Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
Мнемосхема
Концепция обучения одной профессии. Многопрофессиональное обучение
Согласно этой концепции, уже на первом году обучения происходит специальная подготовка по определенной профессии по единому плану в течение одного цикла обучения, который завершается сдачей экзамена. Концепция обучения одной профессии, с одной стороны, отличается последовательностью и непрерывностью, с другой стороны, является неподвижной и не способствует профессиональной мобильности.
Графически эту концепцию можно изобразить следующим образом.
Ступенчатое обучение
Основными признаками обучения являются следующие. Цикл профессионального обучения разрабатывается на несколько ступеней. На первой ступени осуществляется базовое профессиональное обучение в рамках группы профессий, которое является основой для дальнейшего специального профессионального образования. На второй ступени происходит общая профессиональная специализация. Здесь обучение проводится по нескольким специальностям одновременно. На третьей ступени проводится специальное профессиональное обучение с целью приобретения знаний и умений, необходимых для выполнения определений квалификационной профессиональной деятельности.
На каждой ступени обучения сдаются соответствующие экзамены, обучающийся может прекратить дальнейшее образование и начать профессиональную деятельность, имея соответствующую квалификацию. Сущность ступеней подготовки кадров графически представлена на рисунке:
1-я ступень (экзамен) основная профессия
Наиболее распространенными являются 2-3-х ступенчатые модели профессионального обучения. Например, при подготовке кадров для швейного производства могут быть такие ступени обучения: портной по пошиву готового платья (1-я ступень), технолог швейного производства (2-я ступень) модельер-закройщик (3-я ступень). В Российской Федерации установлены три ступени высшего образования: бакалавр (1-я ступень), дипломированный специалист (2-я ступень), магистр (3-я ступень).
Ступенчатое обучение систематизирует профессиональную подготовку и способствует профессиональной мобильности специалистов. Несомненными достоинствами ступенчатого обучения являются обеспечение отбора и продвижение по уровням образования наиболее способных учащихся (студентов), а также возможность организации подготовки на следующих ступенях по сокращенным срокам обучения. Оно создает условия для усиления мотивации обучения, свободного выбора образовательно-профессиональных программ с учетом способностей и возможностей личности. Расширяются возможности для более осмысленной профориентации.
Исходным условием организации ступенчатого обучения, привносящим определенную его ограниченность, является однопрофильность направлений подготовки, осуществляемых в рамках ступеней. Проблема этого обучения состоит также в разумном сочетании основной и смежных профессий с учетом интересов личности, общества и государства.