Регуляция эмоционального состояния детского коллектива в лагере
В условиях становления и развития временного детского коллектива нельзя оставлять без внимания эмоциональное состояние ребенка. Активный ритм жизни, перенасыщенность информационного пространства накладывает свой неизгладимый отпечаток на формирующиеся адаптационные механизмы у детей. Ведь в условиях временного детского коллектива педагогу зачастую просто напросто не хватает времени, чтобы увидеть каждого ребенка, своевременно определить его индивидуальные особенности, эмоциональные состояния, чувства и др. Специально организованная творческая деятельность в организационный период лагерной смены может решить эту проблему. Практические аспекты проблемы регуляции эмоционального состояния заключаются в овладении ребятами негативным состоянием, снятии его отрицательных последствий и устранение их негативного эмоционального состояния.
Каждому из нас нужны внутренние отдушины, чтобы обретать новые силы и новую энергию. Упражнения, направленные на регуляцию эмоционального состояния детского коллектива в лагере, предоставляют прекрасную возможность для привнесения в аудиторию оптимизма, сплоченности. Причем завершающий этап может вывести ребят на новый уровень близости и общности.
Такого рода упражнения помогают не только регулировать эмоциональное состояние, но и развивают умение фантазировать, творчески преображать действительность, сотрудничать с партнерами, понимать себя и другого человека, выражать свои собственные мысли и чувства.
Практические упражнения
Цель упражнений:
· Обучающая – дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем.
· Практическая – развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение навыков саморегуляции.
· Развивающая – развитие коммуникативных навыков, воображения, положительного отношения к членам группы.
Упражнение «Приветствие»
Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.
Упражнение «Меня зовут…»
Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.
Упражнение «Волшебный кувшин»
Ведущий предлагает членам группы представить, что они держат в руках кувшины, в которых находится какая-то жидкость. Далее он сообщает, что налито в кувшинах (молоко, кофе, касторка, рыбий жир, горячий чай, вода с содой, сок и т.д.) и просит выпить его.
Упражнение «Моя самооценка»
Ведущий предлагает ребятам в течение 5 минут составить наиболее полный перечень своих достоинств. После того как все написали, обсудить. У кого получилось больше всего, что было тяжелее – рассказывать о своих достоинствах или слушать других, почему?
Упражнение «Накопительные комплименты»
Ведущий предлагает детям игру, во время которой они смогут наговорить друг другу множество комплиментов. Для этого нужно разбиться на группы и встать в ряд друг за другом. Каждый должен продумать комплимент для человека, стоящего за ним. Первым начинает тот, кто стоит в самом начале ряда. Он поворачивается к стоящему за ним и шепчет ему на ушко заготовленный комплимент. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!», затем, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой. Например, он шепчет на ухо третьему так: «Я считаю тебя замечательным фантазером, выдумщиком и при этом очень умным!». Третий участник должен запомнить оба этих комплимента и добавить к ним еще один собственный. Так игра продолжается, пока последний участник в ряду не повторит все комплименты, которые он услышал: «Вы считаете меня фантазером, выдумщиком, умным, ловким и т.д.».
Упражнение «Гроза»
Ведущий: Перед грозой обычно очень тихо. Замрите, чтобы стало тихо-тихо. Затем слышны негромкие звуки (ведущий трет ладошка о ладошку, все повторяют за ним). Звуки постепенно усиливаются (ведущий хлопает в ладоши сначала сильно, потом громко, все повторяют). Вот уже слышна гроза (все топают ногами, затем начинают кричать). Гроза в разгаре (все топают и кричат во весь голос). Но вот гроза начинает убывать (все движения и звуки в обратном порядке).
Телесно ориентированное упражнение «Погода»
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
Упражнение «Снежки»
Участникам предлагается бумага, они комкают ее и делают «снежки». Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать «снежки» друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего «снежков» на их территории.
Упражнение «Веревка»
Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв «веревку» за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение «веревки» из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной «очистки» мозгов.
Упражнение «Слушаем тишину»
Дети с закрытыми глазами пытаются услышать звуки за окном, в комнате, за дверью. Затем рассказать о том, что удалось услышать.
Бельчанкова О.А.