Занятие 9-10. социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками
Ученые, под социальной дезадаптацией подростков понимают – нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Основные признаки социальной дезадаптации – нарушение общепринятых норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, склонность к суициду и т.д.
Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. Отклоняющееся поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный, когда человек не стал субъектом преступления, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными органами и представляют серьезную общественную опасность.
В подростковом возрасте, основные нарушения поведения можно классифицировать следующим образом:
1. прогулы (это могут быть как отдельные уроки, так и целый учебный день);
2. побеги из дому;
3. воровство;
4. ограбления (с применением угрозы или силы);
5. участие в драках;
6. частые конфликты (с классным руководителем, отдельными учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т.д.);
7. приобщение к алкоголю, наркотикам, снотворным и транквилизирующим средствам, курение (поддержка имиджа, привычка);
8. девиации сексуального поведения (ранняя половая жизнь и др.);
9. суицидное поведение;
10. страхи (темнота, одиночество, разлуки с родными и близкими и др.;
11. навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т.д.);
12. сквернословие;
13. черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к «активистам», увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.
Особенно хотелось отметить проблему злоупотребления некоторыми школьниками спиртных напитков и наркотиков. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) – для того, чтобы не допустить этого явления, нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков и употребление наркотиков – в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.
Также одним из побуждений к пьянству является вхождение школьников в различные криминогенные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики – основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека.
Еще одной из серьезных проблем, на наш взгляд, выступает алкоголизм молодых женщин. Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях социальным работникам следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.
Очень высока заболеваемость и самих молодых женщин, злоупотребляющих алкоголем. Это и гепатиты, и травмы, и болезни желудочно-кишечного тракта. Более трех четвертей из них больны гинекологически, что лишает их остатков репродуктивного здоровья. У каждой третьей женщины – алкоголички обнаруживаются заболевания, передающиеся половым путем, в том числе и венерические. (Эти цифры занижены, так как это официальная статистика).
Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Так, запрещены продажа и распитие спиртных напитков. Родители в ответе, за появление школьника в нетрезвом состоянии. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости или при совершении преступления – к уголовному наказанию.
К сожалению, на сегодняшний день, еще одной из вредных привычек молодых людей, является курение.
В Калифорнии подсчитали: любители покурить ежегодно обходятся крупнейшему штату США в 16 миллиардов долларов. Здесь проживают
35 миллионов человек, 4,7 миллиона курят. Каждый год 43 тысячи из числа курящих умирают из-за вредного воздействия табака. На лечение одного курильщика ежегодно тратится около трех тысяч долларов. 23% женщин курит во время беременности. Вероятно, не понимая, что курение – наиболее распространенный фактор, приводящий к гипотрофии плода у 67 % беременных женщин. В дальнейшем это приводит к 100- процентной заболеваемости новорожденных. У нас, в Казахстане, курящих девушек – почти 54%. Исследования, проведенные в Москве и Санкт-Петербурге, показали: к 18 годам курящих оказывается уже 75 процентов. Средний возраст начала курения – 10-11 лет.
Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.
Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
· Психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в безвыходное положение;
· Формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
· Психолого-педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
· Обеспечение возможности получить образование;
· Забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.
· Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации, принимаются в специализированные учреждения на основании:
· Личного обращения;
· Направления специальных органов, осуществляющих социальную защиту населения;
· Постановления комиссий по делам несовершеннолетних;
· Заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел.
· Другими словами, основная цель деятельности такого рода учреждений – социальная защита и поддержка детей и подростков, их реабилитация и оказание помощи в жизненном определении.