Требования к вопросам анкеты.

Если анкета включает значительное количество вопросов, они группируются по тематическим блокам. Вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Вся анкета должна быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но при этом не внушать им ответ, не вызывать отрицательных эмоций и не задевать самолюбие респондентов. Вопросы анкеты не должны превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых, а также допускать слишком большую вариативность ответов

Опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому многие анкеты могут быть анонимными.

Композиционное строение анкеты

Первая часть анкеты содержит обращение к респонденту[9], где должны быть четко изложены цели и задачи исследования, объяснен порядок заполнения анкеты. Здесь же респонденту сообщается о том, что анкетирование анонимное.

Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем, в начале располагаются более простые вопросы, затем – более сложные и в конце опять простые.

Третья часть анкеты – это «паспортичка». Здесь же принято выражать благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Каждая из форм опроса имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса (беседы, интервью) – в живом контакте исследователя и респондентов, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений.

Сильные стороны письменного опроса (анкетирования) – в возможности охватить исследованием большое количество опрашиваемых, а, следовательно, выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты.

Слабой стороной интервью и беседы оказывается возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц. Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

Задания к теме 2.3. Беседа. Опрос

1. Подготовьте план проведения стандартизированного интервью абитуриентов на тему «Мотивы поступления в колледж».

2. Подготовьте и проведите индивидуальное интервьюирование нескольких школьников на тему, касающуюся особенностей семейного воспитания или условий их обучения.

3. Составьте следующие виды вопросов для анкеты на тему «Колледж глазами студентов»; закрытый, полузакрытый, открытый, о личности респондента, о фактах поведения.

Тема 2.4. Тестирование

Главная цель тестирования заключается не в том, чтобы выявить границы возможностей индивида, а в том, чтобы помочь ему успешно развиваться, то есть содействовать самопознанию и развитию личности

А. Анастизи

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания называют тестами (англ. – проба, испытание, проверка).

Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику. Она должна быть соотносима с установленными для данных категорий испытуемых нормами. Таким образом, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития, некоторые свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в ранний период.

Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», больше или меньше и т. д.), выбора одного из ответов или ответов по балльной системе.

При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд условий:

во-первых, нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых;

во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания, что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.

Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком опытным путем в результате нахождения среднего показателя (выборка стандартизации)[10]. Такой показатель принимается за точку отсчета, с ним сравниваются результаты всех испытуемых.

Каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов. Например, в тесте на определение акцентуации характера (К. Леонгардт) испытуемый по каждому из типов акцентуации может набрать максимум 24 балла; признаком сильной выраженности считается показатель, превышающий 12 баллов.

Тесты характеризуются следующими признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемых), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного явления), стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых или процессов и результатов).

В психодиагностике существуют разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по следующим основаниям:

1) по особенностям используемых задач – тесты вербальные и практические;

2) по форме процедуры обследования – групповые и индивидуальные;

3) по направленности – тесты интеллекта и тесты личности.

Тесты интеллекта обеспечивают изучение уровня развития мышления и познавательных процессов в целом. Задания тестов интеллекта:

- адресуются к словесно-логическому мышлению;

- направлены на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действен-ного мышления;

- позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых (характера, способностей, эмоций, потребностей и др.), например: опросник состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения характера личности и отношений. Личностные тесты подразделяются на:

- проективные тесты,

- личностные опросники,

- тесты деятельности (ситуационные тесты).

4. По наличию или отсутствию временных ограничений – тесты скорости и тесты результативности.

5. По уровню стандартизации – стандартизированные (психометрические) и нестандартизированные (проективные методики).

Стандартизированность предполагает, во-первых, единообразие требований ко всем условиям тестирования, инструкциям по его проведению и обработке результатов. В отношении разных лиц тест применяется унифицировано, по одному и тому же стандарту. Инструкции обычно предъявляются в письменном виде или (реже) зачитываются, но никак не формулируются по памяти. Во-вторых, стандартизированность предполагает перевод первичных тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщенную шкалу.

Проективные тесты позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояния страха (сюжетно неопределенные картинки, рисунки с конфликтными ситуациями, которые нужно интерпретировать); диагностировать бессознательные переживания человека.

Применительно к педагогической диагностике имеет хождение следующая классификация:

1) тесты школьной успеваемости (например, тесты на чтение, тесты по определенным предметам и т.д.);

2) комбинированные тесты школьной успеваемости и профпригодности;

3) тесты, определяющие уровень развития ребенка и его готовность к школе;

4) тесты интеллекта, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека, и тесты профпригодности, выявляющие индивидуальные интересы и предпочтения. Такие тесты помогают определить работу, наиболее предпочтительную для конкретного человека;

5) тесты на внимание;

6) социальные тесты.

Эти тесты в основном рассчитаны на бумагу и карандаш. Обычно доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономичными для учителя.

Применительно к начальной школе задачи диагностики состоят в определении готовности ребенка к школе в плане мотивации, личностного и интеллектуального развития; в контроле за ходом психологического развития ученика в процессе взаимодействия с учителем, родителями и сверстниками; определении готовности ребенка к переходу в средние классы школы (сформированность учебной деятельности, особенности развития познавательной сферы, уровня личностного развития). Таким образом, диагностика в педагогической практике решает 2 основные задачи:

1) прослеживает результативность работы учащегося и учителя;

2) выступает как инструмент формирования ЗУНов.

К дидактическим относятся тесты достижений. Они могут конструироваться на учебном материале или предназначаться для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками. Используются также в целях профессионального отбора. Принцип нарастания трудности позволяет определить уровень знаний и умений по дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования – выявить наличие навыков и умений.

Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм, позволяют осуществить нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ). Оно предполагает сравнение результатов испытуемого со среднестатистическими данными. Это позволяет объективно сравнивать достижения разных учащихся по разным учебным дисциплинам, способностям и т. д.

Определение нормы теста может осуществляться по содержательному признаку. При этом критериями оценки достижений испытуемого выступают качественные характеристики, а само тестирование становится критериально-ориен-тированным (КОРТ). Результаты выполнения заданий в КОРТ соотносятся с ка- чественными характеристиками, а не с некоторым среднестатистическим уровнем успешности его выполнения, как в НОРТ.

Критериально-ориентированные тесты позволяют диагностировать психические особенности в динамике, чего нет в других тестах.

Наши рекомендации