Взаимосвязь методики преподавания литературы со смежными науками. Процесс обучения учащихся вообще и литературе как учебному предмету в частности — процесс, имеющий свои объективные закономерности
Процесс обучения учащихся вообще и литературе как учебному предмету в частности — процесс, имеющий свои объективные закономерности. Самая направленность методических исканий работников образования обусловлена целым рядом объективных обстоятельств.
Каковы же эти объективные обстоятельства? Именно потребности общественной жизни и являются основным фактором развития не только художественной литературы, литературоведения, но и педагогики, и методики. Следовательно, разрабатывая как теорию, так и историю методики, нужно прежде всего учитывать закономерности развития общественной жизни, социальные запросы или, как сейчас говорят, госзаказ.
Как и другие общественные науки, современная методика преподавания литературы постоянно обогащается данными смежных гуманитарных дисциплин. Так, поиски и открытия в методике за последние десятилетия связаны с аналогичными процессами, происходящими в общей педагогике и психологии художественного восприятия, в социологии и эстетике, в искусствознании и теории воспитания. Наиболее тесные и органические связи методики преподавания литературы с литературоведением, дидактикой и педагогической психологией.
Зависимость методических систем от литературоведческих несомненна и подтверждается большим фактическим материалом. И литература как учебный предмет и методы ее преподавания должны постоянно совершенствоваться на основе последних достижений литературоведческой мысли. Литература как учебный предмет должен отражать новейшие достижения литературоведения.
Методика, исходя из современных достижений литературоведения, из задач обучения в школе, призвана определить те основы науки о литературе, которыми должен владеть каждый, имеющий общее среднее образование. Но основы науки в пределах школьного изучения могут быть установлены только при тщательном, глубоком изучении всего процесса преподавания. Вот почему механическое перенесение в школу курсов литературы вузовского типа, хотя бы и облегченных, не решает задачи: оно, во-первых, приводит к неизбежному схематизму и, следовательно, нарушает принцип научности; во-вторых, ведет к тому, что курс литературы не выполняет своей воспитательной задачи.
Из различных концепций современного литературоведения особенно близко методике то, что Д.С.Лихачев назвал «конкретным литературоведением». «Конкретное литературоведение» совершенно не стремится вытеснить какие-либо другие подходы к литературе. Оно имеет свою область, и эта область очень важна. Конкретное литературоведение занято главным образом той пограничной зоной между реальностью и литературой, о которой я только что говорил. Оно дает частные объяснения частным же явлениям литературы, приучает к медленному чтению, к углубленному пониманию произведений в реальной обстановке и к реальному пониманию стиля - не только его особенностей у того или иного писателя, но и к пониманию причин появления этих особенностей. Оно стремится к доказательности своих выводов, а не к конструированию гипотез или генерированию идей, столь иногда распространенных в нашей науке».
Методика преподавания литературы должна тщательно изучать современную художественную литературу, критику и публицистику с точки зрения формирования в них эстетических идеалов, которые должны быть положены в основу воспитательной работы на занятиях по литературе.
Естественно, что в вопросе об эстетическом идеале как основе воспитательной работы в школе методика связана с эстетикой и литературоведением. Эстетика как наука о законах эстетического освоения мира человеком, в том числе и об общих законах искусства как особой формы общественного сознания, дает исходные положения об эстетических отношениях человека к действительности, о сущности искусства вообще в отличие от других форм общественного сознания. Только опираясь на основные положения марксистско-ленинской эстетики о сущности красоты, о сущности искусства, можно разрабатывать вопрос об эстетическом воспитании учащихся вообще и на занятиях по литературе в частности.
Литературоведение конкретизирует общие положения эстетики в отношении искусства слова. Без глубокого изучения современного литературоведения нельзя построить школьный курс литературы и обосновать методы его преподавания. Если перед методикой как наукой стоит задача разработать вопрос о том, как наиболее целесообразно, с наибольшей полнотой и глубиной, с учетом возраста учащихся раскрыть перед ними литературно-художественный образ, то, естественно, надо прежде всего знать, что собою представляет литературно-художественный образ, какова его общественная и психологическая природа. Правильное понимание сущности литературно-художественного образа обусловливает и правильные методы его изучения и усвоения. Следовательно, методология литературоведения является исходным пунктом в методике литературы при постановке таких проблем, как цель изучения литературных произведений в школе и методы их изучения. Методология литературоведения является именно исходным пунктом для разработки методических проблем, так как полностью этот вопрос в отношении школьного преподавания литературы разрешается лишь на основании научного изучения объекта методики в целом, т. е.всего педагогического процесса, включая изучение особенностей восприятия и усвоения учащимися определенных возрастов образов художественной литературы и основ литературной науки.
Методика литературы теснейшим образом связана с литературоведением — методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается прежде всего в определении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения. Изучение процесса преподавания литературы как учебного предмета может разрешить и такой важнейший вопрос, как обоснование методов преподавания. Как и в решении других вопросов, исходным моментом здесь также является природа главного компонента литературы как учебного предмета — художественного произведения. Школьные методы изучения произведения обосновываются прежде всего научными методами исследования художественной литературы, но не сводятся к ним. Надо также изучать вопрос о том, как воспринимают учащиеся художественные произведения и основы литературной науки.
Здесь методика непосредственно соприкасается с психологией: использует ее данные для решения своих проблем. Связь методики и психологии имеет два аспекта. Один из них — психология художественного творчества, художественного восприятия. Другой аспект — психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания. Однако нельзя подменять методику психологией, так как содержание и задачи их разные. Методика и педагогическая психология — науки смежные, имеющие непосредственное отношение к педагогическому процессу. И та и другая изучают учащихся в процессе их умственного и нравственного развития, в процессе их воспитания. Однако эти науки не совпадают по объекту изучения: психология изучает объективные законы психической жизни человека, психической жизни ребенка; методика изучает объективные законы педагогического процесса как общественного явления, процесса, важнейшей частью которого является усвоение учащимися определенного круга знаний и связанного с ним процесса умственного развития, приобретения практических навыков и пр.
Закономерности педагогики и методики нельзя выводить из закономерностей психологии, но надо использовать их, опираться на них при решении ряда чисто методических проблем: о доступности учащимся того или иного материала, об объеме его, об эффективности методов обучения. Для методики важнейшее значение имеет психология восприятия учащимися разных возрастов художественного текста, закономерности развития воспроизводящего и творческого воображения, закономерности запоминания, развития логического и образного мышления.
Знание исследований психологов может стать важнейшим компонентом профессиональной подготовки учителя-словесника. Особое место следует при этом отвести работам С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова. Все чаще учитель-словесник прислушивается к словам психологов о проблеме восприятия художественной литературы, о теории установки, о формировании личности ученика, об искусстве общения.
В.В.Голубков писал о необходимости создания научной методики на основе исследования развития учащихся. Не менее важно дать психологическое обоснование школьного анализа художественного произведения, сохранив «читательские права» школьника. В одной из своих последних теоретических статей Голубков призывает учителя попробовать посмотреть на педагогический процесс не с «капитанского мостика», не от стола учителя, а от парты, т.е. постараться понять, как протекает у ученика восприятие того, что предлагает ему учитель».
М.А.Рыбникова постоянно опиралась на данные дидактических исследований. Говоря об основах методики, она обозначает четыре основных дидактических правила: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; искусство методиста - показать сложное в простом, новое в знакомом; важно соединить дедукцию с индукцией. Особое внимание в методической системе Рыбниковой уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя. Она убеждена, что выразительное чтение ученика «заключает процесс разбора». «Мы не отрицаем наглядности зрительной, - пишет Рыбникова, - но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание - метод его выразительного произнесения».
Методы обучения литературе как учебному предмету при всем своем своеобразии все-таки имеют нечто общее с методами преподавания других дисциплин, что обусловлено общими задачами школы, общей системой занятий, общими дидактическими принципами советской педагогики.
Естественно, что, разрабатывая методы обучения, методика литературы вплотную соприкасается с методиками других дисциплин, в первую очередь с методикой родного языка, иностранного языка, с методикой истории. У этих дисциплин есть общие проблемы, поскольку во многом совпадает объект исследования: усвоение учащимися языка, исторических закономерностей, с чем имеет дело и методика литературы.
Таким образом, методика литературы, изучая одну, пусть небольшую, ограниченную сторону общественной жизни, а именно процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету, имеет в поле своего зрения очень сложные общественные явления, широко использует данные смежных дисциплин для разрешения своих проблем: изучения закономерностей процесса преподавания литературы с целью наибольшей рационализации этого процесса, практической помощи школе. Закономерности этого процесса не могут, как видно из вышеизложенного, быть выведены дедуктивным путем из смежных наук, они должны выявляться при всестороннем изучении педагогического процесса, при научном обобщении практики школы. Данные других наук должны учитываться при этом, широко использоваться, так как явления, изучаемые методикой, носят сложный синтетический характер.
Педагогический процесс обучения в школе — явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа учителей и учебная работа учащихся по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов — языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.
В подготовке к педагогическому творчеству учителю-словеснику важно учитывать разнообразные межпредметные связи методики преподавания литературы. Речь идет прежде всего о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов.