Способы проведения турнира-викторины

1. «Цепочка» (или «по кругу»).

Проводится, когда участвует пять и больше команд (например, звездочки одной октябрятской группы). 1-я команда задает 2-й (по кругу) вопрос или несколько вопросов (их количество определяется организаторами заранее), 2-я – 3-й, 3-я – 4-й и т. д. Последняя атакует первую.

Варианты:

а) вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и ведущих);

б) каждая команда выбирает свою тему; приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже атакует.

2. «Змейка» (на общую тему или на свои темы).

Проводится так же, как в предыдущем варианте, только эстафета атаки передается не по кругу, а в произвольном порядке.

3. «Атака веером».

Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным. Этот способ целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды.

4. «Оборона веером».

Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные. Этот способ также применяется в турнире-викторине из трех или четырех команд.

5. Перекрестный поединок.

Проводится между двумя командами, которые готовят но нескольку вопросов и задают их поочередно друг другу. Варианты:

а) поединок на общую тему, выбранную сообща;

б) поединок на разные темы, задуманные каждой командой.

Круг тем, которые могут быть взяты для турнира-викторины, очень широк: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктика», «Космос», «Занимательная математика», «Химия вокруг нас», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила, уличного движения», «Суеверия и приметы» и т. д.

Подготовка.

Участники проводят общий сбор-старт, определяются команды, выбирается способ проведения турнира-викторины, затем на коротких совещаниях (15–20 минут) каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение о теме (если решено провести турнир-викторину на общую тему или на общие темы – в два-три тура). В заключение общего сбора команды объявляют свои названия, представляют своих капитанов (которые вместе с ведущими составляют совет дела – штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения о теме. На короткой летучке (несколько минут) совет дела отбирает самую удачную тему.

После общего сбора-старта сразу же проводится турнир-викторина («молнией») или дается время (день или несколько дней) для подготовки по командам. В первом случае команды тут же, в течение 10–15 минут, придумывают вопросы для противников (и свою тему, если решено проводить турнир-викторину не по общей теме). Во втором случае ребята думают дольше, знакомятся с литературой, советуются со старшими и т. д.

Советы организаторам.

Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше вместе с кем-либо из старших ребят.

Ориентируйте участников на интересные вопросы, требующие работы мысли, особенно типа «почему?».

Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач, обмен опытом – мыслями, впечатлениями, предположениями. Ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

Строго придерживайтесь правила: после того как задан вопрос, никто не должен «выскакивать» с ответом, а вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например полминуты.

Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить любой другой команде: «Идите на выручку!» Если никто не сможет внести ясности, слово предоставляется самой атакующей команде.

Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников, то ведущие объявляют продолжение поиска. Пусть ребята поищут ответ в последующие дни, поспорят, пороются в литературе.

Можно оценивать ответы в баллах (например, за правильный и полный – 2 балла, за неполный – 1 балл), премируя также и наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружную работу команды и т. д. Можно и не делать этого, чтобы азарт «набирания баллов» не отвлекал внимания от главного, не снижал интереса к процессу поиска истины.

По вопросам, которые вызвали наибольший интерес во время турнира-викторины, стоит продолжить коллективную работу и использовать другие познавательные дела, например вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защиту фантастических проектов, пресс-конференцию.

Способы проведения турнира-викторины - student2.ru Как это было

Из коммунарского дневника Людмилы Матвеевой и Валентины Свешниковой: «Мы решили провести вместе с ребятами нашего класса турнир-викторину. Сначала мы собрали ребят и рассказали, что это такое. Договорились, что каждая звездочка подумает и решит, на какую тему она будет составлять вопросы..

Всего в нашем классе 6 звездочек. Когда мы с ребятами проводили беседу, то сказали, что тему можно взять любую. 1-я звездочка составила вопросы о футболе, но когда октябрята показали нам вопросы, то ни на один из них мы сами не могли ответить. Вот эти вопросы:

Кто победил в киевском матче: «Динамо» – Киев или «Торпедо» – Москва?

Что случилось с футболистом в мимической сценке «Штрафной удар»?

Кто лучший футбольный бомбардир Советского Союза?

Все были недовольны такими вопросами, особенно девочки. Октябрята 1-й звездочки потом сказали, что они не могли выбрать другую тему. Ведь их звездочка называется «Спартак», а футбол должны любить все. Звездочка «Орленок» решила проверить знания одноклассников о ягодах и фруктах. Их вопросы:

Какой фрукт имеет такую форму? (Нарисован ананас, но ребята ответить на этот вопрос не смогли, и пришлось рассказывать об ананасе самим «орлятам».)

Какую ягоду можно собирать, когда выпадет снег? (На этот вопрос ребята быстро ответили, добавив, где растет клюква, как она растет.)

Какая ягода бывает разных цветов? (На этот вопрос ответили ребята 4-й звездочки.)

Больше всего всем понравилась тема 3-й звездочки – «Знаешь ли ты свой город?». И вопросы по этой теме были интересны:

В воде родился, три раза крестился, четырежды награжден, ни разу не побежден (загадка).

На скольких островах расположен Ленинград?

Что это за здание? (На фотографии изображен новый телецентр.)

И т. д.

Когда ответили на все вопросы, получился неплохой рассказ о Ленинграде.

Звездочка «Огонек» тоже выбрала тему «Ленинград». Но ее вопросы были уже другими:

Где находится Исаакиевский собор?

Где находится памятник Петру I? (5-я звездочка ответила, что в Ленинграде два памятника Петру I, и рассказала, где они установлены.)

Почему площадь Искусств так называется?

Звездочка «Юпитер» спрашивала о животных:

Кто выпускает защитную жидкость?

Кто тяжелее: слон или новорожденный китенок?

(По этому поводу было очень много споров, пока 5-я звездочка не доказала, что китенок тяжелее.)

Сколько всего пород воробьев? (На этот вопрос тоже пришлось отвечать октябрятам 5-й звездочки.)

6-я звездочка выбрала историческую тему. Ее вопросы такие:

Когда родился Карл Маркс?

В каком году Наполеон напал па Вену?

Когда родился В. И. Ленин? (На этот вопрос ответили очень быстро и точно, а на предыдущие отвечали все, общими усилиями.)

Вопросы задавали «цепочкой»: 1-я звездочка – 2-й; 2-я – 3-й; 3-я – 4-й; 4-я – 5-й; 5-я – 6-й; 6-я – 1-й. Если звездочка не могла ответить на вопрос, спрашивали следующую. За полный ответ начисляли одно очко, за неполный – половину очка».

ТУРНИР ЗНАТОКОВ– познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших.

Количество туров равно числу коллективов, участвующих в турнире (3–5, не более). Каждый коллектив является организатором одного из туров (проводит состязание между всеми другими коллективами), а в остальных турах выступает как рядовой участник соревнований.

Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков с участием четырех коллективов может состоять из таких туров-состязаний: 1) знатоков математики, 2) знатоков музыки, 3) знатоков родного края, 3) знатоков медицины.

В состязаниях каждый коллектив может участвовать или целиком, или выдвигая из своего состава команду знатоков. Главными ведущими могут быть двое-трое взрослых или взрослый вместе с одним-двумя старшими школьниками.

Наши рекомендации