По МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Тема 1: Планирование экологического образования дошкольников.
4. Сравните программы старого образца с переработанными программами с учетом ФГТ (в рамках экологического образования дошкольников).
5. Выделите «плюсы» и «минусы» реализации программ переработанных с учетом ФГТ (в рамках экологического образования дошкольников).
6. Составьте план работы на месяц по экологическому образованию дошкольников с учетом современных требований.
Литература.
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: программа / под ред. Бабаевой. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 244 с
2. Программа «Истоки» [Текст]: базис развития ребенка-дошкольника / под ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.
3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И.
Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
4. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие/ О.А. Соломенникова. – М.: Айрис – пресс, 2010, 224 с.
Тема 2: Виды и типы занятий по экологическому образованию дошкольников.
3. Познакомьтесь с методическим пособием С. Н Николаевой «Формирование начал экологического воспитания».
4. Выделите виды и типы занятий по экологическому образованию дошкольников, предлагаемые автором.
5. Подготовьте сообщение на тему: «Типы занятий по экологическому образованию (С.Н.Николаевой)».
Литература.
Николаева С.Н. Формирование начал экологического воспитания: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. М.: Стиль, 2001 .
Тема 3: Особенности структуры и организации НОД по экологическому воспитанию.
Самостоятельно изучите темы «Особенности структуры и организации НОД по экологическому воспитанию», «Специфика оформления конспектов непосредственной образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников с учетом ФГТ».
Выделите требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Определите особенности организации занятия-наблюдения по экологическому образованию в разных возрастных группах.
Составьте конспект занятия-наблюдения для детей младшего (старшего) дошкольного возраста (тема на выбор).
Литература.
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: программа / под ред. Бабаевой. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 244 с
2. Программа «Истоки» [Текст]: базис развития ребенка-дошкольника / под ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.
3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И.
Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
4. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие/ О.А. Соломенникова. – М.: Айрис – пресс, 2010, 224 с.
Тема 4: Требования к организации и проведению экскурсий и наблюдений.
1. Самостоятельно изучите темы «Специфика оформления конспектов непосредственной образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников с учетом ФГТ», «Требования к организации и проведению экскурсий и наблюдений».
2. Выделите требования, предъявляемые к составлению конспекта.
3. Определите особенности организации экскурсий в разных возрастных группах.
4. Составьте конспект экскурсии для детей младшего (старшего) дошкольного возраста (тема на выбор).
Литература.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.
6. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
Тема 5: Использование ТСО на занятиях по экологическому образованию.
1. Самостоятельно изучите темы «Специфика оформления конспектов непосредственной образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников с учетом ФГТ», «Использование ТСО на занятиях по экологическому образованию».
2. Выделите требования, предъявляемые к составлению конспекта.
3. Определите возможности использования ТСО в рамках экологического образования дошкольников.
4. Составьте конспект занятия по экологическому образованию с использованием ИКТ для детей одной из возрастных групп дошкольного возраста (тема на выбор).
Литература.
1.Санитерно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).
2.Санитерно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
3.Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom. ru).
4. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.
5. Кочергина Г. Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе /http: //rrrc. roslobr. ru/
6. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
Тема 6: Виды и типы занятий по экологическому образованию дошкольников.
7. Изучите самостоятельно тему «Виды и типы занятий по экологическому образованию дошкольников».
8. Составьте кластер видов и типов занятий по экологическому образованию дошкольников.
Литература.
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.
2. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
Тема 7: Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных методов и форм работы в разных возрастных группах.
3. Самостоятельно изучите тему «Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных методов и форм работы в разных возрастных группах».
4. Ответьте на вопрос: для чего используются нетрадиционные методы и формы организации экологического образования?
5. Заполните таблицу «Нетрадиционные виды занятий по экологическому образованию».
Возрастная группа | Вид нетрадиционного занятия (название) | Методические указания (характеристика методов, приемов) |
Литература.
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.
2. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
Тема 8: Развитие естественнонаучных представлений у дошкольников.
2. Самостоятельно изучите тему «Развитие естественнонаучных представлений у дошкольников».
3. Найдите ответы на вопросы:
4. С какой целью организуются наблюдения с дошкольниками?
5. Каково место наблюдений в режиме дня?
6. За какими объектами организуется наблюдение с дошкольниками?
7. Каковы особенности организации наблюдений в младшем и старшем дошкольном возрасте?
4. Составьте тематику усложнения вопросов для наблюдения за живым (неживым) объектом в разных возрастных группах.
Литература.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Москва, Академия, 2000.
7. Машкова, С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова, Л.А. Егорова, Я.К. Березняк, Т.А. Макаренко, Л.П. - Волгоград: Учитель, 2011. -174 с.
8. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
Тема 9: Требования к оформлению документации по экологическому образованию дошкольников.
4. Самостоятельно изучите тему «Требования к оформлению документации по экологическому образованию дошкольников».
5. Разработайте требования, предъявляемые к анализу непосредственной образовательной деятельности в рамках экологического образования дошкольников.
6. Составьте анализ или самоанализ непосредственной образовательной деятельности в рамках экологического образования дошкольников.
Литература.
3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
4. Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
5. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой.
6. Машкова, С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова, Л.А. Егорова, Я.К. Березняк, Т.А. Макаренко, Л.П. - Волгоград: Учитель, 2011. -174 с.
Тема 10: Специфика оформления конспектов непосредственной образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников с учетом ФГТ.
2. Самостоятельно изучите тему «Специфика оформления конспектов непосредственной образовательной деятельности по экологическому образованию дошкольников с учетом ФГТ».
3. Определите требования, предъявляемые к оформлению конспектов НОД.
4. Оформите письменный анализ или самоанализ конспекта наблюдения в рамках экологического образования дошкольников.
Литература.
3. Крулехт М.В., Тельнюк И.В., Экспертные оценки в образовании, Москва, Академия, 2002.
4. Комарова, Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
5. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой.
МДК 03.04 Теория и методика математического развития