Статья по теме: Девиантное поведение детей его профилактика и коррекция
Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, девиантный ребенок, аномальный малыш.
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных» (девиантных).
В последнее время о девиантных школьниках пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть неподдающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
Когда говорят о девиантных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется девиантный ребенок. В разряд девиантных детей нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Изучение трудных (девиантных) школьников (учащихся общеобразовательных школ и специальных учреждений) показывает, что состав их неоднороден. Учителя, родители, работники других детских учреждений включают в число трудных неподдающихся воздействию, неуспевающих и недисциплинированных школьников, с которыми им трудно работать. Кроме того, сюда относят также детей, поступки которых носят характер правонарушений. Трудность этих детей (в данном случае речь идет о педагогической трудности, а не о какой-либо другой) обуславливается педагогической и социальной запущенностью, какими-то отклонениями, особенностями переходного периода и эпизодическими трудностями жизни. В первом случае педагогическая трудность носит устойчивый характер, во втором – кратковременный.
Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы.
В основе педагогической запущенности лежат три ряда обуславливающих ее факторов.
1) Пробелы в учебно-практических и социально-этических знаниях, наличие искаженных знаний и отрицательного жизненного опыта;
2) Недостатки, ненормальности или дефекты в развитии черт и качеств личности;
3) Недостатки и ненормальности во взаимоотношениях личности с окружающими.
В результате нарушаются связи личности со средой, отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение начинает все более отклоняться от общепринятых норм. Ребенок становится «трудным».
Девиантность может наблюдаться в любом возрасте ребенка и в каждом она имеет свои особенности. Наиболее ярко возрастная специфика девиантности проявляется у подростков. В сочетании с некоторыми особенностями этого периода, девиантность обуславливает возникновение педагогической трудности подростков, наиболее частой и наиболее распространенной.
Несмотря на неповторимо своеобразный, индивидуальный облик каждого педагогически трудного ребенка, в проявлениях девиантного поведения детей много общего. Они выступают как внешние признаки девиантности, как ее симптомы.
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Для плодотворной работы по коррекции девиации у школьников необходимо определить отклонения в их поведении, связанные, прежде всего с деформацией стержневых качеств личности. Выделяют две категории таких детей:
1) учащиеся с небольшими отклонениями в нравственном развитии (ленивые, пассивные, неорганизованные, эгоистические школьники и др.);
2) дети с акцентуацией темперамента и характера (педантичные, демонстративные, возбудимые и пр.).
Профилактика и коррекция девиантного поведения детей в условиях школы
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т.е. обучения
психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально – компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:
1. выявление и распространенность различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
2. анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
3. подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей способности эффективно общаться, принимать ответственные решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы и развивать позитивную, адекватную «Я – концепцию», вести здоровый образ жизни;
4. создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьей ученика, учреждениями дополнительного образования и др.
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на
критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1. успешности учебной деятельности (учения);
2. эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);
3. психологической защищенности.
Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:
1.знание учащимися своих прав и обязанностей;
2. неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
3.психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
4. соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со всеми группами и типами подростков путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников или той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к группе риска и др.).
В совокупности оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий позволяет обеспечить равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений и деятельности, поведение с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.
Но само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек – творец своего счастья».
В школе с детьми девиантного поведения и их семьями должна проводиться следующая социально-педагогическая работа:
1. В рамках работы родительского университета организовать цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей.
2. Введение картотеки на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.
3. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.
4. Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.
5. Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.
6. Предоставление таким учащимся бесплатного питания.
7. С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовать экскурсии по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.
Зам. Директором по ВР по окончании каждой четверти должны проводиться индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе которых проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируются планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель должен составить отчет по проведенной работе, провести анализ работы, наметить основные направления деятельности на следующий учебный год.
Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба будут иметь достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся легче построить планирование и проводить профилактику девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями. Задача Зам. директора – вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.
.