Способы потдержки детской инициативы
(ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)
Под индивидуальной образовательной стратегией сегодня понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом его родителей (или их законных представителей).
Прежде всего, обозначимдидактические принципы, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса:
• принцип антропоцентризма, при реализации которого ребенок становится целевым и организационным центром образования (субъектом) при условии, что он самостоятельно интегрирует в сознании разные информационные и культурные тексты;
• принцип развивающего обучения;
• принцип индивидуализации и дифференциацииобразования, предполагающий разработку индивидуальных маршрутов развития на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования и парциальных программ;
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для личностного роста и развития каждого ребенка;
• принцип перехода количественных достижений в качественные- один из ведущих принципов психологии развития;
• принцип возрастания роли нерегламентированной деятельности;
• принцип создания условийдля совместной деятельности детей при постепенном уменьшении прямого участия педагога;
• принцип свободы выборадетьми дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
• принцип комфортности.
Выделим основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность индивидуализации образования и личностный рост каждого ребенка:
• многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности;
• разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития;
• подготовка каждым ребенком на основе содержания образовательного проекта конкретного продукта как успешно достигнутого результата индивидуальной или коллективной деятельности (фиксация и презентация результата в форме макета, книги, коллекции, выставки.);
• наличие специально оборудованного места, включающего широкий выбор дидактических и художественных материалов, игрушек, инструментов, книг, пособий, предметов культуры и произведений искусства;
• индивидуальные программы и маршруты развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом;
• вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребенка;
• активизация позиции детей по отношению к разным видам деятельности, формирование опыта самоорганизации, самодеятельности, саморазвития;
• создание эмоционально комфортной атмосферы в детском коллективе;
• уважение личности каждого ребенка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепции» творца;
• включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей).
При этом важно обращать внимание на следующие вопросы:
• поддержка интересов ребенка со стороны взрослых; поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности;
• актуализация разнообразных форм самовыражения;
• проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций; ситуаций незавершенности, многозначности, множественности решений;
• ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы; согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка;
• формирование у ребенка умения обоснованно и культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения.
Индивидуализация образованияосуществляется с помощью индивидуальных учебных планов и обучения по индивидуальным образовательным программам. Работа по индивидуальному плану и освоение индивидуальных образовательных программ предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых каждый ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих интересов, потребностей и способностей.
Помимо индивидуальных интересов, потребностей и способностей, следует выделить индивидуальный стиль как интегрированный знак уникальной личности, который проявляется уже в дошкольном детстве.
Индивидуальный стиль деятельности - это система своеобразных действий, способов, методов, приемов, эмоциональных реакций, которые применяет и которые проявляет человек в своей деятельности и поведении.
Важнейшим показателем развивающего индивидуализированного образования является способность ребенка самостоятельно генерировать новые тексты. В современной культурологии текст - это то, что специально, т.е. искусственно, создано человеком для коммуникации, совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением.
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принять во внимание не только «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), но и «горизонты развития» (Н.Н. Поддьяков), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и, как это ни парадоксально, недостижимой цели.
Модель эпигенетического ландшафта К. Уоддингтона иллюстрирует принцип индивидуализации развития: один и тот же результат может быть достигнут разными путями; развитие может быть более медленным или более быстрым у разных индивидов, так как оно идет разными путями и по- разному зависит от влияний окружающей среды.
Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия.
Образовательные проекты в детском саду
В настоящее время педагогами все чаще избирается форма творческих проектов, для которых характерно:
• выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
• расширение границ образовательного и реального пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события, праздники, фестивали);
• вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
• обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
• презентация результата деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игры и игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);
• отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и единого критерия оценки результата, гибкий мониторинг индивидуального развития детей;
• наличие достаточно широкого пространства (образовательное пространство в проекте расширяется за счет выхода за границы группы, территории детского сада, увеличения состава участников и т.д.);
• свобода перемещения (движения, деятельности, развития);
• условная регламентация времени;
• индивидуальный вектор и маршрут перемещения в заданном пространстве;
• различные точки «старта» и «финиша» и т.д.
Можно наметить следующие направления индивидуализации образования детей в проектной деятельности:
• поддержка активного отношения ребенка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло;
• отведение ребенку центрального места в образовательной системе развивающего типа, созданной из множества разных информационных текстов и интеграционных механизмов, позволяющих ребенку свободно действовать;
• воспитание любознательности; развитие творческости, инициативности, компетентности;
• поощрение и развитие самостоятельности;
• становление детской воли, развитие произвольности поведения и деятельности; обогащение опыта регулирования поведения (заметим, что проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых);
• создание мотивации к развитию и обучению;
• выявление, поддержка и развитие индивидуального стиля деятельности.
Модель программы индивидуального развития включает следующие компоненты:
• психолого-педагогическая диагностика развития ребенка как основа для разработки индивидуального маршрута развития;
• вид индивидуальной программы, обусловленный выявленными индивидуальными особенностями ребенка (например, выявлена одаренность художественная, музыкальная, речевая);
• модульная презентация образовательных программ и технологий;
• направления деятельности, реализующие стратегию амплификации развития детей с учетом индивидуального профиля обучения;
• портфолио детей и педагогов, выставки творческих работ.
В зависимости от интересов, потребностей и способностей самого ребенка, от желания его родителей, а также от рекомендаций психолога эти образовательные стратегии могут иметь различные варианты.
Для детей с явной одаренностью это обогащающие стратегии по вертикали (быстрое и углубленное продвижение в образовательной области, в которой наиболее ярко проявляются способности ребенка) и по горизонтали (расширение содержания одной образовательной области или ряда областей). Образование детей со скрытой и потенциальной одаренностью реализуется в процессе индивидуализированного устранения «пробелов» в тех или иных видах деятельности, формирования опыта самостоятельной работы, повышения познавательной мотивации и т.п.
В зависимости от целей и индивидуальных особенностей детей педагог избирает различные направления амплификации развития:
• углубление знаний, обогащение опыта и развитие способностей;
• индивидуальный образовательный проект по интересующей ребенка теме или проблеме;
• развитие умения учиться, вооружение инструментарием (обучение приемам получения и переработки материала, работы с различными информационными источниками).
Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на индивидуальную помощь ребенку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка как свободной личности в «умном», гибком, комфортном образовательном пространстве. Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий образования - важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании.