Анализ и интерпретация результатов. В ходе нашего исследования среди 30 опрошенных детей к группе риска были отнесены 10

В ходе нашего исследования среди 30 опрошенных детей к группе риска были отнесены 10 детей.

Для того, чтобы познакомиться с образом жизни десяти подростков из группы риска, имеющих отклонения в поведении, из неблагополучных семей, были посещены семьи учащихся (обследование жилищно-бытовых условий), состоялись беседы с родителями и педагогами, обучающими этих подростков, а также в течение двух месяцев велось постоянное наблюдение за всеми десятью подростками, которые вошли в экспериментальное исследование, были посещены уроки, где данная группа подростков наблюдалась в процессе обучения. Все это позволило получить более полную информацию о данных подростках.

На основе исследования была составлена таблица 1.

Таблица 1. Список детей, отнесенных к группе риска

№Ф.И.Год рожденияПричины1Владимир Н.1993 г.Неблагополучная семья: родители нигде не работают, алкоголики. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных.2Георгий Б.1994 г.Неблагополучная семья: отец болен туберкулезом, мать - шизофренией. Мальчик должного воспитания не получает.3Денис Д.1993 г.Мать воспитывает сына одна. Целый день находится на работе, так как совмещает две работы. Подросток предоставлен сам себе, относится к группе беспризорных .4Елена С.1993 г.В данный момент мать Елены является матерью - одиночкой. Воспитанием дочери не занимается. Елена часто пропускает занятия без уважительных причин. 5Кирилл Ф.1994 г.Родителей нет. Опекун - бабушка - пенсионерка. Должного влияния на внука не имеет. 6Михаил Ч.1992 г.Многодетная семья, переехала из Казахстана. Неблагополучное материальное положение, так как отец еще не может устроиться на постоянную работу. Подростку часто приходится оставаться дома с младшими детьми или помогать отцу.7Никита Г.1993 г.Неблагополучная семья. Родители - алкоголики.8Ольга М.1993.г.Дочь воспитывает один отец. Мать умерла, после чего отец сильно запил, поэтому должного воспитания девочка не получает.9Роман Г. 1994 г.Неблагополучная семья. Мать мальчика и отчим часто употребляют спиртные напитки. Подросток часто подрабатывает на рынке. 10Сергей С.1992 г.Воспитывает сына одна мать. Она - инвалид. В семье сложилось тяжелое материальное положение.

Роман Г., 10.03.1994 г.р., мать - К., безработная, злоупотребляет алкоголем.

Роман Г. пропускает занятия в школе без уважительных причин, из-за многочисленных пропусков в 7 «Б» классе был переведен на индивидуальную форму обучения. В 6-м классе подросток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, контроль за поведением Романа со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на оптовом рынке, собирает бутылки, воруют. Его мать и ее муж, который приходится Роману отчимом, нигде не работают, употребляют спиртные напитки, в квартире антисанитарные условия.

К. злостно уклоняется от воспитания и обучения сына Романа, т.е. воспитанием сына не занимается, ребенок оставлен на попечение бабушки. Подросток предоставлен сам себе, бродяжничает, совершает противоправные действия. Мать не заботится о развитии детей, так как кроме Романа у нее есть дочь Маша 1999г.р. и сын Иван 2002г.р., не обеспечивает их надлежащим питанием, одеждой, в результате чего малолетние дети часто ходят голодные, неухоженные. Своим поведением мать показывает детям отрицательный пример. Положительного влияния на сына не имеет, никаких действий по его возвращению в школу не предпринимает. На меры педагогического воздействия К. и ее сын не реагируют.

Семья проживает в однокомнатной квартире барачного типа. Необходимой мебели нет, спят на полу, места для приготовления уроков нет. На момент обследования в квартире не было даже необходимых продуктов питания.

По словам соседей, родители постоянно употребляют алкоголь, в доме постоянные ссоры, драки. Дети часто просят милостыню возле магазина.

Елена С. 02.07.1993 г.р. На учете в ОППН не состоит. Мать: Людмила Владимировна С.

Елена злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предварительным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала груба и, агрессивна, нецензурно выражается.

Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее возвращению в школу не предпринимает. Меры педагогического воздействия положительного результата не дают.

Денис Д. 16.04.93 г. р., мать - Нина Алексеевна Д.

Денис Д. злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в результате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее время пропуски уроков продолжаются.

Мать, Нина Алексеевна Д., со своей стороны не выполняет надлежащим образом обязанности по обучению сына, не контролирует посещаемость им занятий, что способствует уклонению подростка от учебы. Денис объясняет нежелание ходить в школу сложившейся конфликтной ситуацией с одноклассниками и с учителями. Меры педагогического воздействия в отношении Дениса и его матери положительного результата не дают.

Сергей С., 25.09.1992 г.р. На учете в ОППН не состоит. Мать: Ирина Алексеевна С.

Установлено, что Сергей С. употребляет наркотики с декабря 2004 г., мать об этом знала, однако до сих пор мер по лечению сына от зависимости не предприняла, объясняя это тем, что вынуждена была уехать на заработки. Данные факты свидетельствуют о легкомысленном отношении матери к здоровью сына к его дальнейшей судьбе.

Кирилл Ф., 04.10.1994 г.р. На учете в ОППН не состоит. Опекун: Людмила Ивановна Б., 1941 г.р., пенсионерка.

Кирилл употребляет алкогольные напитки, неопрятный внешний вид.

В настоящее время других замечаний подросток не имеет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

Михаил Ч., 05.12.1992 г.р. Мать: Вера Васильевна Ч., отец: Григорий Магометович Ч. Семья переехала из Казахстана, многодетная. Дети:

Евгения Ч.. 20.10.1989 г.р. на учете в ОППН не состоит, не учится.

Григорий Ч., 17.07.1991 г.р.. не учится, на учете в ОППН не состоит.

Михаил Ч., 05.12.1992 г.р.. не учится, на учете в ОППН не состоит.

Вячеслав Ч., 04.02.1997 г.р.

Алена Ч., 09.11.1999 г.р.

Родители злостно уклоняются от выполнения родительских обязанностей по отношению к детям, не контролируют их пребывание вне дома, что способствует совершению им правонарушений. Родители легкомысленно относятся к здоровью детей, не осуществляют надлежащим образом уход за малолетними детьми, злоупотребляют спиртными напитками. В квартире часто собираются посторонние люди. Дети неухожены, голодные, в квартире антисанитарные условия. Такое отношение создает угрозу для жизни детей. Родители не работают, перебиваются случайными заработками. Миша и Григорий постоянно задерживались за попрошайничество, так как были постоянно голодны.

Георгий Б., 1994 г.р., отнесен к группе безнадзорных:

Так как в ходе исследования выяснилось, что отец болен туберкулёзом, мать - шизофренией, т.е. должного присмотра и воспитания мальчик не получает и в результате предоставлен сам себе.

Большая социально-педагогическая запущенность. Общий уровень умственного развития не соответствует возрасту: имеет скудные представления об окружающем мире, моторика рук не развита, математических представлений не имеет. Навыки произвольной сферы не сформированы: трудовые, самообслуживание, хотя старается выполнять все распоряжения взрослых.

Мать - инвалид второй группы по психическим заболеваниям, ограничена в родительских правах, связана с наркоманами.

Ольга М., 12.12.1993 г.р., матери нет, отец - Валерий Иванович М.

После смерти матери отец воспитывает девочку один. Должного воспитания девочка не получает. Отец не работает, злоупотребляет алкоголем, в квартире постоянно собираются компании. Доход семьи составляют детское пособие. Семья проживает в однокомнатной квартире, которая находится в полуразваленном доме. На момент обследования отец находился в состоянии алкогольного опьянения. Продукты питания в доме отсутствуют. Зимней одежды и обуви у Оли нет.

Никита Г., 23.01.1993 г.р., мать - Елена Александровна Г., отец - Дмитрий Алексеевич Г.

Неблагополучная семья, родители работают, но часто злоупотребляют алкоголем. Должного воспитания мальчик не получает.

Владимир Н., 20.04.1993 г.р., мать - Нина Ивановна Н., отец - Владимир Сергеевич Н.

Родители мальчика нигде не работают, злоупотребляют алкоголем. мальчик предоставлен сам себе. В квартире - антисанитарные условия. На момент обследования в квартире находилась пьяная компания взрослых людей в количестве 8 человек.

Чтобы выявить, какие отклонения присутствуют в поведении у учащихся 8-9 класса, проживающих в неблагополучных семьях, были проведены беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом, а также психологом, которые постоянно работают с этими подростками, изучены личные дела и характеристики этих учащихся, а также использованы свои личные наблюдения.

Характеристику неблагополучных семей можно описать следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.

Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у подростков.

Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи.

По результатам посещения неблагополучных семей мы выделили особенности семейного воспитания в данных семьях:

Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня).

Результаты обследования жилищно-бытовых условий показали, что практически все учащиеся живут в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, не работают, ведут асоциальный образ жизни. Доход каждой семьи ниже прожиточного уровня и в основном складывается из случайных заработков и детских пособий. У учащихся, как правило, нет зимней одежды, необходимых продуктов питания, а также нормальных бытовых условий для жизни. Часто в таких семьях собираются пьяные компании, устраиваются дебоши, драки и скандалы. Родители воспитанию своих детей не уделяют внимания, относятся к ним с безразличием. Такое поведение родителей очень сильно влияет на отклонение в поведении подростков. Психологическая обстановка в таких семьях очень тяжелая, между детьми и родителями нет атмосферы взаимопонимания и доброжелательности.

В приложении 4 к данной работе представлены акты обследования жилищно-бытовых условий двух семей: семья Ольги М. и семья Михаила Ч.

Во всех обследуемых нами неблагополучных семьях родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи (телепередачи) и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми на совместные прогулки и т.д.

Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем.

Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда.

Родители не видят недостатков в воспитании своих детей.

Причины недостатков в неблагополучных семьях:

- неблагополучие семьи (злоупотребление алкоголем, низкий материальный уровень, санитарно-гигиеническая запущенность);

низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

частое отсутствие контроля;

неправильная оценка подростка;

переоценка воспитательных возможностей семьи и другие причины.

В ходе бесед было выявлено, что данные подростки очень часто сбегают с уроков, имеют слабые знания по всем предметам, грубят учителям, отказываются от выполнения заданий, предложенных учителем на уроке, конфликтуют между собой, многие отказываются принимать участие в общественной жизни школы., все без исключения курят, большинство подростков уже пробовали употребление спиртных напитков и наркотических веществ. Сопоставляя данные, которые были получены от учителей, а также из собственных наблюдений, с данными, полученными от учащихся, мы пришли к выводу, что подростки, имеющие отклонения в поведении, склонны скрывать информацию о себе. Они скрывают, что курят, пропускают занятия, употребляют алкоголь и наркотические вещества. Полученные результаты можно представить в форме диаграммы, которая наглядно показывает, насколько разными были данные, полученные от учителей и от детей (рис.1).

Рис. 1. Данные, полученные в ходе беседы для выявления отклонений в поведении подростков из неблагополучной семьи

В результате проведенного исследования были выявлены типы отклонений в поведении подростков из неблагополучных семей. Представим их в таблице 2.

Таблица 2. Типы отклонений поведения подростков из неблагополучной семьи

Типы отклоненийПодростки из неблагополучной семьиОтрицательное отношение к учебе. Пропуски уроков, прогулы школыЧасто прогуливают школу, но категорически отрицательное отношение к учебе нет. Прогулы чаще связаны с примыканием к асоциальным группамШкольная успеваемостьВ младших классах показатель намного выше, чем в подростковом возрасте. Педагогическая запущенность в более легкой форме связана с потерей интереса к учебеВзаимоотношения с учителямиПовышена конфликтность, часто нарушают дисциплину на уроке. Стремится показать свою независимость Совершение противоправных поступковСовершения противоправных поступков мотивированы улучшением материального благополучия и самоутверждением подросткаПобеги из дома, бродяжничествоСвязаны с тяжелыми условиями жизни подростка в семье, грубостью и безразличием со стороны взрослых, а также с примыканием к асоциальным группамУпотребление алкоголя, табака и наркотических веществПрактически все исследуемые подростки пробовали алкоголь и курят. Беседы показали, что наркотические вещества не употребляют. Учитывая информацию, полученную от инструктора ОПДН, некоторые подростки употребляют наркотические и психотропные вещества

Если ребенок из нормальной семьи испытывает трудности в овладении школьной программой, то родители, заинтересованные в успехах своего ребенка и уделяющие достаточно внимания его воспитанию сразу идут на сотрудничество со школой, они консультируются с учителем, занимаются с ребенком дома, помогают ему адаптироваться в школе. Что нельзя сказать о родителях из неблагополучной семьи, такие родители не только не помогают своему ребенку в преодолении трудностей в обучении, но и своим безразличием, а порой и жестоким обращением, своим асоциальным поведением только усугубляют его положение в школе. Такой ребенок достаточно сильно отличается от своих сверстников в материальном плане, испытывает насмешки со стороны одноклассников, по поводу отсутствия хорошей одежды, дорогих игрушек, канцелярских принадлежностей, это также усиливает дискомфорт ребенка в школе и толкает подростка к асоциальным формам поведения - воровству, вымогательству, бродяжничеству и т.д.

Подросток не имеет друзей среди одноклассников, он не участвует в общественной жизни, уклоняется от присутствия на общеобразовательных мероприятиях.

Данные трудности вытекают, как из формирующейся в уличных компаниях асоциальной направленности, так и из-за незрелости интересов, а также у подростка недостаточно положительного опыта общения в семье. В результате школьная дезадаптация проявляется не только в неуспеваемости, но и в нарушениях эмоциональных связей.

Анализ личных дел испытуемых подростков показал, что подростки имели более высокие оценочные показатели в начальной школе, и отклонения в поведении, проявляющиеся в отрицательном отношении к обучению, прогулах, резком снижении успеваемости проявились более активно только в подростковом возрасте.

Из беседы с родителями выяснилось, что ни один подросток до поступления школу не посещал детский сад. Это тоже негативно влияет на развитие ребенка, так как он постоянно находится дома, в неблагоприятных социальных условиях.

Выводы

Итак, мы выяснили, что у всех подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь налицо неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях, как правило, пьют один или оба родителя.

Ребенок не находит в семье любви, ласки, понимания, такой подросток стремится найти понимание на улице, среди своих сверстников и часто попадает в асоциальные группы, начинает курить, употреблять спиртное, пробует наркотики, вступает в раннюю половую жизнь.

В результате наблюдения за подростками в данных неблагополучных семьях были выявлены следующие факторы негативного влияния неблагополучной семьи на развитие подростка:

1. Нарушение поведения - в 100% неблагополучных семей.

- бродяжничество

- агрессивность

хулиганство

аморальные формы поведения

неадекватная реакция на замечания взрослых.

. Нарушение развития подростков - в 100% неблагополучных семей.

уклонение от учебы

низкая успеваемость

неврастения

отсутствие навыков личной гигиены

неуравновешенность психики

тревожность

болезни, недоедание.

. Нарушение общения - в 100% неблагополучных семей.

конфликтность с учителями, сверстниками

агрессивность со сверстниками

частое употребление ненормативной лексики

суетливость и /или гиперактивность

нарушение социальных связей с родственниками.

Таким образом, основываясь на полученной информации о наблюдаемых нами неблагополучных семьях, можно говорить о несостоятельности родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют ребенка, практически не занимаются его воспитанием.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения подростков. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Подростки испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития подростков.

Наблюдаемая потеря авторитета взрослого и вытекающая из этого невосприимчивость к традиционным методам педагогического воздействия с особой остротой ставят вопрос о пересмотре методического подхода педагогов к работе с этими подростками.

В результате наблюдения за детьми, во всех неблагополучных семьях были выявлены факторы негативного влияния неблагополучной семьи на развитие подростка: нарушение поведения, нарушение развития детей, нарушение общения.

Итак, результаты нашего исследования подтвердили мнение психологов, педагогов и социологов о роли социального фактора в декомпенсации поведения у подростков. Из этого следует, что неблагополучная семья является серьезным фактором, оказывающим влияние на формирование отклоняющегося поведения подростков. И этот фактор следует учитывать при организации работы с подростками в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза нашего исследования о том, что неблагополучная семья формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков, доказана.

Наши рекомендации