Глава 12. Роль психофизического аппарата педагога в его профессиональной деятельности
Тело педагога — его профессиональный инструмент. И в сказанном нет ничего необычного либо обидного для педагога. Назовем ряд профессий, в которых психофизический аппарат играет столь же большую роль: актеры, танцовщики, музыканты, политики, телекомментаторы, менеджеры, продавцы, чиновники...
Телодвижения сообщают окружающим о нашем состоянии, о наших намерениях, даже о нашем характере. Тело, как сосуд, наполненный драгоценным содержанием, создает образ личностностного проживания этого драгоценного наполнения. В повседневном общении мы черпаем неосознанно информацию о человеке благодаря его телодвижениям. Мы часто называем такое познание другого человека интуитивным. Нам кажется, что мы каким-то особым чутьем угадываем скрытые движения человеческой души. На самом же деле наши глаза фиксируют пластику и мимику человека, уши слышат тонкие изменения в интонациях речи и мелодике голоса — невидимые отношения оказываются доступными восприятию. Мы воспринимаем мельчайшие детали проживаемого человеком и отраженного в его внешнем облике отношения. Воплощенное в жесты, мимику, интонации, пластику, наше отношение материализуется и обретает способность к восприятию и фиксированию своего качества. Мы не догадываемся об отношении — мы воспринимаем отношение, невзирая на нематериальную субстанцию отношения, потому что оно, отношение, руководит нашими действиями, придает эмоциональную окраску мимике, диктует ритм нашей пластике, сдерживает либо растормаживает наши жесты, рождает вполне определенную мелодику голоса и интонации речи.
Понятие педагогической техникиСознание же человека, желая материализовать отношение, конструирует жесты, пластику позы, интонации, лексику.
Педагог-профессионал владеет своим психофизическим аппаратом и сознательно выстраивает внешние характеристики своих телодвижений, воплощая проживаемые отношения для восприятия этих отношений детьми.
Педагогическая техника — профессиональное владение педагогом собственным психофизическим аппаратом в процессе профессиональной деятельности как средством осознанного педагогического воздействия и, следовательно, как одним из факторов, определяющих характер взаимодействия педагога с детьми.
Педагогическая техника сродни актерской, поэтому часто говорят о сходстве работы педагога и актера: и тот и другой «лепят» образ воздействия, благодаря средствам пластики, мимики, голоса, темпо-ритма движений. Принципиальная разница данного сходства заключается в том, что актер, перевоплощаясь, создает образ «другого», в то время как педагог выражает образ своего «Я». А если точнее, то следовало бы сказать так: педагог конструирует образ собственного отношения, проживаемого «здесь и сейчас», и предъявляет детям данный образ, вовлекая их в поле личностного влияния.
От того, как звучит голос, какова линия движений, позы, походки, а также что выражает мимика педагога, зависит восприятие детьми ситуации текущей жизни. Профессионал всегда, зная это, осознанно пользуется психофизическим инструментом. Подчеркнем: не притворяется, не лицемерит, но вполне свободно выражает выпукло и ярко протекающее в его душе отношение, чтобы дети видели, как происшедшее расценивается педагогом.
«Я убежден, - писал Макаренко, - что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение свои организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе воспитателя»*.
* Макаренко А.С. Педагогии, соч. в 8-ми т. М.,1984. Т. 5. С. 172.
Сами по себе, в своей отдельной изолированности от ситуации, технические характеристики профессиональных умений нейтральны, они не имеют социально-педагогических оценок, пока к выявлен содержательный вектор их использования. Так, мелодическим голосом можно оскорбить и унизить, но с помощью мелодики голоса возможно воодушевить, вдохновить, обласкать; выразительность мимики обладает как силой подавления, так и силой возвышения человека; а пластика и темпо-ритм движений либо пугают, либо утешают, либо доставляют наслаждение, либо отвращают.
Балерина, танцуя в спектакле «Лебединое озеро», создает пластические образы Одетты и Одиллии одними и теми же средствами своего психофизического аппарата, а мы при этом воспринимаем два альтернативных образа человека.
О нейтральности технических данных нельзя забывать, чтобы не увлекаться культивированием психофизического аппарата педагога, сводя профессиональную подготовку к упражнениями актерской школы. Но нельзя недооценивать значимости нашего тела в создании «образа воздействия», ибо глухой неразборчивый голос, суетливые жесты, угрожающие позы сами по себе оказывают влияние, не ожидаемое педагогом, а следовательно, не объяснимое им.
Профессиональный имиджпедагога как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на детей, действительно оказывает тормозящее либо ускоряющее влияние на взаимодействие педагога с детьми. Поэтому он подлежит профессиональному анализу.
Несомненно, педагоги обладают многообразной палитрой для создания внешнего портрета современного человека. Однако существуют границы этого многообразия. Они достаточно общие, и не ущемляют свободы индивидуальности: педагог не может переступить границы, за которыми располагается поведение, оскорбляющее достоинство человека.
Иногда молодые педагоги в погоне за популярностью среди подростков воспроизводят стиль площадной анархической морали, демонстрируя, как они полагают, единство с подростками. Их развязные манеры, пиво и сидение верхом на стуле, нечистый лексикон, небрежность костюма демонстрируют их ложно-демократическую позицию. Дети очень скоро начинают презрительно относиться к такому педагогу.
Однажды в детском центре «Орлёнок», увидев тип такого педагога-вожатого, мы сказали детям: «Какой необычный у вас педагог!» И вдруг услышали в ответ: «Шут гороховый!»
(Не у Тургенева ли позаимствовали убийственную характеристику школьники?).
Овладение педагогической технологией имеет свою вторую сторону. Педагог не только сам выражает пластически, мимически, интонационно и ритмически проживаемое отношение, но он еще обладает способностью за пластикой, мимикой, действиями, позой ребенка воспринимать проживаемое ребенком отношение.
Такую способность обозначают термином апперцептивной способности — то есть способности профессионально интерпретировать внешний образ поведения человека, обнаруживая за внешней формой внутреннее отношенческое содержание (см. гл. 14). Такое расширительное толкование педагогической техники уже намечается, и эта тенденция, вероятно, будет усиливаться.
Психологичекая и физическая свобода педагогаВозможность педагога как субъекта проявлять волю, быть непринужденным, не испытывать стеснения, а следовательно, наиболее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность, во многом зависит от умения педагога овладевать физической и психической свободой в. нужной момент профессиональной работы.
Физическая свобода обеспечивается снятием физической зажатости мышечной системы («расслабиться»), а психическая свобода предполагает отсутствие закрепощенности протекания психических процессов («релаксация»). Такая свобода нужна педагогу не только ради его личного самочувствия — хотя, конечно же, это немаловажно. Способность вводить себя в состояние физической и психологической свободы имеет профессионально-педагогическую значимость. И вот почему.
Психологическая и физическая закрепощенность лишают возможности двух субъектов (педагога и детей) выйти на свободное взаимодействие, в ходе которого индивидуальность полностью проявляет себя, обогащая своим присутствием каждый миг взаимодействия. Однако достаточно одному из субъектов обрести свободу, избавившись от физической закрепощенности и аннулировав психологическую закованность, как другой субъект, зеркально воспроизводя партнера по взаимодействию, тоже обретает некоторую способность свободно проявлять свое «Я» во взаимодействии с партнером.
Педагог определяет характер взаимодействия, поэтому ему как профессионалу надо уметь сохранять свободу личностного проявления и умение обретать в сложных ситуациях физическую и психологическую раскрепощенность.
В особой мере это касается субъекта застенчивого — а среди педагогов достаточное количество застенчивых людей, которым такое милое отличие их характера мешает свободно профессионально работать.
Скованное тело - это препятствие для восприятия окружающего мира (человек не видит, не слышит, не замечает, сковано лицо, скупы реакции, тяжелы движения) и выключенность из общения с другим человеком. Однако педагогам более, чем кому-либо из сферы другой профессии, свойственна привычная телесная и психологическая скованность.
Крепкая связь физического и психологического состояния выступают залогом решения поставленного вопроса. Иногда трудно сказать, что первично в закованности тела человека, его ли мышечная зажатость, его ли психическое состояние, заковавшее мышцы. Поэтому не следует рассматривать изолированно то и другое, а в желании обрести свободу своего психофизического аппарата направлять внимание можно на одну из этих сторон телесного аппарата: снимая физическую скованность, субъект уже тем самым частично освобождается от психологической зажатости. Как только педагог освободился от зажатых кулаков, окаменевшего лица, затвердевшей позы с втянутой в плечи головой, он уже обрел иное психическое состояние и сделал небольшой шаг вперед к психологической свободе.
Дополнительными средствами, которые мог бы использовать педагог, помимо собственных усилий, для обретения физической (а значит, частично и психологической) свободы являются тщательный уход за телом, свободная, не стесняющая движений и не отвлекающая внимания одежда, музыкальное звучание, ароматное дуновение, красивый интерьер. Очень важное средство — занятия физическими упражнениями, развивающими мелкие мышцы, работа которых и обеспечивает линию свободных движений.
Психологическая свобода не обретается без физической, но тем не менее может автономно развиваться с помощью аутотренинга, самооценки, самоприказа. Колоссальное значение имеет осознание педагогом своей уникальности, неповторимости («Я - единственный такой, каким являюсь, тем и замечателен»).
...Педагог, сказавший детям однажды: «Я такой, какой я есть. Другим быть не могу. Принимайте меня таким. Я же вас буду принимать такими, какими вы являетесь. Не возражаете?» - это педагог, создавший себе максимальные условия для обретения психологической свободы в процессе профессиональной деятельности.
Голос педагога как инструмент воздействия Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агент разлагающего воздействия.
Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, Волнующим... Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим...
Выделим основные характеристики профессионального голоса педагога. Подчеркнем: «основные» характеристики — те, которые объективно востребованы особенностями профессиональной деятельности педагога.
Артикуляционная чистота, обеспечивающая внятность речи педагога, зависит от работы, органов речи (языка, губ, голосовых связок, мягкого нёба). Упражнения для развития данных органов обусловливают ясность и четкость, легкость и внятность произнесения звуков. Педагог не должен говорить громко — он должен уметь говорить так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не доставлял детям огромных усилий и сильного напряжения, чтобы каждое произнесенное слово звучало ясно и четко.
Артикуляционная чистота обеспечивает голосу педагога такую характеристику, как внятность. Для того, кто работает с группой, с аудиторией, это чрезвычайно важно, так как открывает возможность не говорить громко, но быть услышанным всеми; не напрягая органы речи, свободно и без микрофона
Ученица пришла домой и сообщила маме, что она теперь знает, как звучит по-английски слово «дети». И произнесла так, как услышала от учителя английского языка - «чалдоны».
Интонационная широкая палитра голоса, обусловленная интонационной насыщенностью, позволяет педагогу очень скупыми лексическими способами отреагировать на случившееся или произвести лаконичное воздействие, наполненное богатыми отношениями. Интонационное ударение, выделяющее определенные слова и фразы, понятия и суждения, термины и выводы, наделяет педагогическую речь ясностью и запоминаемостью.
...До сих пор помню правило постановки двоеточия в сложном предложении, - заявляет взрослый человек, - потому что до сих пор слышу голос учительницы, которая нам объясняла так: «...а именно!...- открываем ворота-двоеточие и описываем то, что скрывается за воротами»...
Умение ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, значимые для содержания сказанного, обеспечивают выразительность педагогической речи, так как в ее строении очевидны связи между словами, значимость произносимых слов, а также выявленная суть описываемого явления.
Попробуем произнести одни и те же строчки при поочередной смене интонационного ударения. Например, стихотворение Р. Бернса:
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
Изменяя ударение, мы замечаем, как изменяется смысл одних и тех же строчек при сохранении лексического набора.
Интонационная палитра расширяет спектр педагогического влияния за счет ясной работы интеллекта детей, обеспеченной интонационным богатством речи педагога.
Мелодичность голоса придает ему индивидуальную окраску и решительным образом может влиять на эмоциональное самочувствие детей. Мелодика голоса способна устрашать, ласкать, воодушевлять, увлекать, успокаивать, возбуждать.
Данная характеристика порождается при опоре на гласные звуки. Именно гласные несут на себе мелодику, наполняя речь тонкими эмоциональными переливами. Мелодика голоса окрашивает высказанную мысль, вовлекая группу детей в проживание ценностного отношения к явлению. Мелодичный голос педагога наполняется экспрессией, сообщает всему Ходу деятельного взаимодействия с детьми разнообразную палитру эмоций и тем самым служит одним из самих сильных способов развития эмоциональной сферы личности ребенка.
Простым способом можно проверить влияние мелодики голоса на восприятие сказанного: надо лишь избрать какое-то слово и сначала произносить его, выделяя голосом согласные звуки, а потом, вторично произнося слово, — ставить опору на гласные звуки. Скажем, мы говорим «крокодил»: сначала «крокодил» — затем «крокодил». Не перестаешь удивляться, как меняется восприятие слова - одиозное преобразуется в положительное.
В качестве дополнительной характеристики отметим способность голоса педагога к разным регистрам. Низкий звук успокаивает, придает какую-то особую значимость речи. Высокие звуки (иногда говорят, что человек работает «на связках») вызывают раздражение, утомляют. Педагог должен уметь переводить голос из верхнего регистра в нижний, свободно владеть широким диапазоном звучания голоса.
Вот педагог говорит таинственно: «Однажды...» - дети замерли в ожидании событий удивительных. Голос педагога звучит на нижнем регистре...
А теперь педагог произносит бытовую фразу о расположении учебных принадлежностей на столе учащихся... Голос звучит на верхних регистрах...*
* О способности переводить звучание голоса на нижние регистры см. в книге «Практикум по педагогической технологии». М., 2000.
Мимика педагога как инструмент воздействия Мимика — движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души, проживаемые отношения. Непроизвольная мимика выдает состояние человека, а тот, кто владеет лицевыми мышцами, может скрывать свои чувства. Владение же мимикой обычно называют мимическим искусством. Произвольная мимика необходима в ряде профессий - таких, которые своим содержанием имеют взаимоотношения либо взаимодействия людей. Мимика дипломата известна всему миру своей сдержанностью. Столь же сурова мимика работников правовой сферы. Психиатры вырабатывают особое мимическое искусство для плодотворного лечения больного. Бизнесмена нетрудно узнать по его мимике. Если он не следит за нею, она, закрепляясь, выдает со временем его внутренние корыстные ориентации.
Определим объективно обусловленные характеристики мимики педагога, работающего с детьми.
Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на бесконечное многообразие текущей действительности, на непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной деятельности. Язык мимики расширяет педагогический спектр влияний, дополняя речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых отношениях. Часто мимический язык бывает более выразительным, чем язык вербальный. Подвижность лицевых мышц обусловливает столь необходимую педагогу выразительность мимики, насыщающей взаимодействие с детьми эмоциональными отношениями, увеличивая языковой спектр во взаимодействии с детьми. Заметим: и уменьшая объем речевых воздействий.
Говорят дети про учительницу: «Она нас любит». Спрашиваем: «Как вы узнали?» Они отвечают все хором: «Так видно же по лицу».
Наряду с подвижностью, выделим такое свойство мимики педагога, как сдержанность — соблюдение меры, отсутствие резкости, полное владение мимическим средством в его адекватности целям. Сдержанность мимики не выступает альтернативой ее подвижности. Эти характеристики в тесном союзе: подвижность должна иметь меру, скупо и тонко, еле заметными штрихами в движении мышц лица обозначается реакция на происходящее.
Старшеклассники говорят: «Он брови поднимет - нам все ясно». Малыши сообщают: «Мы сами видим, когда она огорчается... Губы вот так складываются...»
Зато сдержанность обеспечивает привлекательность лица педагога, что немаловажно для его работы, когда не один час и не один год он стоит или сидит перед детьми как некоторый объект восприятия, влияющий на самочувствие воспринимающих. Когда дети говорят, что у них «красивая» учительница, - тут субъективное восприятие. Но единственное и безусловное то, что лицо педагога привлекательно.
Мимика педагога — зеркало его позитивных душевных движений. Поэтому мимический портрет педагога — это всегда положительность как такое свойство, которое свидетельствует о внутренних ценностных отношениях личности педагога. Здесь необходимо вспомнить известное положение еще со времен К.Д. Ушинского, заметившего, что воспитание ребенка должно базироваться на, положительном социальном материале и лишь на базе позитивного опыта можно выводить ребенка на познание и проживание негативных явлений социальной жизни.
Позитивность мимики обеспечивает расположенность к общению, — немаловажная черта, открывающая ребенку дорогу к педагогу за помощью, советом, беседой, вопросом и добрым словом. Обычно дети, прочитывая такого рода мимику педагога, выражают свое восприятие словами «Мы его (ее) совсем не боимся».
Итоговой качественной характеристикой является доброжелательность, которая есть не что иное, как расценивание поведения детей в благоприятном для них смысле. Поэтому мимический портрет педагога имеет такие содержательные черты: расположенность к детям, ожидание доброго со стороны детей, вера в их благородство, интерес к тому, что они делают и говорят.
Когда дети характеризуют учителя словами «он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «он строгий, но добрый», «он такой красивый, но простой и добрый», - то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Пластика педагога как инструмент воздействия Пластический образ складывается из темпо-ритма движений, рисунка и методики жестов, походки и позы человека. Пластический образ точно так же, как язык мимики, обладает огромными возможностями раскрывать внутренний мир в его самых тонких и скрытых движениях. Телодвижение выдает иногда даже те отношения, которые мы хотим скрыть. Дети легко прочитывают по пластике телодвижений наши истинные чувства.
Пластика — общий рисунок жестов и движений, производимых педагогом. Воспринимаемая детьми пластика оказывает столь же сильное влияние на детей, как звучание голоса и мимика.
Выделим сначала профессионально значимые свойства позы педагога.
Открытая пластическая поза свойственна любому современному культурному человеку, вступающему в общение с Другим. Но для педагога данная характеристика имеет свое чрезвычайно важное назначение: позволяет ребенку свободно и безбоязненно выходить на общение с педагогом. Педагог должен быть доступен для детей, между миром взрослых и миром детей должно быть некоторое связующее звено, чтобы ребенок мог обратиться к опыту, знаниям и мудрости взрослого мира и воспользоваться достижениями культуры,. Открытая пластическая поза есть внешняя форма доброжелательности по отношению к людям, а значит, и к детям.
Поза, которую принимает педагог на глазах аудитории детей, всегда целесообразна. Дети воспринимают то, что происходит в душе педагога во время совместной работы с ними, и по этим внешним данным оценивают происходящее. Поэтому педагог «конструирует» позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе, вот он задумался, а вот тут он ошеломлен происшедшим... Поза педагога, таким образом, обретает содержательность, когда она сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений. Для детей педагог становится интересен, как интересен вообще внутренний мир личностной структуры.
Но при всем этом поза педагога свободная. Нет зажатости, психологической закованности, окаменелости (например, жесткая стойка с руками, скрещенными на груди). Дети видят, что педагог не испытывает стеснения, он непринужденно ведет себя, на него не давит нечто извне, он полностью распоряжается собою. Такая черта педагогической позы имеет своим величайшим последствием свободную реактивность педагога на события взаимодействия с детьми. Он не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов — ему легко переключать внимание и усилия на другие объекты. Дети при таких условиях тоже спокойны, у них не рождается каверзных замыслов для проверки самообладания педагога.
Отметим профессиональные свойства движений и жестов педагога.
Ритмичность движений влияет на состояние присутствующих детей, задает ритм деятельности, увлекает ходом работы, успокаивает, содействует оптимистическому настрою, снижает меру осознанности собственного напряжения физических и духовных сил. Часто дети говорят, что не заметили, как пролетело время занятий. Темпо-ритм создает поле эмоционального заражения, активизирует действия детей. Заразительность движений педагога становится невидимым и неосознанным фактором жизнедеятельности детей. Чаще всего, к сожалению, сам педагог не знает о влиянии данного свойства его пластики на работоспособность детей, он ссылается на то, что ему «повезло», что у него дети оказались «хорошими».
Пластика педагога непременно должна быть гибкой в силу многочисленности и разнообразности действий, которые приходится производить ему в процессе взаимодействия с детьми. Он должен суметь приласкать, обнять или слегка ласково прикоснуться к ребенку, но педагогу приходится производить и строгие жесты и действия, а иногда темпо-ритм нарушается, сбивается, создавая рисунок волнения и острых переживаний. Данное свойство пластики вызывает доверительность к педагогу, к производимым его действиям, ибо они, эти действия, адекватны свершающимся событиям, а педагог в своем внешнем рисунке адекватен проживаемым отношениям. Дети потенциально расположены к доверчивому открытию своего «Я» такому педагогу.
...Вот педагог появился в группе. Весь- как воплощение радости и жажды общения с детьми. Но вдруг он увидел мусор в комнате и неготовность детей к работе. Пластический образ его преобразился, и, хотя педагог еще не произнес ни слова, дети поняли его реакцию и быстро изменили обстановку. Когда они вновь взглянули на педагога -он опять стоял перед ними как воплощение счастья ожидаемой совместной работы...
Легкость движений педагога снимает традиционное представление о нашем профессиональном труде как «тяжелейшем», «каторжном», «неблагодарном» и т.п. Педагог для детей есть воплощение человека счастливого, любящего свое дело, с удовольствием приходящего к ним на занятия.
Несмотря на то, что разумом дети понимают, что педагог в других группах ведет такое же занятие, как и в их классе, что среди множества его учеников они составляют лишь маленькую часть, что, вероятно, с другими группами у него сложились такие же хорошие отношения, — несмотря на это, дети, как правило, полагают, что хороший учитель — им принадлежащий учитель, что он для их группы и создан, чтобы любить их и чтобы они могли любить его. Такой детский эгоцентризм распространяется и на внешний портрет педагога: он «не смеет» приходить к детям нерадостным, несчастливым, нелюбящим работу. Но помимо этого существует и другая объективная природосообразная причина: дети — счастливый народ, они остро и сильно проживают сам факт существования и обретения физических и духовных сил. Они всегда счастливы в том смысле, что всегда проживают упоенно собственное существование на земле: и в дождь, и при морозе, и в момент, когда проголодались, и в те минуты, когда им предоставлена возможность полакомиться вкусными блюдами. Они не могут работать в миноре. Они не способны быть деятельными в состоянии трагедийности, печали. Педагог идет к детям для совместной деятельности со счастливыми людьми. Поэтому он должен быть счастлив: бодр, подтянут, энергичен, открыт, доброжелателен, радостен и даже весел: «Мы хорошо с вами сейчас поработаем! Ах, какое же это удовольствие - трудиться всей душой!» -примерно такое прочитывают дети в образе появившегося педагога. Появляется удовлетворенность уже от одного восприятия движений педагога.
Наблюдая за легкими движениями педагога, дети воспринимают его работу с ними как работу не тяжелую для педагога, не вызывающую усталость от присутствия детей. Их волнует, когда педагог говорит, что он устает от них.
Ученики начальной школы после нескольких занятий с новой учительницей спросили ее затаенно: «Вы от нас устаете?» И очень обрадовались, когда учительница рассмеялась и сказала: «Мне с вами хорошо!»
Если соединить воедино профессиональные требования к педагогу, можно получить общую картину педагогической техники. В таком соединении свойств психофизического аппарата педагога и его внешних качеств как профессионала заключен большой смысл: нередко можно слышать, что педагогом якобы «надо родиться». Такое суждение склоняет на свою сторону многих простодушных студентов. Часть из них, не обученная технологически и не имеющая возможности развить свой психофизический аппарат, априорно, задолго до практической деятельности, производит низкую оценку своим способностям и, в полном соответствии с этой низкой оценкой, исключает свою личность из числа «родившихся быть педагогами».
Качества педагога — результат его упорного труда, в том числе труда над своим телом, общим психофизическим аппаратом, который служит инструментом воздействия - и весьма влиятельным инструментом в системе отношений «человек — человек».
Вглядимся же в связь свойств, которые подвластны специальному культивированию и формированию, и некоторых качеств педагога, столь важных во взаимодействии людей, и особенно важных во взаимодействии «педагог — дети».
Напишем слева необходимые технические свойства психофизического аппарата педагога, а справа укажем последствия — соответствующие данным свойствам формирующиеся профессиональные качества педагога.
Стрелкой обозначим зависимость второго от первого. Тогда складывается такая картинка общих технических характеристик:
Схема 8
Представленная содержательная картинка профессиональной техники педагога может использоваться в качестве дополнительной опоры для самостоятельной работы педагога над своим телом. Если сначала оценить характеристики, расположенные справа, а лишь потом поглядеть на технические данные слева, то наконец, можно освободить себя от принудительного «самовоспитания» тех милых и удобных качеств, которые так ценятся в общении с людьми и которые с трудом формируются автономно. Но, наконец, можно освободиться и от расхожего сковывающего активность суждения о том, что «педагогами рождаются». Связь психофизического аппарата и этих милых качеств проступает отчетливо, и тогда понятным становится, что «самовоспитание» следует направлять не на следствия, а на причину — на характеристики своего психофизического аппарата.
* * *
Итак, мы выделили еще одно направление в профессиональной подготовке педагога к успешной работе с детьми. Культивирование техники владения телом, — пожалуй, самое простое в системе овладения педагогической технологией, ибо необходимые упражения можно проделывать лабораторным путем, ежедневно и, главное, вне зависимости от наличия или отсутствия свободной аудитории. Постоянный труд над голосом, мимикой, пластикой, позой и темпо-ритмом движений очень скоро положительно скажется на взаимодействиях с окружающими людьми: нас будут «слышать», нас будут «видеть», нас станут «замечать» в контексте многообразия объектов действительности: на голос откликаться, при появлении вставать навстречу, при организации работы учитывать наши особенности и пристрастия.
Правда, решающим все-таки окажется другое, о чем высказался однажды философ Ф. Ницше: «Когда человек долго и умно мыслит, то не только его лицо, но и его тело приобретает умное выражение». Продолжим: нами станут любоваться вне зависимости от конфигурации носа, цвета и длины волос, изгиба шеи или же качества модной одежды, что немаловажно для нашего общего жизненного самочувствия и общего состояния счастья в контексте профессиональных успехов.
Вопросы для углубленного осмысления
1. Воспроизведите в памяти портрет актрисы Ермоловой кисти художника Серова. Рядом расположите мысленно портрет, созданный Леонардо да Винчи, известный под названием «Дама с горностаем». Обратитесь к этим дамам с приветствиями. Чем они разнятся? И почему?
2. Составьте из разных скороговорок нечто подобное рассказу — пусть смешному и нелепому, но чтобы скороговорки шли одна за другой. Прочтите громко, скоро и внятно.
3. Попробуйте с домашними в один из вечеров разговаривать мимическими и пластическими средствами — не воспроизводя языка глухонемых. Пусть отдохнет ваше горло, заодно узнаете свои телесные способности.
4. Попробуйте произносить одно л то же слово: сначала производите артикулляционное выделение согласных, потом — голосом выделяйте гласные звуки. Заметили, как изменяется эмоциональная окраска слова?
5. Дети - счастливый народ, остро проживающий праздник жизни. Просмотрите мысленно варианты вашего костюма для работы с детьми: какие нарядные детали в них предусмотрены?
6. Приучайте себя не думать о руках, не складывайте их на животе, не скрещивайте их на груди. Научите руки быть свободными. Пройдитесь по улице со свободно опущенными руками.
7. Присутствуя в компании ваших товарищей или среди домашних во время общения, зафиксируйте характер психологической атмосферы. Затем произнесите одну реплику на нижнем регистре голосового звука и проследите, удалось ли вам изменить атмосферу?
8. В течение дня наблюдайте за руками пассажиров в транспорте: вы увидите, как руки сообщают о состоянии человека. Теперь поглядите со стороны на свои руки: что думают о вашем самочувствии окружающие? Вы хотите, чтобы они знали, когда у вас неблагоприятное самочувствие? Приучайте руки сообщать всему свету, что вы - счастливый человек.
9. Утром, когда чистите зубы перед зеркалом в ванной, пропевайте гласные звуки: «и-э-а-о-у-ы». Скоро вы заметите, как ваша речь обрела мелодичность.
10. Надевая костюм перед выходом из дома, станьте перед зеркалом и спросите себя: какой образ помогает создавать моя одежда? Каков мой имидж для прохожих?