Выполнение заданий самостоятельной работы: - 12 баллов

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Методология и методы научного исследования

Направление 050100 Педагогическое образование

Профиль (программа) - для всех профилей ОЗО

Установочная сессия и 1 семестр 2012 - 2013 уч. год

Целью дисциплиныявляетсяформирование и развитие следующих компетенций: ОПК -1,ОК-1

Трудоемкость дисциплины:

  Всего Аудиторная СРС
ЛК ПЗ ЛБ
Общая -
В данном семестре -

Контрольные точки по дисциплине:

№ п.п. Виды учебной работы Удельный вес, % Форма контроля Максимальное количество баллов
1. Контрольная точка № 1 ««Методология науки и образования» Дата контроля – установочная сессия
1.1. Лекции посещение
1.2. Практические занятия оформление отчетов
1.3. Лабораторные занятия -    
1.4. Самостоятельная работа Выполнение заданий
  Итого по КТ 100 26
2. Контрольная точка № 2 «Научное исследование» Дата контроля – установочная сессия
2.1. Лекции посещение
2.2. Практические занятия Оформление отчетов
2.3. Лабораторные занятия - - -
2.4. Самостоятельная работа Защита проектов
  Итого по КТ 100 34
3. Контрольная точка № 3 «Методы научного исследования» Дата контроля – зимняя сессия
3.1. Лекции посещение
3.2. Практические занятия - оформление отчетов
3.3. Лабораторные занятия - - -
3.4. Самостоятельная работа Выполнение заданий
  Итого по КТ 100   20
4. Контрольная точка № 4 Дата контроля – зимняя сессия
4.1. Промежуточный контроль экзамен
  Итого по КТ 100 20
  Итого по дисциплине

Критерии оценки:

«Отлично» - от 91 до 100 баллов;

«Хорошо» - от 71 до 90 баллов;

«Удовлетворительно» - от 51 до 70 баллов;

«Неудовлетворительно» - от 0 до 50 баллов.

Преподаватель _________________ Сытина Надежда Степановна

Контрольная точка №1

Посещение лекции (отмечает преподаватель) – 2 балла

2. Оформление отчетов семинарских занятий №№1,2 – 4 балла:

А) характеристика философского, общенаучного, рефлексивного уровней методологического знания;

Б) описание методологической культуры исследователя и педагога.

3.Выполнение заданий самостоятельной работы: - 20 баллов

А) парадигмы;

Б) Определите для себя перспективы совершенствования методологической культуры: каких результатов достичь, в какие сроки, что для этого сделать, какие выгоды ожидаете получить от реализации этих планов?

Контрольная точка №2

Посещение лекции (отмечает преподаватель) – 2 балла

Оформление отчетов семинарских занятий №№ 3 – 6 баллов

А)ответы на вопросы семинара

План семинара

1. Научное исследование: определение, сущность.

2.Характеристика основных элементов исследования:

а) цель исследования;

б) актуальность исследования;

в) объект и предмет исследования;

г) гипотеза исследования: описательная и объяснительная;

д) задачи исследования;

е) методы исследования.

3. Этапы научного исследования, их характеристика. Построение исследования.

Выполнение заданий самостоятельной работы: - 28 баллов

1. Могут ли конкретные прикладные психолого-педагогические поиски проводиться без строгого теоретического обоснования?

2.Объясните различия понятий: проблема, вопрос, проблемная ситуация.

3.Является ли проблема:

а) отражением знания;

б) отражением незнания или непонимания;

в) отражением возможных «точек роста» научного или практического знания;

г) выражением субъектного состояния исследователя (озадаченности, удивления)?

Контрольная точка №3

Посещение лекции (отмечает преподаватель) – 2 балла

Оформление отчетов семинарских занятий №№ 3 – 6 баллов

А)ответы на вопросы семинара

План семинара

1. Место и роль методов в структуре научного исследования.

2. Эмпирический и теоретический уровень познания, их единство и различия в познании.

3. Характеристика эмпирических методов-операций в образовании: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование и др.

4. Характеристика эмпирических методов-действий: мониторинг, обследование и др.

5. Критерии выбора эмпирических методов в исследовании на различных его этапах.

Выполнение заданий самостоятельной работы: - 12 баллов

1. Границы и методика использования различных эмпирических методов в исследованиях в вашей предметной области.

Контрольная точка №4

Экзамен

По вопросам составляется план или схема ответа – 20 баллов

Вопросы к экзамену

1. Методология педагогики: определение, задачи, функции.

2. Философский и общенаучный аспекты методологии науки.

3. Характер соотношения научной и практической деятельности.

4. Конкретно-научный и технологический уровень методологии науки.

5.Уровни методологического знания и их характеристика.

6.Основные правила и процедуры исследовательской работы.

7.Методологические категории, характеризующие педагогическое исследование.

8.Средства методологической рефлексии в педагогическом исследовании.

9.Метод исследования: определение, сущность. Место и роль методов исследования в структуре научного исследования.

10. Взаимосвязь предмета и методов исследования. Классификации методов исследования.

11.Общая характеристика эмпирических методов исследований. Исследовательские возможности различных методов.

12.Теория познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Единство эмпирического и теоретического в каждом научном исследовании.

13.Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как научного метода.

14.Метод эксперимента. Характер и задачи эксперимента. Планирование эксперимента.

15.Интерпретация эксперимента, достоверность его результатов. Значение эксперимента в науке и его отношение к другим методам исследования.

16.Метод анкетирования. Характеристика анкетирования как метода исследования.

17.Проективные методы.

18.Тесты: педагогические и психологические. Возможности применения тестов в исследованиях.

19.Шкалирование. Измерение при изучении социальных отношений.

20.Метод экспериментальной оценки. Использование его в исследованиях.

21.Характеристика эмпирических методов психолого-педагогических исследований.

22.Характеристика теоретических методов педагогического исследования.

23.Методы моделирования.

24.Применение системы методов в исследованиях.

25.Выбор методов исследования.

26.Систематизация результатов, их интерпретация и изложение.

27.Апробация работы. Апробация исследования – условие истинности результатов.

28.Оформление результатов исследования.

29.Основные виды изложения материалов исследования: научный опыт, доклад, сообщение, статья, рецензия, методические рекомендации и т.д.

Наши рекомендации