Выполнение заданий самостоятельной работы: - 12 баллов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Методология и методы научного исследования
Направление 050100 Педагогическое образование
Профиль (программа) - для всех профилей ОЗО
Установочная сессия и 1 семестр 2012 - 2013 уч. год
Целью дисциплиныявляетсяформирование и развитие следующих компетенций: ОПК -1,ОК-1
Трудоемкость дисциплины:
Всего | Аудиторная | СРС | |||
ЛК | ПЗ | ЛБ | |||
Общая | - | ||||
В данном семестре | - |
Контрольные точки по дисциплине:
№ п.п. | Виды учебной работы | Удельный вес, % | Форма контроля | Максимальное количество баллов |
1. | Контрольная точка № 1 ««Методология науки и образования» Дата контроля – установочная сессия | |||
1.1. | Лекции | посещение | ||
1.2. | Практические занятия | оформление отчетов | ||
1.3. | Лабораторные занятия | - | ||
1.4. | Самостоятельная работа | Выполнение заданий | ||
Итого по КТ | 100 | 26 | ||
2. | Контрольная точка № 2 «Научное исследование» Дата контроля – установочная сессия | |||
2.1. | Лекции | посещение | ||
2.2. | Практические занятия | Оформление отчетов | ||
2.3. | Лабораторные занятия | - | - | - |
2.4. | Самостоятельная работа | Защита проектов | ||
Итого по КТ | 100 | 34 | ||
3. | Контрольная точка № 3 «Методы научного исследования» Дата контроля – зимняя сессия | |||
3.1. | Лекции | посещение | ||
3.2. | Практические занятия | - оформление отчетов | ||
3.3. | Лабораторные занятия | - | - | - |
3.4. | Самостоятельная работа | Выполнение заданий | ||
Итого по КТ | 100 | 20 | ||
4. | Контрольная точка № 4 Дата контроля – зимняя сессия | |||
4.1. | Промежуточный контроль | экзамен | ||
Итого по КТ | 100 | 20 | ||
Итого по дисциплине |
Критерии оценки:
«Отлично» - от 91 до 100 баллов;
«Хорошо» - от 71 до 90 баллов;
«Удовлетворительно» - от 51 до 70 баллов;
«Неудовлетворительно» - от 0 до 50 баллов.
Преподаватель _________________ Сытина Надежда Степановна
Контрольная точка №1
Посещение лекции (отмечает преподаватель) – 2 балла
2. Оформление отчетов семинарских занятий №№1,2 – 4 балла:
А) характеристика философского, общенаучного, рефлексивного уровней методологического знания;
Б) описание методологической культуры исследователя и педагога.
3.Выполнение заданий самостоятельной работы: - 20 баллов
А) парадигмы;
Б) Определите для себя перспективы совершенствования методологической культуры: каких результатов достичь, в какие сроки, что для этого сделать, какие выгоды ожидаете получить от реализации этих планов?
Контрольная точка №2
Посещение лекции (отмечает преподаватель) – 2 балла
Оформление отчетов семинарских занятий №№ 3 – 6 баллов
А)ответы на вопросы семинара
План семинара
1. Научное исследование: определение, сущность.
2.Характеристика основных элементов исследования:
а) цель исследования;
б) актуальность исследования;
в) объект и предмет исследования;
г) гипотеза исследования: описательная и объяснительная;
д) задачи исследования;
е) методы исследования.
3. Этапы научного исследования, их характеристика. Построение исследования.
Выполнение заданий самостоятельной работы: - 28 баллов
1. Могут ли конкретные прикладные психолого-педагогические поиски проводиться без строгого теоретического обоснования?
2.Объясните различия понятий: проблема, вопрос, проблемная ситуация.
3.Является ли проблема:
а) отражением знания;
б) отражением незнания или непонимания;
в) отражением возможных «точек роста» научного или практического знания;
г) выражением субъектного состояния исследователя (озадаченности, удивления)?
Контрольная точка №3
Посещение лекции (отмечает преподаватель) – 2 балла
Оформление отчетов семинарских занятий №№ 3 – 6 баллов
А)ответы на вопросы семинара
План семинара
1. Место и роль методов в структуре научного исследования.
2. Эмпирический и теоретический уровень познания, их единство и различия в познании.
3. Характеристика эмпирических методов-операций в образовании: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование и др.
4. Характеристика эмпирических методов-действий: мониторинг, обследование и др.
5. Критерии выбора эмпирических методов в исследовании на различных его этапах.
Выполнение заданий самостоятельной работы: - 12 баллов
1. Границы и методика использования различных эмпирических методов в исследованиях в вашей предметной области.
Контрольная точка №4
Экзамен
По вопросам составляется план или схема ответа – 20 баллов
Вопросы к экзамену
1. Методология педагогики: определение, задачи, функции.
2. Философский и общенаучный аспекты методологии науки.
3. Характер соотношения научной и практической деятельности.
4. Конкретно-научный и технологический уровень методологии науки.
5.Уровни методологического знания и их характеристика.
6.Основные правила и процедуры исследовательской работы.
7.Методологические категории, характеризующие педагогическое исследование.
8.Средства методологической рефлексии в педагогическом исследовании.
9.Метод исследования: определение, сущность. Место и роль методов исследования в структуре научного исследования.
10. Взаимосвязь предмета и методов исследования. Классификации методов исследования.
11.Общая характеристика эмпирических методов исследований. Исследовательские возможности различных методов.
12.Теория познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Единство эмпирического и теоретического в каждом научном исследовании.
13.Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как научного метода.
14.Метод эксперимента. Характер и задачи эксперимента. Планирование эксперимента.
15.Интерпретация эксперимента, достоверность его результатов. Значение эксперимента в науке и его отношение к другим методам исследования.
16.Метод анкетирования. Характеристика анкетирования как метода исследования.
17.Проективные методы.
18.Тесты: педагогические и психологические. Возможности применения тестов в исследованиях.
19.Шкалирование. Измерение при изучении социальных отношений.
20.Метод экспериментальной оценки. Использование его в исследованиях.
21.Характеристика эмпирических методов психолого-педагогических исследований.
22.Характеристика теоретических методов педагогического исследования.
23.Методы моделирования.
24.Применение системы методов в исследованиях.
25.Выбор методов исследования.
26.Систематизация результатов, их интерпретация и изложение.
27.Апробация работы. Апробация исследования – условие истинности результатов.
28.Оформление результатов исследования.
29.Основные виды изложения материалов исследования: научный опыт, доклад, сообщение, статья, рецензия, методические рекомендации и т.д.