Порядок защиты научной работы
8.1. Предварительное рассмотрение магистерской работы
Студент осуществляет подготовку и написание магистерской работы под руководством научного руководителя и обязан подавать ему работу для проверки частями в установленные сроки в соответствии с индивидуальным планом написания магистерской работы. Несоблюдение студентом согласованного календарного графика написания работы (несвоевременное завершение разделов и работы в целом) рассматривается как невыполнение им учебного плана, который может быть основанием для отчисления его из университета из-за невыполнения учебного плана.
Научный руководитель магистерской работы проверяет выполненную часть работы и предоставляет соответствующие рекомендации.
После устранения всех замечаний руководителя студент завершает оформление работы и подает ее научному руководителю для итоговой проверки на предмет соответствия установленным требованиям.
При условии надлежащего выполнения работы научный руководитель допускает ее к предварительной защите.
Следующим этапом является предварительная защита магистерской работы на кафедре, которая проводится не позднее чем за 4 недели до защиты магистерской работы.
Студент подает на предварительную защиту работу в завершенном, но не сшитом виде. В случае выявления несущественных недостатков ему может быть предоставлен определенный срок для их устранения.
Когда магистерская работа полностью закончена и соответствующим образом оформлена, она представляется к рассмотрению на заседании кафедры вуза (обычно такую процедуру называют "малой защитой магистерской работы") в соответствии с назначенной датой.
Процедура предварительной защиты проводится в следующей последовательности:
ü Объявляется тема магистерской работы, ее автор и научный руководитель.
ü Предоставляется слово соискателю для сообщения по теме магистерской работы.
ü Заслушиваются вопросы к соискателю по содержанию магистерской работы, методологии и методике научного исследования, на которые ему необходимо ответить.
ü Предоставляется слово для выступления присутствующих на заседании.
ü Оглашаются результаты защиты.
Заключение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании и оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры.
8.2. Подготовка к защите магистерской работы
После предварительной защиты в случае ее полного соответствия установленным требованиям магистерская работа сшивается в твердую обложку и на титульной странице ставится подпись магистранта и руководителя.
Подготовленную магистерскую работу не позже, чем за 2 недели до защиты подают научному руководителю, который составляет отзыв. В отзыве научный руководитель отмечает степень самостоятельности в исполнении работы, достижения и недостатки, наличие элементов исследования и обобщения передового опыта, обоснованность и ценность выводов, делает вывод о возможности рекомендации работы к защите.
После этого, подписанная записка подается на проверку на предмет соответствия нормоконтролю, о чем свидетельствует подпись проверяющего. Только после этого прошитую магистерскую работу может подписать заведующий кафедрой, однако не позднее, чем за 10 дней до назначенной даты защиты.
Следующим этапом является рецензирование магистерской работы. Рецензент в трехдневный срок знакомится с работой и дает на нее письменную рецензию. Рецензия должна отображать позитивные достижения работы и ее недостатки, содержать основательный анализ содержания работы, вывод относительно возможности ее защиты и рекомендацию относительно дифференцированной оценки ее качества. Негативная рецензия не является основанием для отклонения работы от защиты.
Внесение изменений в магистерскую работу после составления отзыва научного руководителя и рецензии не допускается.
Примерно за неделю до дня защиты магистерской работы следует подготовить все то, что потребуется соискателю в этот день, а именно:
1. Рукопись магистерской работы.
2. Текст выступления по защите магистерской работы в виде небольшого доклада (5 страниц машинописного текста), рассчитанного на 3-5 минут.
3. Письменные ответы на вопросы, замечания и пожелания рецензента.
4. Листы с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, взятые из текста магистерской работы и соответствующим образом подготовленные для демонстрации.
5. Слайды, кино-, фото- и видеоматериалы, компьютерные диски и т.п.
Первое и самое главное, с чего обычно начинается подготовка соискателя к защите своей магистерского исследования - это его работа над выступлением по результатам магистерского исследования в форме доклада, призванного раскрыть существо, теоретическое и практическое значение результатов проведенной работы.
Конкретно в структурном отношении доклад можно разделить на три части, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок, хотя в целом они логически взаимосвязаны и представляют единство, которое совокупно характеризует содержание проведенного исследования.
Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение магистерской работы. Рубрики этой части соответствуют тем смысловым аспектам, применительно к которым характеризуется актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировки цели магистерской работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал магистерской работы, а также охарактеризовать ее состав и общую структуру.
После первой вводной части следует вторая, самая большая по объему часть, которая в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, характеризует результаты каждой главы магистерской работы. Отмечаются также критические сопоставления и оценки.
Особое внимание в докладе необходимо обращать на показ новизны полученных результатов. Для этого следует:
- указать, какие ранее неизвестные закономерности, связи и факты введены в научный оборот;
- какие новые методы или приемы были в исследовании применены;
- в чем заключается пересмотр старых взглядов на изучаемое явление;
- какие теоретические положения впервые сформулированы и обоснованы.
Помимо новизны проведенного исследования необходимо раскрыть его практическую значимость и указать, какие результаты могут быть внедрены в практику.
Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения магистерской работы. Здесь целесообразно перечислить общие выводы из ее текста (не повторяя более частные обобщения, сделанные при характеристике глав основной части) и собрать воедино основные рекомендации.
Поскольку время, отводимое на преставление доклада, всегда лимитировано, желательно заранее его рассчитать, исходя из того, что одна страница машинописного текста, напечатанного в два интервала, соответствует 2-2,5 минутам выступления.
Текст устного выступления немного отличается от письменного представления работы, поэтому, готовя текст научного доклада, следует ориентироваться на 7 вопросов:
1. О чем говорить? Чтобы не утонуть в словесном потоке, необходимо выбрать «красную нить», то есть сформулировать то, о чем следует сказать в первую очередь.
Во-первых, фразы должны утверждать главную мысль и предопределять цель речи, требовать дополнительного сопровождения для полного раскрытия.
Во-вторых, если это суждение, то оно должно быть кратким, ясным, не содержащим противоречий.
2. Зачем говорить? Выходя перед аудиторией необходимо четко сознавать цель своего выступления. Формулируя цель, грамотно подбирайте глагол (рассмотреть, доказать, определить, обнаружить и т.д.).
3. Сколько говорить? Время публичной речи всегда строго ограничено по времени. Для представления результатов магистерской работы – это всего 5-8 минут. Для этого следует отобрать только самое существенное. Большее внимание следует уделить экспериментальной части и выводам.
4. Кому говорить? Необходимо выбрать тактику убеждения, тот или иной стиль. Для заинтересованных слушателей подходит один стиль, а для равнодушных или настроенных враждебно – другой.
5. Где говорить? Условия произнесения научного доклада даже на одну и ту же тему могут значительно менять план выступления, тактику поведения. Например, доклад перед государственной аттестационной комиссией и на секции студенческой конференции.
6. Как говорить? Основная цель доклада заключается в том, чтобы оратора поняла аудитория. Нужно позаботиться о подходящих способах убеждения и аргументах. В любом случае лучше говорить не быстро.
7. Что говорить? Для реализации замысла и достижения цели нужны надежные аргументы. Тезис без аргументов - как снаряд без порохового заряда, он «останется в стволе», если в речи будет голословное утверждение. Вся сила и мощь оратора в его аргументах и способе их воздействия на аудиторию. Это чрезвычайно важная стадия подготовки.
Основные требования к композиции речи обобщены в таблице 8.1.
Таблица 8.1
Композиция ораторского выступления
Элементы | Назначение | Целевые действия | Приемы и средства |
ВСТУПЛЕНИЕ | |||
Зачин | Подготовить аудиторию к восприятию | Завладеть вниманием, возбудить интерес, заставить слушать, вызвать доверие. | Обратиться к аудитории, поприветствовать всех присутствующих, сообщить удивительный факт, историю. |
Завязка мысли | Поставить проблему | Показать актуальность темы, выявить противоречие, объяснить тезис, заинтересовать новым материалом. Назвать объект, предмет, цель, задачи. | Прием сопереживания, парадоксальная ситуация, драма идей и людей, контрастное положение. |
Изложение | Довести план до аудитории | Обеспечить понимание цели общения, наметить перспективу, сориентировать слушателей. | Обращение к интересам, потребностям людей, краткое описание, ссылки на литературные источники, документы. |
Продолж. табл. 8.1
Элементы | Назначение | Целевые действия | Приемы и средства |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
1-й вопрос | Представить предмет | Раскрыть основное понятие, показать структуру (элементы и связи). Проанализировать используемую литературу. Выявить существенные характеристики исследуемого объекта. | Определение (дефиниция), деление понятия, трактовка, опорная схема, сигнал, образ, картина. Назвать первые исследовательские задачи, механизмы их решения и выводы. |
2-й вопрос | Довести сущность до понимания | Выдвинуть тезис и обосновать новое задание, дать оценку элементов речи, опровергнуть антитезис. | Доказательство (методы мышления и способы убеждения), взгляды, мнения, свойства, аргументы, факты, приемы критического анализа. |
3-й вопрос | Дать установку на деятельность | Связать теорию с жизнью (практикой), предложить решения | Данные экспериментов, показательные примеры. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Напоминание | Закрепить мысль | Напомнить основной тезис (цель исследования), дать понять, что мысль доказана, Усилить впечатление. | Возвращение к проблеме, самый сильный аргумент, факт, афоризм, мудрое изречение, представление непротиворечивости выводов. |
Обобщение | Убедиться, что цель достигнута | Подвести к заключению, добиться одобрения и принятия мысли. | Подытоживающие утверждения, эмоциональные средства, яркий пример, цитата. |
Пожелание | Направить деятельность аудитории | Поставить задачи, мобилизовать, призвать к решению. | Перспективы дальнейшего исследования. |
Есть некоторые правила, которые будут полезны при подготовке к выступлению:
ü писать текст выступления следует короткими фразами, избегая причастных и деепричастных оборотов;
ü факты излагать последовательно и логично: от простых и известных к сложным и неизвестным;
ü сама речь должна быть сжатой, живой, образной, а некоторая эмоциональность украсит выступление, т.к. она передается аудитории;
ü после написания текста выступления, его надо прочесть вслух;
ü особенно тщательно продумывается вступление и заключение: во вступлении следует овладеть вниманием аудитории, а в заключении - убедить ее. Вступление должно быть простым, доступным, понятным, интересным;
ü жест должен быть выразительным. Сильная жестикуляция или неестественная скованность производит неприятное впечатление, мимика оживляет доклад;
ü произносить речь с убеждением и интонационной выразительностью (то поднимая голос, то понижая его), уверенно и спокойно, в меру громко, соблюдая паузы и обращаясь к слушателям;
ü сопровождать доклад листами, презентацией (слайдами).
Текст доклада должен быть подкреплен материалами (схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.), вынесенными на плакаты (листы) которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений и обоснования сделанных выводов и предложенных рекомендаций.
Когда текст доклада выступления на защите магистерской работы составлен, целесообразно подготовить письменные ответы на замечания рецензента. Ответы должны быть краткими, четкими и хорошо аргументированными. Если возможны ссылки на текст магистерской работы, то их нужно обязательно делать. Это придаст ответам наибольшую убедительность и одновременно позволит подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.
При подготовке к защите магистерской работы желательно еще раз внимательно перелистать весь текст работы, сделать нужные пометки на их страницах, вложить в нужные места закладки. Особое внимание следует обратить на наглядную информацию (плакаты), в которой должны быть наиболее значимые результаты проделанной соискателем работы. Часть из таких материалов желательно подготовить для демонстрации.
8.3. Процедура публичной защиты магистерской работы
Защита магистерской работы происходит на заседании ГЭК публично. Для защиты магистерских работ приказом ректора создается государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) по составу наиболее опытных работников профессорско-преподавательского состава. Комиссия проводит свои заседания открыто и согласно графику ее работы, которая утверждается ректором университета. Защита должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в магистерской работе.
Пакет документов, который должен быть представлен к защите магистерской работы:
- полный текст магистерской работы на бумажном носителе (сшит в твердую обложку);
- иллюстрационный материал к магистерской работе (плакаты);
- материалы, которые характеризуют научную и практическую ценность работы: печатные статьи, методические разработки и т.п. (если они есть);
- отзыв научного руководителя;
- рецензия, подписанная деканом факультета.
Заседание ГЭК считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей его состава и начинается с того, что председательствующий объявляет о защите магистерской работы, называя ее название и фамилию, имя и отчество ее автора. Председатель зачитывает справку о выполнении учебного плана магистранта.
Затем слово для сообщения основных результатов научного исследования предоставляется самому соискателю. Своим выступлением он показывает высокий уровень теоретической подготовки, эрудицию и способность доступно изложить основные результаты проведенного исследования. Следует сосредоточить свое выступление на новых теоретических и прикладных положениях, которые разработаны лично автором магистерской работы.
На выступление студента перед ГЭК отводится до 10 минут. Текст выступления должен быть согласован с научным руководителем. Конечно же, желательно делать ссылки на материалы, представленные на плакатах, также возможно использование подготовленных слайдов, кино- и видеороликов.
Все материалы, выносимые на плакаты, должны оформляться так, чтобы соискатель мог демонстрировать их без особых затруднений и они были видны всем присутствующим в зале.
Поскольку не только содержание текста доклада, но и характер его прочтения (или пересказа) и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты, имеет смысл отметить некоторые правила публичного выступления:
ü Особенно важно, чтобы речь соискателя была ясной, грамматически точной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Это вовсе не значит, что доклад готовится в какой-то упрощенной форме, учитывая, что состав ГЭК представлен учеными различных специальностей. Наоборот, соискатель должен поставить себе задачу сделать доклад строго научным, хорошо аргументированным по содержанию. Тогда он будет понятен широкой аудитории специалистов.
ü Речь соискателя должна быть не только ясной для понимания и уверенной, но и выразительной, которая зависит от темпа, громкости и интонации. Если он говорит торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого резко снижается. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
ü Совершенно недопустимо нарушение так называемых норм литературного произношения, в частности, употребление неправильных ударений в словах.
Можно дать несколько советов, помогающих соискателю подготовить текст своего доклада:
- все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы не пришлось считать нули;
- подчеркивайте выделяемые слова;
- оставляйте большие поля при печатании, чтобы можно было дополнить речь своими замечаниями;
- повторяйте существительные, избегая местоимений;
- используйте простые слова и простые утвердительные предложения;
- не перегружайте текст подчиненными предложениями.
Следует учесть и такой вопрос, как выбор одежды, позы при выступлении с докладом, а также жестов, манер и других внешних форм поведения. Все это важно для соискателя. Известная элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде (не подчеркивающая франтовства) способствует благоприятному впечатлению и расположению к нему со стороны членов ГЭК, а также всех присутствующих на защите.
Соискатель делает свой доклад стоя, обращая внимание при помощи указки на какие-либо объекты, изображаемые на плакатах или рисунках. Неприглядное впечатление оставляет тот факт, что во время выступления докладчик прохаживается вдоль стола с членами ГЭК.
После доклада объявляется содержание рецензии или предоставляется слово для выступления рецензенту (если он присутствует на защите).
После этого члены ГЭК в устной форме могут задать любые вопросы по разделам магистерской работы, методам исследования, уточнить результаты и процедуру экспериментальной работы. Кроме того, задавать вопросы и получать на них ответы имеют право все присутствующие на защите магистерской работы специалисты и гости.
Отвечая на их вопросы, нужно касаться только существа дела. Соискателю следует проявлять скромность в оценке своих научных результатов и тактичность к задающим вопросы.
Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.
Защита одной магистерской работы длится не больше 30 минут.
После ответов на вопросы, замечания и пожелания членов комиссии, можно считать, что основная часть процедуры защиты магистерской работы закончена.
По результатам защиты магистерской работы ГЭК на своем закрытом заседании принимает решение относительно оценки каждой магистерской работы индивидуально и о присвоении студенту квалификации с выдачей ему диплома государственного образца (установленного образца или с отличием).
Магистерская работы не допускается к защите, если она:
- не прошла предварительную защиту на профилирующей кафедре, о чем свидетельствует протокол заседания кафедры;
- представлена научному руководителю на проверку с нарушением сроков, установленных индивидуальным планом магистранта относительно выполнения магистерской работы;
- выполнена на тему, которая не была вовремя утверждена приказом ректора университета или не вовремя откорректирована;
- не имеет отзыва научного руководителя или рецензии.
Повторной защиты магистерской работы с целью повышения оценки не допускается.
Решение ГЭК объявляется публично в день защиты магистерских работ. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Оценка, определенная комиссией, отображается в протоколе ГЭК.
Студента, который получил на защите магистерской работы неудовлетворительную оценку, должны отчислить из университета и в этом случае ему выдается академическая справка установленного образца. Он имеет право быть повторно допущенным к защите магистерской работы в течение следующих трех лет в период работы ГЭК.
В случае выставления неудовлетворительной оценки ГЭК устанавливает, может ли студент подать на повторную защиту ту же работу с доработкой, или он должен проработать новую тему, определенную профилирующей кафедрой.
Если студент не явился на заседание ГЭК для защиты магистерской работы, то в протоколе комиссии отмечается, что он является неаттестованным в связи с неявкой на заседание ДЕК.
Вопросы для самопроверки
1. Каков порядок проведения предварительной защиты магистерской работы?
2. Каков порядок процедуры защиты магистерской работы?
3. В какой срок студент представляет завершенную работу своему руководителю?
4. В какие сроки должна быть подписана работа руководителем, нормоконтролем, заведующим кафедрой?
5. Из каких частей состоит доклад. Чему следует уделять внимание в докладе?
6. Ответы, на какие вопросы помогут соискателям успешно подготовить доклад?
7. Какие требования предъявляются к композиции речи при защите магистерской работы?
8. Как следует подготовиться к ответам на замечания рецензента?
9. Каковы основные требования к рецензированию магистерской работы?
10. Какие документы необходимо подготовить к публичной защите магистерской работы?
11. Как проходит защита магистерской работы после выступления с докладом?
12. Какие основные правила поведения магистранта во время защиты?
13. В каких случаях магистерская работа не допускается к защите?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая реализуется на практике и обеспечивается выделением значительных финансовых средств. Такие стратегии осуществляют США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия. Главный упор в этих программах делается на увеличении государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, а также подготовке квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.
Украина не сможет добиться ведущей роли на международной арене без развития научного потенциала страны. Мировой финансово-экономический кризис отбросил украинскую экономику на пять лет назад. От судьбы украинской науки зависит судьба Украины. Потеряв науку, Украина перестанет быть независимым государством, сохраняющим контроль над своей территорией и своими природными богатствами. Поэтому науку необходимо развивать, начиная еще с таких разработок, как магистерские работы.
Подготовка научной работы - сложный творческий процесс. Понятно, что в одной книге невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все, чему-то неизбежно приходится отдать предпочтение. В соответствии с этим, основным объектом рассмотрения в учебном пособии стали преимущественно вопросы, связанные с методологией научного творчества и работой над рукописью научной работы. Именно им было уделено наибольшее внимание.
Если научные успехи читателей возрастут хотя бы на несколько процентов с помощью этой книги, то тогда можно считать, что она полностью выполнила свою задачу, а труд ее авторов не пропал даром.