Как снеговики солнце искали

(по мотивам румынской сказки «Солнце и снежные человечки» М. Кремене)

Оборудование: фланелеграф, картинки для фланелеграфа — снеговик и снежная баба, состоящие из разборных деталей (трех кругов разной величины, ведра и шляпы), девочка, дерево, кустик, дятел, белочка, зайчик, снегирь, солнце, грузовик; ритмо-схе-ма, на которой изображены снеговик и снежная баба и их сле­ды на разном расстоянии; палочки — по две каждому; картон­ные орешки большие и маленькие — по 3—4 штуки каждому; игрушечный волк.

Ход занятия

Педагог. Ох, и холодно сегодня!

Русская народная потешка

Дети
Ой, сердит мороз! Качают головой, взявшись за нее

руками.
Ветки снегом занес. Легко взмахивают кистями рук.

Хватает за нос. Хватают себя за нос.

Щиплет до слез. Легонько щиплют себя за щеки.

Ребятишки не пугаются «Едут на лыжах».

И на лыжах,

И на саночках катаются, «Едут на санках».

Над морозом сердитым Прыгают на обеих ногах с од-

Потешаются. повременными хлопками в ла-

доши.

Педагог. Слепили дети снеговика и снежную бабу.

Массаж «Снеговик»(см. занятие 19) Мы снежную бабу слепили на славу. На славу, на славу, себе на забаву.

(А. Бродский)

Двое детей выкладывают на фланелеграфе снеговика и снеж­ную бабу из сборных частей.

Зимушке-зиме тоже понравились наши снеговики.

Мы слепили бабу снежную, Бабу снежную, потешную.

А зима сказала ей: — Стань работницей моей! У тебя в руке метла, Ты б дорожки замела... Раздели со мной заботы И старайся дотемна...

А снежная баба старается, помогает зиме.

Физкультминутка «Снежная баба»(авторская) Педагог

Я метелкою мету Поворачиваются вправо-влево,

И снежок сметаю, имитируя подметание.

А лопаточку возьму — Наклоняются вперед, как быра-

Снег поубираю. ботая лопатой.

Вот теперь у нас в саду «Пружинка», показывают ла-

Чистые дорожки, дошки.

И по ним сейчас пойдут Ходят на месте.
Маленькие ножки.

Сказка

Педагог. Одна девочка, гуляющая во дворе, сказала: «Ка­кие красивые снеговики! Жалко, что скоро придет весна, при­греет солнце, и они растают».

Заволновались снеговики.

— Что это за злое солнце? Почему оно должно прийти и
погубить нас? — спросил снеговик.

Плачет бедный снеговик:

«Я в мороз стоять привык. Я не вытерплю жару, Обязательно умру».

(И. Федорова)

— Может, солнце и не такое уж злое, — вступилась снежная баба. — Пойдем поищем его и попросим, чтобы оно сюда не приходило.

— Как же мы можем его искать, когда не знаем, какое оно? — ответил снеговик.

— Ничего, спросим и найдем! — предложила снежная баба.
И они пошли. Снеговик шагал медленно, делая большие шаги.

А снежная баба мелко семенила за ним.

Ритмическая игра «Шагают снеговики»

Дети, следя по ритмо-схеме, показывают, как шагает снеговик, топая ногами в ритме четвертей и приговаривая: «Топ, топ...» По-

казывая шаги снежной бабы, ребята поочередно хлопают ладонями по коленям восьмыми длительностями, приговаривая: «Топа-топа...» Педагог. Попали снеговики в лес.

Ритмическое упражнение «В лесу»(авторское)

Педагог

Стоят деревья в инее, То белые, то синие. А кустики стоят, От холода дрожат.

Выполняется под мелодию русской народной песни «Калинка»: на затакт дети поднимают руки вверх («деревья»), на сильную долю — приседают, обхватывая плечи руками («кустики»).

Продолжение сказки

Педагог. Дерево сказало:

— Мой ствол обледенел. Кора трещит от мороза. Когда же меня отогреет солнце?

— Деревья ждут солнца, — удивился снеговик.

Хотели они идти дальше, как вдруг услышали стук. Это сту­чал дятел.

Дятел тук-тук-тук стучит, На кого-то все ворчит: — Сами в гости приглашают, А потом не открывают!

(М. Дружинина)

Игра «Ритмическое эхо»

Дети берут палочки и повторяют на них простой 2-тактный ритмический рисунок, исполненный педагогом.

Продолжение сказки

Педагог. Ты не солнце? — спросил снеговик.

— Какое же я солнце? Я — дятел. Найдете его — скажите, чтобы оно поскорее пришло сюда.

— А разве ты его не боишься? — удивилась снежная баба.

— Я мороза боюсь. Он сковал весь лес. Мне есть нечего. Без солнышка все птицы могут погибнуть.

Дятел улетел, а снеговики пошли дальше через большие суг­робы.

Двигательное упражнение

Педагог
Снег метлою разметая, Шагают на всей стопе, подняв

Идет баба снеговая. нос кверху.

Нос-морковку задирает В конце делают активный вдох

И снежинки раздувает. через нос и продолжительный

(М. Милютина) выдох ртом.

Продолжение сказки

Педагог. Вдруг на них с дерева свалился пушистый зверек с длинным хвостом.

— Ты солнце? — спросила снежная баба.

— Нет! — ответил зверек. — Я белочка.

— А что ты так дрожишь?

— Я боюсь снеговика — Держит палку он в руках.

— Ты не бойся. Снеговик — Добрый, драться не привык.

(Р. Каука)

Решили снеговики угостить орешками белочку.

Дети выкладывают на полу орешки, чередуя большие с малень­кими.

Белочка тоже ждала солнца. А вот на полянку выскочил зай­чик.

— Ты солнце?

— Нет, я зайчик. Бедный, озябший зайчик. Я так жду сол­нышко, чтобы оно меня обогрело!

Русская народная игра «Зайка»

Педагог
Зайка беленький сидит Подносят пальцы к голове, ше-

И ушами шевелит. велят ими, поворачиваясь впра-

Вот так, вот так во-влево.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки согреть. Вот так, вот так Надо лапочки согреть

Зайке холодно стоять, Прыгают на обеих ногах.

Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал! Убегают на места от игрушеч-

Зайка тут же убежал! ного волка.

Продолжение сказки

Педагог. Пригорюнились снеговики. Оказывается, все ждут солнца с радостью. Но тут к ним подлетел снегирь и сказал:

— Не печальтесь, снеговики! Когда солнце будет светить ярко, я улечу на Север, где снег не тает. Я тоже не люблю тепло. И вы отправляйтесь со мной.

Повеселели снеговики. И когда настала весна, все люди, зве­ри и птицы радовались теплу и солнышку, снеговики сели на машину и поехали на Север. А снегирь им показывал дорогу.

За окном в углу двора Снеговик стоял вчера. Потеплело. Снеговик Сел в попутный грузовик. — Я на Север, за зимой, Через год вернусь домой. (В.Жданова) Дети уходят из зала топающим шагом («едут на машине»).

Наши рекомендации