О природе полетности голоса Шаляпина
Его голос прекрасно звучал в любых по разме-
рам помещениях. Я помню, что в Цинциннати
(Америка) мы с ним пели спектакль в театре,
вмещавшем девять тысяч зрителей, и нас по-
всюду было превосходно слышно.
Тоти Даль Монте
Полетность голоса певца - это удивительное и до конца не раз-
гаданное свойство звука. Секрет скрипок Антонио Страдивари по-
мимо красоты тембра заключался и в удивительной полетности
звука. Сколько раз описаны случаи, когда сходная по тембру со
Страдивари скрипка какого-нибудь мастера при испытании в
большом зале с оркестром буквально «тонула» в звуках оркестра, в
то время, как звук скрипки Страдивари как бы парил над звуком
оркестра и прекрасно слышался во всех уголках зала. Создается
впечатление, что и «полетный голос» не только не заглушается му-
зыкальным сопровождением, но наоборот - как бы поддерживает-
ся им и усиливается. Таков был голос Шаляпина.
Наши ранние исследования выявили важную роль ВПФ в обес-
печении полетности голоса (Морозов, 1962, 1967, 1977; Морозов,
120 _______________________ В.П. Морозов______________________
Барсов, 1962): ВПФ выполняет роль как бы острого наконечника,
копья, пронизывающего стену музыкального сопровождения. Но
наши новые исследования показали, что одна ВПФ сама по
себе еще не обладает большой пробивной силой и не только она
придает звуку полетность, но также и низкая певческая форманта
(НПФ). Согласно Е. Скучику, низкочастотные звуки органа, сами
по себе плохо вдали слышимые и не полетные, придают хорошую
полетность звукам высокого регистра (Скучик, 1959). Это инте-
реснейшие данные, которые позволяют нам заключить, что меха-
низм полетности голоса певца состоит в особом взаимодейст-
вии высокой и низкой певческих формант: если ВПФ - это «нако-
нечник копья», то НПФ - его «древко» которое несет наконечник,
и только вместе они обладают большой пробивной силой.
В голосе Шаляпина обе эти форманты выражены великолепно.
Поскольку же доказано, что ВПФ и НПФ имеют резонансное про-
исхождение (§ 3.2.1., 3.2.2.), то становится ясно, что феноменаль-
ная полетность голоса Шаляпина была результатом его совершен-
нейшей резонансной техники пения. Это подтверждают и слова
Лаури-Вольпи: «Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный
и распространяться не может». И нельзя забывать также, что Ша-
ляпин через Усатова унаследовал школу Эверарди, который неумо-
лимо требовал взаимосвязи головного и грудного резонаторов.
3.4.8.7. Роль ВПФв эмоционально-психологической
выразительности голоса Шаляпина
Все исследователи исполнительского мастерства Шаляпина от-
мечают его удивительную способность передавать голосом тон-
чайшие эмоционально-психологические оттенки и мимолетные
«движения души» создаваемых им сценических образов (Янков-
ский, 1951; Андроников, 1963; Силантьева, 1995; Соколов, 1995 и
др.). Сам Шаляпин неоднократно подчеркивал в своих высказыва-
ниях необходимость точной психологической интонации, характе-
ризующей образ персонажа.
Ф. Шаляпин: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чув-
ства, а там, где есть чувство, механическая передача оставляет впе-
чатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит са-
мая эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если
звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В той ин-
тонации вздоха, которую я признавал обязательной для передачи
русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше,
чем в русской, психологической вибрации. Этот недостаток - жесто-
чайший приговор всему оперному искусству».
Искусство резонансного пения 121
В книге московского исследователя творчества Шаляпина И.И. Си-
лантьевой дан весьма интересный музыковедческий анализ характерных
шаляпинских интонаций при исполнении разных произведений, а так-
же - свидетельства той огромной предварительной работы над ролью,
которую Шаляпин проводил для достижения психологической точности
«интонаций вздоха», как он пишет (Силантьева, 2001).
Рис. 36. Интегральные спектры голоса Ф. Шаляпина при исполнении им отрывков из
вокальных произведений, насыщенных различным эмоциональным содержанием, по-
казывают сильные различия в уровне и частотном положении высоких обертонов го-
лоса, особенно ВПФ, при выражении радости, горя, гнева, страха. Эти различия и
обусловливают характерные изменения тембра голоса артиста при выражении эмоций.
Эмоционально окрашенные фразы взяты из следующих произведений: гнев - из сцены в лесу
(«Табор вражеский заснул. Спите крепко до зари») из оперы «Жизнь за царя». Радость - речита-
тив Галицкого: «Грешно таить, я скуки не люблю ...» из оперы «Князь Игорь». Печаль - «Ах, ты
ноченька ...» - русская народная песня «Ноченька». Страх - «Вон, вон там! Что это там?! В уг-
лу!!! Колышется !..» - сцена из оперы «Борис Годунов» (по: Морозов, 1998).
В наших исследованиях было показано, что в качестве одного
из важнейших средств тембровой нюансировки звучания голоса
при исполнении разных сцен Шаляпин использовал изменение
уровня ВПФ (звонкости голоса), а также и ее частотного положе-
ния, разумеется, руководствуясь своим тонко развитым художест-
венным вкусом, а также тембровым и вокальным слухом (см.
рис. 36). Так, при гневе голос «звенел металлом» благодаря мак-
симальному уровню ВПФ. При радости вершина ВПФ несколько
смещалась в более высокочастотную область, что приводило к более
светлому тембру. При горе ВПФ существенно снизилась, что смягчи-
ло тембр. Наконец, при страхе ВПФ снизилась до нуля и это приво-
дило к глухому, сдавленному страхом звучанию голоса певца.
122 В. П. Морозов
Рис. 37. Фотография, наряду с грампла-
стинкой, — второй объективный документ
творческого наследия Ф. Шаляпина.
Вглядываясь в эти запечатленные фото-
пленкой мгновения сценического поведе-
ния певца, мы как бы слышим неповто-
римые шаляпинские интонации, удиви-
тельно правдиво передающие всю гамму
эмоций: страх Бориса, радость подгуляв-
шего Ерёмки, гнев старого Мельника.
Искусство резонансного пения 123