Выпускной квалификационной работы
«Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников»
(Примерный вариант)
Актуальность проблемы.Введение детей в мир прекрасного требует формирования у них эстетического отношения к произведениям искусства. Успешное решение этой задачи предполагает использование результатов психологических исследований, направленных на разработку методов определения уровня развития эстетического отношения человека к произведениям искусства (в частности, к музыке), а также на определение психологических условий, способствующих его развитию у детей.
По мнению ряда ученых (например, С. Л. Рубинштейна, С. Н. Беляевой-Экземплярской, В. К. Белобородовой, Е. Л. Глинской, Б. Ларк-Горовиц, А. А. Мелика-Пашаева, Н. А. Черниковой, Л. Шпета и др.), младшие школьники очень редко выражают эмоциональное отношение к произведениям искусства. В основном у детей преобладает предметно-функциональное и технико-формальное отношение к художественному произведению.
Поэтому возникает проблема изучения подлинных возможностей формирования эмоционально-эстетического отношения. От того или иного ее решения будет зависеть психологическое обоснование способов построения предметов эстетического цикла в начальных классах.
В соответствии с периодизацией психического развития, предложенной Д. Б. Элькониным, в младшем школьном возрасте ведущей выступает учебная деятельность. В трудах В. В. Давыдова показано, что учебная деятельность является всеобщей формой усвоения способов ориентации человека в разных областях теоретического сознания людей (в научной, эстетической, нравственной и правовой). В настоящее время детально изучены особенности учебной деятельности при введении младших школьников в область теоретических научных понятий (работы Л. И. Айдаровой, Ф. Г. Боданского, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, Г. Г. Микулиной, В. В. Репкина, В. В. Рубцова и др.), а также в область живописи и музыки (работы Ю. А. Полуянова и Л. В. Виноградова).
Наша задача состояла в том, чтобы специально выяснить психологические условия эмоционально-эстетического развития младших школьников средствами музыки, когда специфическими способами их формирования является учебная деятельность.
В своей работе мы исходили также из положения экспрессивной эстетической теории, связанной с именами Л. С. Выготского, М. Ф. Бахтина, М. Е. Маркова, П. М. Якобсона и др. Они полагали, что эмоциональное отношение человека к произведениям искусства является исходным и целостным выражением его эстетического отношения к ним.
Объектом исследования является процесс формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников.
Предмет исследования: выявление психолого-педагогических условий формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников.
В соответствии с темой и целью исследования его гипотеза состояла в следующем:
1. У детей 7-9 лет в процессе учебной деятельности могут быть сформированы основы эмоционально-эстетического отношения к музыкальным произведениям;
2. Условием этого выступает специально организованная учебная деятельность.
Для экспериментальной проверки этой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1) выделить исходную деятельность детей, при которой их эмоционально-эстетическое отношение к музыке развертывается в форме сообщения и выразительных движений;
2) найти учебные задачи, при которых эти выразительные движения выделяются, фиксируются и моделируются самим ребенком (поиск соответствующих условных действий);
3) разработать экспериментальные методики для констатации уровня развития у детей эмоционального отношения к музыкальным произведениям;
4) реализовать экспериментальное обучение в соответствии с исходной гипотезой.
Эти задачи решались нами путем индивидуальных обследований учащихся, а также путем экспериментального построения их учебной деятельности на уроках музыки.
Обучающий эксперимент (36 уроков) проводился в московской экспериментальной школе № 91 в течение четырех лет (ежегодно в эксперименте принимали участие 60 первоклассников). Диагностическим обследованием были охвачены 800 учеников с 1-го по 7-й класс школ № 91 и № 520 г. Москвы.
Достоверность результатов исследованиябыла достигнута благодаря комплексному использованию различных экспериментальных методик, применение которых выявило идентичные результаты.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании следующих положений:
1) специально организованная учебная деятельность выступает существенным условием формирования у младших школьников эмоционально-эстетического отношения к музыке;
2) исходной формой эмоционально-эстетического отношения детей к произведениям искусства является сопереживание;
3) эта форма выступает в виде выразительных действий детей: в интонационной вокализации, в ритмических движениях руками в воздухе и на бумаге (для музыки), в предметном рисовании с использованием экспрессивных свойств цвета и формы (для живописи);
4) чтобы выразительные действия открывали детям эмоциональный смысл произведения искусства, они должны быть представлены как форма эмоционального общения детей с творцом произведения и друг с другом; тогда эти действия выступают как символы эстетической выразительности художественного произведения и проявляются как в свернутой форме (действие – символ), так и в развернутой форме (действие, нагруженное реальными элементами художественного языка искусства).
Новизна работы состоит в раскрытии путей осознания детьми эмоционального смысла произведения искусства, а также в описании эмоционального сопереживания детей произведению искусства через организацию форм выразительных движений. Их экспериментальное воспроизведение в учебной деятельности выявило подлинные возрастные возможности младших школьников открывать эмоциональную выразительность некоторых элементов музыкального языка.
Практическая значимость работы. Нами предлагается ряд приемов, позволяющих повысить эмоционально-эстетический эффект обучения в условиях школьного урока музыки. Показана эффективность следующего способа соисполнения: движений ребенка цветным карандашом по бумаге в момент слушания музыки как средства ее эмоционального сопереживания. Найденные задачи позволяют выделить существенные для эмоционально-эстетического отношения ребенка к произведению искусства связи между чувством и его воплощением в звуке, цвете, слове. Ряд наших методик оказались достаточно простыми и надежными средствами выявления эмоционально-эстетического отношения младших школьников к произведениям искусства. Результаты исследования уже были использованы при построении экспериментального курса музыки в 1-м классе, а также могут быть учтены при создании программ по музыке для начальной школы.
Апробация материалов исследования. Основные результаты работы докладывались на совместных заседаниях лаборатории психологии детей младшего школьного возраста и лаборатории теоретических проблем деятельности института общей и педагогической психологии.
Экспериментальная методика «Подбор картин к музыке» была использована в передаче звукового детского журнала «Колобок». Основные положения исследования использовались как темы для бесед с родителями и учителями школ г. Москвы, а также изложены в газете «Культура».
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений, содержит 8 таблиц и 10 рисунков.