Вопрос № 1. Предмет, задачи и методы психологии
Психология
Психология (от 2 греч слов psucho – душа, logos - учение)— это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
Объект – та часть действительности, на которую направлена познавательная деят-сть субъекта. Объектамипсихологии – совок-стьизучаемых ею явлений реального мира, взаимодействующих с психикой. Т.к. психика проявляется в поведении и деятельности, то они и выступают как основные объекты психологии. Предмет – та часть объекта, на которую непосредственно направлена наша познавательная деят-сть. Предметпсихологии – изучение законом-стей проявления и развития психики как специфической формы отражения действит-сти.
Цель— раскрыть закономерности (это устойчивая, повторяющаяся связь между фактами), кот-ые лежат в основе проявления, формир-я и развития психич-х явл-ий.
Задачи психологии в основном можно свести к следующему: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности, а также научиться управлять ими, использовать полученные знания для повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат ее уже оформившиеся отрасли.
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
В психологии выделяют 4 группыметодов:
1)Организационные м-ды:Сравнит-ый м-д–это сопоставл-е групп испытуемых по возрастам, деят-сти и др. с целью сходства. Сравнительно-возрастной – сопоставление отдельных особ-стей людей по возрастам, с целью выявления динамики изучаемого псих-го процесса. Лонгитюдный м-д- многократное обследов-е одних и тех же лиц на протяжении длит-го времени. Комплексный – предполагает реализ-ю исследоват-х программ в кот.принимают участие представители разных наук при этом 1 объект изучают разными средствами.
2) Эмпирические методы (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент: лабораторный и естественный, анкетирование, беседа, интервью, метод-тест, анализ продуктов деят-сти, биографические м-ды).
Виды наблюдения: кратковременное, длинное, иногда в течение ряда лет, выборочное и сплошное, включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Требования к проц. наблюдения: а)определение задачи и цели (для чего, с какой целю?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что набл-ть?); в)выбор способа наблюд-я (как набл-ть?); г) выбор способа регистрации набл-я (как вести записи?); д) обработка полученной инф-ции (каков рез-т?). Использ-ся тогда, когда треб-ся минимальное вмешат-во в естественное повед-е.Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности. Виды бесед: интервью, вопросники и психологические анкеты. Требования: нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком.
Эксперимент — это исследовательскаядеят-сть в целях изучения причинно-следственных связей. Особ-сти исследователя (экспериментатор-активная позиция): - может создавать условия, в которых проявляется его психическое кач-во (независимая переменная), -может изменять условия (переменные), -может варьировать кол-во условий, - исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
Этапы: I— теоретический этап исследования (постановка проблемы). Задачи: -формулировка проблемы и темы исследования, - определение объекта и предмета исследования, -определение экспериментальных задач и гипотез исследования. II— методический этап исслед-я:разрабатывается методика эксперимента и экспериментального плана. В эксперименте выделяют 2 ряда переменных: независимые и зависимые. Зависимая переменная – ответная р-ция испытуемого на действие независимой переменной. Промежуточная переменная – процессы, которые изучаются в экспериментальном исследовании. Дополнительная переменная – те условия, кот-е контролируют эксперимент. Побочная переменная – факторы, действие которых экспериментатор не может контролировать. III—экспериментальный этап:непосредственное проведение опытов, связанное с созданием экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением ходом эксперимента и измерением реакций испытуемых. IV—аналитический этап:колич-нный анализ рез-тов (математическая обработка).
Формирующий эксперимент – направлен на изучение психич. явлений. 3 этапа: 1 – констатирующий (цель: выявить уровень развития психического процесса, психич. cв-ва); 2- формирующий (цель: через организацию специально отобранных видов деят-сти сформировать психич. кач-во или процесс.); 3- контрольный (цель: оценить те изменения, кот-е возникли на 2-м этапе).
3) М-ды обработки данных:колич-ный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ).
Интерпретационные метод