Анализ и интерпретация результатов исследования
Проведение исследования детей в группе «Колокольчик». (Приложение Б)
1. Исследование моторики.
Цель: выявления наличия общей заторможенности движений, нарушения координации движений или двигательного беспокойства.
Высокий уровень развития моторики показали 10 человек (53%), средний уровень- 4 человека (21%), низкий- 5 человек (26%).
Подводя итоги проведенной диагностики можно сказать, что у большинства детей высокий уровень развития моторики. Дети с удовольствием выполняли задания, были активны.
Дети со средним уровнем развития моторики чаще всего плохо работают с мячом.
Исследование импрессивной речи в группе «Колокольчик».
Цель: выяснить уровень понимания ребенком речи и способность выполнять речевые инструкции понимание, оценка узнавания ребенком предметов и явлении окружающего мира.
Высокий уровень развития моторики показали 11 человек (57%), средний уровень- 7 человек (37 %), низкий- 1 человек (6%).
Подводя итоги проведенной диагностики можно сказать, что у большинства детей высокий уровень развития импрессивной речи. Дети с удовольствием выполняли задания, были активны, понимали речевые инструкции.
Дети со средним уровнем развития импрессивной речи не всегда понимают речевые инструкции, плохо ориентируются в окружающем мире.
Ребенок с низким уровнем развития импрессивной речи плохо ориентируется в окружающем мире, много плачет и не понимает обращенную речь.
Исследование экспрессивной речи и лексической стороны речи
Цель: исследовать степень развития активной речи, сопровождения своих действии речевым комментарием, использование в речи двухсловных и трехсловных предложении.
Исследование лексической стороны речи.
Протокол №1 исследования экспрессивной речи и лексической стороны речи в группе «Колокольчик» (Приложение Г).
Высокий уровень развития показали 10 человек (53%), средний уровень- 4 человека (21 %), низкий- 5 человек (26%).
Дети с высоким уровнем развития речи сопровождают свои действия речевым комментарием. У них хорошо развита активная речь.
Дети со средним уровнем развития речи плохо ориентируются в окружающих предметах, плохо описывают сюжетные картинки.
Дети с низким уровнем развития речи плохо владеют языком, пугаются, плохо идут на контакт.
Таким образом, в результате исследования развития речи в группе «Колокольчик», я выявила, что 53% детей в группе обладают высоким уровнем развития речи, у 21% средний уровень, а у 26 % детей низкий уровень развития речи. То есть необходимо создавать условия для проведения занятий с детьми и логопедической коррекции речи.
Проведение исследования детей в группе «Бусинка». (Приложение Д)
1. Исследование моторики.
Проведение исследования детей в группе «Бусинка». (Приложение Д)
1. Исследование моторики.
Высокий уровень развития моторики показали 11 человек (56%), средний уровень- 5 человек (26%), низкий- 3 человек (18%).
Подводя итоги проведенной диагностики можно сказать, что у большинства детей высокий уровень развития моторики. Дети с удовольствием выполняли задания, были активны.
Дети со средним уровнем развития моторики чаще всего плохо работают с мячом.
Исследование импрессивной речи в группе «Бусинка».
Цель: выяснить уровень понимания ребенком речи и способность выполнять речевые инструкции понимание, оценка узнавания ребенком предметов и явлении окружающего мира.
Высокий уровень развития моторики показали 10 человек (53%), средний уровень- 6 человек (29 %), низкий- 3 человека (18%).
Подводя итоги проведенной диагностики можно сказать, что у большинства детей высокий уровень развития импрессивной речи. Дети с удовольствием выполняли задания, были активны, понимали речевые инструкции.
Дети со средним уровнем развития импрессивной речи не всегда понимают речевые инструкции, плохо ориентируются в окружающем мире.
Ребенок с низким уровнем развития импрессивной речи плохо ориентируется в окружающем мире, много плачет и не понимает обращенную речь.
3. Исследование экспрессивной речи и лексической стороны речи.
Проводилось по ранее оговоренным методикам.
Протокол №1 исследования экспрессивной речи и лексической стороны речи в группе «Бусинка» (приложение Д).
Высокий уровень развития показали 9 человек (50%), средний уровень- 5 человека (24 %), низкий- 5 человек (26%).
Выводы по проведенной методике.
Дети с высоким уровнем развития речи сопровождают свои действия речевым комментарием. У них хорошо развита активная речь.
Дети со средним уровнем развития речи плохо ориентируются в окружающих предметах, плохо описывают сюжетные картинки.
Дети с низким уровнем развития речи плохо владеют языком, пугаются, плохо идут на контакт.
Проведение исследования детей в группе «Бусинка». (Приложение Д)
Таким образом, в результате исследования развития речи в группе «Бусинка», я выявила, что 56% детей в группе обладают высоким уровнем развития речи, у 26 % детей средний уровень развития речи, а у 18 % детей низкий уровень развития речи. То есть необходимо создавать условия для занятий с детьми для логопедической и психологической коррекции речи.
В результате проведенного исследования я выявила, что в группе «Колокольчик» и «Бусинка» находятся 21 человек с высоким уровнем развития речи, 9 человек со средним уровнем и 8 человек с низким уровнем развития речи.
Следовательно, для подтверждения гипотезы исследования я создала экспериментальную группу А, состоящую из детей с низким и средним уровнем развития речи (17 человек). В данной группе я создала психолого - педагогические условия для повышения уровня развития речи у детей.
В экспериментальной группе я создала психолого-педагогические условия (в группах детского сада и дома):
- внимание родителей;
- дополнительное чтение;
- проведение в ДОУ групповых родительских собрании с привлечением логопеда и психолога. Логопед информировала родителей об уровне развития речи детей в группах в целом, дала методические рекомендации по развитию речи и предложила родителям подойти к ней индивидуально для консультации. Затем с детьми, имеющими отставания в речевом развитии был проведен цикл индивидуальных занятии. Психолог также дала родителям методические рекомендации по развитию речи. Методические рекомендации также были даны воспитателям исследуемых групп.
В течении трех недель с детьми проводились занятия логопеда и психолога, в домашних условиях с детьми работали родители в соответствии с рекомендациями логопеда.
2 этап. Обследование детей из контрольных групп на предмет развития речи. После создания психолого-педагогических условий в ДОУ и дома повторяем исследование по тем же методикам, что и ранее и фиксируем изменения в уровне речевого развития детей. Доказываем полученные изменения при помощи методов математического анализа.
Контрольное исследование групп я провела по аналогичным методикам и с тем же составом детей. Результаты исследования отражены в протоколе № 3 и № 4.
Затем я вывела средний балл инструментальной группы до и после эксперимента с помощью метода количественного анализа данных. (Приложение И). До эксперимента средний балл- 22, 06. После эксперимента средний балл контрольной группы В- 24, 06 (Приложение К).
Таким образом, в результате контрольного исследования я выявила незначительное улучшение уровня развития речи детей после создания в ДОУ психолого - педагогических условий. Незначительное улучшение уровня развития речи связано с тем, что эксперимент проводился в сжатые сроки и проводился с детьми раннего возраста.
В результате проведенных исследовании я выявила, что после создания в ДОУ и в домашних условиях у детей ранее перечисленных психолого - педагогических условии у детей в контрольной группе улучшился уровень развития речи, а в некоторых случаях вырос до возрастной нормы.
В группе «Колокольчик» количество детей с высоким уровнем речевого развития увеличилось с 10 человек до 12 (63%).
Средний уровень развития речи – количество детей увеличилось с 5 до 7 человек (37 %).
Низкий уровень развития у 2 детей (11 %).
В группе «Бусинка» количество детей с высоким уровнем развития осталось на прежнем уровне 11 человек (56%).
Количество детей со средним уровнем развития увеличилось с 5 (26 %) до 7 человек (37 %).
Детей с низким уровнем развития речи в исследуемой группе не выявлено.
Таким образом, в эксперементальной группе А речевое развитие практически соответствует возрастной норме.
Далее полученные результаты я докажу при помощи математических методов статистики (Т- критерий Вилкоксона для оценки статистической достоверности интенсивности сдвига для связанных выборок (результаты в работе рассмотрены при p<0,01), U-критерий Манна-Уитни для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного).
Расчет Т- критерий Вилкоксона (Приложение Л). В соответствии с полученными данными, оценка статистической достоверности интенсивности сдвига Тэмп = 8 находится в зоне неопределенности. Что еще раз свидетельствует о незначительном улучшении уровня речевого развития у исследуемых детей. Данные показатели незначительности обусловлены возрастными особенностями детей раннего дошкольного возраста, а также особенностями сроков проведения экспериментального исследования.
Расчет U-критерий Манна-Уитни (Приложение М). В соответствии с полученными данными, различие между двумя выборками по уровню развития речиUЭмп = 103находится в зоне незначимости. Такой результат исследования еще раз свидетельствует о незначительном сдвиге в уровне развития речи детей в ДОУ в результате проведенного эксперимента.
Таким образом, в результате эмпирического исследования уровня речевого развития детей на ранних стадиях онтогенеза в исследуемых группах и проведения констатирующего эксперимента на выявления влияния психолого-педагогических условий на речевое развитие детей была доказана гипотеза о влиянии речевого развития от психолого - педагогических условии в ДОУ и дома.
Вывод по проведенному эмпирическому исследованию: педагогическому коллективу МКДОУ необходимо уделить особое внимание проблеме развития речи. Данная деятельность возможна при условии создания в каждой группе МКДОУ логопедических уголков, с целью повышения компетентности родителей в области развития речи у малышей. Необходимо улучшить качество проведения коррекционной работы по развитию речи за счет предметно – развивающей среды дошкольных групп (использования разнообразных методов и приемов коррекционной деятельности, развивающих игр, иллюстраций). В план работы с родителями младших дошкольных групп необходимо включить родительские собрания с участием специалистов – логопедов для выработки рекомендаций по развитию речи.