Формирование навыков общения у детей с нарушениями зрения
Понятие «общение» в философских трактовках довольно многозначительно. Оно не сводится только к передаче информации, трансляции форм культуры и совместной деятельности людей, а может включать всю осознаваемую глубину сопричастности людей, претворяемой через взаимное обогащение субъектов общения.
В рамках деятельностного подхода общение выступает характеристикой деятельности человека, условием полноценного развития и как личности и как субъекта деятельности.
В когнитивном подходе общение всегда представляет собой познание человека человеком. В процессе общения человек самоопределяется, обнаруживает свои психологические свойства и особенности характера. Общение способствует формированию и развитию способностей человека, служит средством приобретения знаний и навыков культурного поведения, является основным средством воспитания и социализации. Сформировать навыки общения можно только в самом процессе общения. Данные положения могут служить методологической основой в анализе процесса формирования общения детей с нарушениями зрения.
Для детей с глубокими нарушениями зрения процесс общения бывает часто затруднен, поскольку социальная перцепция основывается преимущественно на зрительном восприятии. Глубокие нарушения зрения не позволяют оценить внешне воспринимаемые признаки партнеров по общению, снижают глубину и объем межличностного восприятия, способность к оценке социально-психологических явлений.
В работах Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной, Л.В. Григорьевой неоднократно указывалось на характерное для таких детей вялое, неадекватное проявление эмоций, жестов, мимики. Это связано с невозможностью наблюдения и подражания людям с нормальным зрением, а также с различными индивидуально-психологическими особенностями детей. [1. с. 121]
В связи с данной актуальной для тифлопедагогов проблемой было проведено исследование на базе « ГБОУ РМЭ «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида», при этом авторская позиция строится на этической доминанте. Цель исследования – определение способов и приемов совершенствования этической стороны общения. Исследование проводилось с учащимися 5-6 классов с сентября 2009г. по май 2011г. Изучение процесса общения детей с нарушениями зрения выявило необходимость развития у детей невербальных средств общения. Большую помощь в проведении корекционно-развивающей работы с детьми, направленной на обучение способам выражения своих эмоций и понимания эмоциональных состояний других людей, развитие мимики, формирование правильных жестов и красивых движений оказали учителя мимики, лечебной физкультуры, ритмики, а также этому способствовали занятия детей в драматическом кружке.
В ходе процесса общения можно выявить коммуникативные умения и черты характера ребенка, составить представление о его общей культуре и грамотности.
Личность способна духовно формироваться только в условиях высоконравственного человеческого общения. Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и социальные стороны жизнедеятельности. Общение, как сложный процесс установления и развития контактов между людьми, не мыслимо без моральных оснований. Умение жить с людьми - это сложнейшая наука, которой надо обучаться с раннего детства. Если эти моральные нормы не заложены в семье, то задача школьного образования и воспитания – постараться содержанием коррекционной работы вывести детей из сферы обыденности: сформировать навыки культурного поведения, увлечь их высшими идеалами и ценностями.
Невоспитанность и бескультурье у незрячих детей чаще всего являются признаком вербализма в воспитании и связаны с отсутствием привычки - поступать культурно, красиво, согласно нормам этикета. Сформированная нравственная привычка оказывает большое влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. С целью формирования нравственных привычек и выработки жизненной позиции с детьми проводились беседы и деловые игры, содержание которых раскрывало категории этики: «Что такое добро и зло?», «Всегда ли следует слушаться совести?», «В чем состоит достоинство человека?». В рамках подготовки к празднику «День защитников Отечества» была проведена беседа «Что такое долг и ответственность?» и предложено написать сочинение «Перед кем и за что мы несем ответственность?» Контроль ходом усвоения этических знаний осуществлялся через самостоятельную работу школьников. Ребята вели дневники, в которых записывали на одной половине страницы – все хорошее, что произошло за день, на другой половине – плохое, а потом самостоятельно или с помощью педагога анализировали происходящее и отыскивали пути решения возникших проблем.
Большое значение в современном общении при доминировании его технических форм имеет разговор по телефону, общение в сети Интернет. Освоение компьютера незрячими, несомненно, - шаг вперед на пути развития коммуникативных способностей. Однако, при этом постепенно утрачивается ценность личных контактов между людьми, эмоциональные сопереживания, сострадания, содействие, сопричастность, проявления симпатии. Без эмоциональной связи людей друг с другом, без чуткости и внимания друг к другу не возможно подлинное понимание, которое составляет самую суть человеческого общения.
Чувства – основа человеческих контактов, это сила, которая скрепляет дружеские отношения, семью, родственные связи. Отставание в развитии культуры чувств у незрячих связано с ограниченным кругом их интересов, с закрытостью самой интернатской системы, с эмоциональной глухотой их родителей, а порой и педагогов. Важная роль в развитии нравственных чувств у детей придается игре с участием взрослого как равноправного партнера. Игра позволяет не только расширить знания об окружающем мире, сформировать мыслительные операции, но и развивать целый комплекс личностных качеств и свойств психических процессов; способствует развитию эмоциональных связей, умений проявления и выражения чувств сообразно той ситуации, которая их вызвала. В игре развивается умение соблюдать меру в проявлении чувств, контролировать свои внутренние состояния, настроения, быть тактичными, вежливыми. Разумеется, очень важно, чтобы педагог сам обладал высокими качествами нравственного поведения. Многолетний опыт работы с детьми с нарушениями зрения в условиях школы-интерната показал, что привить детям навыки культурного поведения и нравственные ценности не возможно ни требованиями, ни жесткими принуждениями. Для детей необходимы конкретные жизненные примеры и предоставление возможности выбора системы ценностей. Это развивает самостоятельное мышление, свободное самоопределение и ответственность за свои поступки, побуждает уважать этические принципы, формирует соответствующее адаптивное поведение. В данных обстоятельствах именно педагог выступает образцом для подражания, добрым, мудрым защитником детей, заинтересованным в судьбах детей, уважающим их личность.
Воспитание и привитие культурных привычек педагогом на собственных примерах каждодневного поведения, создание воспитывающих отношений в коллективе детей – это лучший способ достижения высоких результатов в формировании у детей культуры общения.
Этические аспекты общения тесно связаны с моральной теологией и опираются на Откровение Священного Писания и Священного Предания. « Возвращение» религии в жизнь общества и в воспитательный процесс дает педагогам новые возможности в осуществлении этической компоненты воспитания. Даже в таком атеистическом своде принципов, как «Моральный кодекс строителей коммунизма», принцип «человек человеку друг, товарищ и брат» по смысловому содержанию очень схож с заповедью «не убий», поскольку люди, писавшие этот кодекс, были хорошо знакомы с Христианством. А «Золотое правило нравственности» из «Евангелия от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (ЛК.,6;31) проповедовали еще Заратустра, Конфуций, Лао Цзы, Будда. И по сегодняшний день эти законы остаются абсолютными.
Более 10 лет школа-интернат сотрудничает с Ежовским монастырем. Дети не только посещают храм в христианские праздники, получают подарки, участвуют в различных музыкальных и художественных конкурсах на духовные темы. Они исповедуются и слушают проповеди о благом и должном поведении, в результате многие из них отказываются от дурных привычек. Сама атмосфера храма и отношения верующих способствуют развитию нравственного сознания, формируют взгляды и представления о должном поведении людей, что является очень важным для осознания всего происходящего в сфере морали нашего общества (пошлость и убийства на экранах телевидения, способствующие дальнейшему размыванию моральных ориентиров и ценностей). Религия стала своеобразной психотерапией для многих неуравновешенных детей, детей - сирот.
Нравственная культура представляет собой не просто сумму этических знаний и совокупность моральных ценностей, - это мерило нравственного развития человека. Низкий уровень культуры человека проявляется в неумении дискутировать, аргументировано спорить, доказывать свои взгляды, навязывать их другим. Этические аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в личностном общении. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой, программирует своеобразный тип и форму поведения людей, вступающих в контакты одна из сторон которого – этикет. Правила этикета помогают упорядочить общение людей и направлены на поддержание значимости, уважения человека, с которым происходит общение. Знакомство с правилами этикета и нормами общественного поведения было повседневной заботой классного руководителя. Для этого проводились деловые игры: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Как вести себя в театре, транспорте, общественных местах», а так же беседы: «Одежда современного школьника» и «Одежда для различных ситуаций», «Сетевой этикет».
В ходе работы по формированию навыков этического поведения большую помощь автору оказала книга О.С Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина». Разумеется, современная педагогика не стремится прививать аристократические манеры, или воспитывать только на духовных ценностях. И «дворянское воспитание» - это не педагогическая система, а, прежде всего, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания. Это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. [2 c.8] В книге приведены те методы и приемы, с помощью которых воспитатели развивали в своих подопечных личностные качества; показано, как реализуются правила хорошего тона, включающего в себя и этикетные и этические нормы, в практике повседневной жизни. Вот почему она значима и в нашей социальной среде.
Проведенная работа по развитию навыков этического поведения выявила значительные изменения в коммуникативном пространстве детей, в формировании межличностных отношений с детьми и педагогами, способствовала развитию личностных, психологических качеств, позволила выработать свой стиль поведения в различных сферах общения, с различными людьми.
Значение общения и развития речи для психического развития детей с дефектами зрения.
Содержание и организация коррекционной работы по устранению речевых нарушений и трудностей общения.
Изучение состояния развития речи. Профилактика возникновения речевых расстройств.
Варианты программ по развитию речи и средств общения.
Список литературы:
1. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушениями зрения. ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2008.
2. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения / В.З. Денискина. В. Пышма, 1997.
3. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2000.
4. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения / Л.И. Плаксина. - М.,1998.
5. Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Плаксиной Л.И. – Калуга,1998.