игра-ими­тация образов животных, людей, литературных персонажей; ролевой диалог на основе фрагмента текста; инсценирование произведения; по­становка спектакля по одному или нескольким произведениям; игра-им­провизация с разыгрыванием одного или нескольких сюжетов без пред­варительной подготовки.

В режиссёрской театрализованной игре ребёнок, действуя игруш­ками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссёр, озвучивая роли героев и комментируя сюжет. Виды режис­сёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, ис­пользуемых в детском саду: настольные плоскостной и объёмный, игру­шечный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

В педагогической работе по социально-коммуникативному и позна­вательному развитию дошкольников большая роль принадлежит дидак­тическим играм: подвижным («Хромая курица», «Колдун», «Коршун», «Оленьи упряжки» и др.), настольно-печатным («Почини одеяло», «До­веди куклу до дома»), компьютерным («Помоги птенчику», «Поросята и волк» и др.). Дидактические игры для детей дошкольного возраста объединены в тематические циклы с учётом общности решаемых в ходе реализации Программы задач психолого-педагогической работы или на основе примерного календаря праздников.

Педагогически целесообразной формой работы являются различ­ные игровые ситуации, направленные на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выпол­няет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно («SMS здоровья», «Фотограф чистоты», «Ожившие фотографии» и др.).

Чтение— основная форма восприятия художественной литерату­ры как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятель­ности, решения задач психолого-педагогической работы таких образова­тельных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «позна­вательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». В Программе формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг строится на организации систематического чтения, а также общения взрослого с детьми, имеющего предметный (со­держательный) и эмоциональный характер.

При реализации образовательной области «художественно-эстети­ческое развитие» ведется интеграция основных видов продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструи­рования и художественного труда ребёнка. Для развития продуктивной деятельности детей педагоги используют интегрированную образовательную дея­тельность, интегрированные циклы образовательной деятельности и интегрированные (тематические) дни, которые наиболее эффективны для формирования у детей тех интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения Программы.

Одной из форм организации совместной деятельности взрослого с детьми и реализации Программы выступает мастерская.

Мастерскаякак форма организации в первую очередь продуктивной деятельности в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет также раз­вивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познава­тельно-исследовательскую, трудовую деятельность. К психолого-педагогическим условиям организации образовательной деятельности с детьми в форме мастерской относятся: стиль поведения взрослого (непринуж­дённо-доверительный); рабочее пространство, на котором разворачи­вается совместная работа (место воспитателя за общим столом рядом и вместе с детьми); отношение педагога к выполнению общей работы (вы­полнение определённой части работы или такой же работы, как у детей) и т. п.

Психолого-педагогическая работа по развитию ребёнка-дошкольника включает череду разнообраз­ных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то но­вое о людях, семье, обществе, государстве и самом себе. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причи­ны того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт. Источником для разработки педагогами ситуаций разных видов, как формы образовательной работы, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художе­ственная литература, рассказы людей, средства массовой информации, психолого-педагогическая литература и др. Условно образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуа­ции по интересам детей, ситуационные задачи и др.

Коллекционирование, как форма работы с детьми, эффективно ис­пользуется при реализации задач практически всех образовательных областей. Коллекционирование — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Коллекцио­нирование способствует систематизации информации об окружающем мире; формированию, развитию и поддержанию индивидуальных по­знавательных предпочтений детей; развитию мыслительных операций, речи и коммуникативных навыков.

Наряду с развитием индивидуального собирательства в дошкольном возрасте широко используется коллективное коллекционирование. Ини­циатором групповых коллекций обычно выступает взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познава­тельного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образователь­ных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам с детьми 5—7 лет (создание коллекций «Школьные принадлежности»; «Животные России»; «Военная техни­ка»; «Любимые герои детских книг»; «Герои сказок А. С. Пушкина» и др.). Смежной линией работы по коллекционированию является знаком­ство детей с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и ро­дителей).

Экспериментирование и исследовательская деятельность позво­ляют ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно­следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

В поисковой активности ребёнка можно выделить три формы экс­периментирования и исследования: практическое, умственное и соци­альное.

Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира по­средством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и др.

Умственное экспериментирование, в отличие от практической фор­мы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные ис­следования осуществляются с помощью поисков ответов на поставлен­ные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.

Особое место в работе педагогов с детьми занимает социальное экс­периментирование, которое актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребёнка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми проти­воположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).

Проектная деятельность— это создание воспитателем таких ус­ловий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспери­ментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность дошкольников может быть условно разделена на три вида: познавательно-исследовательского, игрового и творческо­го характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет). Для детей до 4—5 лет характерны небольшие по про­должительности и простые по результату продуктивной деятельности мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совмест­но с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста (5—8 лет) проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.

Проекты внедряемые в образовательный процесс детского сада при реализации Программы:

Название проекта Авторы проекта Направление педагогической деятельности на развитие детей
«Алабуга ак ала» Гизатуллина Ш.Р. Белоусова Т.В. Формирование нравственно – патриотическихъ качеств дошкольников
«Палитра здоровья» Хабибуллина Е.Я. Сохранеия, укрепление и восстановления здоровья детей.
«Музыкальный дождик» Короткая Н.А. Развитие театрализации посредством музыкально-ритмической деятельности
«Анлийская страна чудес» Немтырева С.В. Развитие культуры речи посредством изучения английского языка.
«Елабуга заповедная» Хабибуллина Е.Я. Формирование экологической культуры дошкольников.
«Звучи «родник» народного фольклора» Педагогический коллектив ДОО Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой.
«Неиссякаемый родник татарской музыки» Гизатуллина Ш.Р. Короткая Н.А. Формирование культуры и нравственности детй дошкольного возраста.
«В гостях у детства» Гизатуллина Ш.Р. Белоусова Т.В. Формирование толерантности и культуры дошкольников.
«Золотой ключик» Ермакова Л.Н. Формирование творческой, социально активной личности дошкольника.
«Колесо безопасности» Ермакова Л.Н. Формирование основ безопасного поведния детей.
«Дорожная азбука» в детском саду Хабибуллина Е.Я. Формирование основ правил дорожного движения детей дошкольного возраста.

Метод проектов включает в себя несколько этапов реализации в детском саду: погружение в про­ект; организация деятельности; осуществление деятельности; презента­ция результатов.

Беседы, загадки, рассказывание, разговор используются при реализации всех образовательных областей Программы. Виктори­ны и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познава­тельной деятельности с использованием информационно-развлекатель­ного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Используются они в основном в старшем дошкольном возрасте, однако прообразы этих форм познавательной деятельности детей используются

и в младших возрастах (3—5 лет). При этом они тяготеют к развлечениям с элементами викторины и конкурса. Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединённая какой-либо общей темой. Конкурсы представляют собой дружественное состязание команд сопер­ников. Дети могут состязаться в выполнении каверзных заданий, при­поминании стихов и считалок на определённую тему, в поиске различий на картинках, в прохождении лабиринтов, в составлении пазлов, в игре в шашки и уголки и т. п.

К формам совместной музыкально-художественной деятельности взрослого и детей относится слушание музыки, исполнение и творче­ство. Исполнительская деятельность детей — это посильное их возмож­ностям пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкаль­ных инструментах, которые должны отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.

Задача педагогов — грамотно конструировать образовательный про­цесс, согласовывая и интегрируя различные виды детской деятельности и соответственно формы, в которых они осуществляются, между собой.

Дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребёнку «осу­ществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т. д. Эти виды деятельности ребёнок осущест­вляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жёстких норм и правил. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чув­ства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосре­дованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи.

Наши рекомендации