Способы и направления поддержки детской инициативы

Старшая группа 5-6 лет

Образовательная область Содержание области   Создание условий Формы взаимодействия Позиция педагога.
Социально-коммуникативное развитие Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и сообществе Самообслуживание, самостоятельность , трудовое воспитание. Формирование основ безопасности Организация центра «Книжная витрина» с набором детской художественной литературы, иллюстративным материалом. Наборы муляжей овощей и фруктов, тематические наборы разрезных карточек, машины специального назначения. Организация центра «Сюжетно-ролевой игры» ««Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Медицинский Центр», «Скорая помощь», «Дом моды», «Телевидение», «Почта», «Фотостудия», «Строители», «Путешественники-исследователи», «Цирк», «Театр». Непосредственно образовательная деятельность. Дидактические игры, Театрализованные игры, Коммуникативные игры Рассматривание детской художественной литературы, тематического иллюстрационного материала, Проблемные ситуации Тематические беседы и беседы свободной темы. Поручения. Самостоятельная деятельность детей Досуговая деятельность     Не навязывать игру детям, предоставлять право выбора игры самостоятельно. Содействовать «переживание» ребенком разных ролей. Предоставлять свободу выбора игрового оборудования для игры. Изучать и переносить семейный опыт игр в группу  
Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательно-исследовательской деятельности Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с социальным миром Ознакомление с миром природы Организация центра «Интеллектуального развития» с наличием предметов различного размера и количества, мозаики, лабиринты, шарады, ребусы, картинки – шутки. Организация центра «Экспериментирование» наполненного бросовым материалом, природным материалом, совками, граблями, мельницами, лупами, песочными часами и пр. Инструкции к различным опытам с водой, ветром, песком и др. Тематический иллюстративный, дидактический, материал, пазлы. Предметы заместители, игровые наборы животных жарких стран, насекомых, животных холодных стран и др. Непосредственно образовательная деятельность. Проектная деятельность Наблюдение Исследовательски-экспериментальная деятельность Игровая деятельность Дидактические игры, Коммуникативные игры Рассматривание детской художественной литературы, тематического иллюстрационного материала, Проблемные ситуации Тематические беседы и беседы свободной темы. Поручения. Самостоятельная деятельность детей   Отвечать на вопросы детей, вызывать желание активно участвовать в разговорах, беседах, обсуждениях и т.д.
Речевое развитие Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй Связная речь Использовать загадки, картинки-шутки. Различный дидактический материал, картинки (предметные и сюжетные), иллюстративный материал. Продолжать обогащать центр «Книжная витрина» Альбомы с детскими фотографиями.   Непосредственно образовательная деятельность. Проектная деятельность. Речевое стимулирование Беседа с опорой на зрительное восприятие Игровая деятельность коммуникативные игры, Словесные игры Пальчиковые игры Хороводные игры Досуговая деятельность Викторины, конкурсы Игровые ситуации Экспериментирование Поощрять стремления ребенка делать собственные умозаключения, поддерживать стремления рассказов из личного опыта. Побуждать детей к сочинению собственных рассказов, сказок, описательных загадок о природных явлениях, предметах. Экспериментирование со словами, придумывание новых слов.
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству Изобразительная деятельность Конструктивно-модельная деятельность Музыкальная деятельность Организация центра «Художественного творчества» с наличием тематического иллюстративного материала, изделий народных промыслов, набором восковых мелков, пластилина, соленого теста, принадлежностей для нетрадиционного изображения, штампики, маркеры. Организация центра «музыкального развития» с музыкально-шумовыми инструментами, народными игрушками костюмов, шапочек масок, ширмы настольной наличие магнитофона с аудиотекой детского песенного творчества, звуков природы Непосредственно образовательная Исследовательская деятельность Проектная деятельность Сюжетно-игровая ситуация. Лепка, рисование, аппликация, Конструирование, коллективная деятельность Выставка детских работ, Художественный досуг     Читать и рассказывать детям по их просьбе
Физическое развитие Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Сундучок здоровья, х/литература и дидактические игры валеологического содержания, кольцеброс, мячи, кегли, ленточки, обручи, туннель, кочки для перешагивания, ориентиры, мешочки для метания, веревки,   Непосредственно образовательная деятельность. Утренняя, бодрящая, дыхательная гимнастика, прогулка, Дорожка здоровья, Закаливающие процедуры Физкультурный досуг. Подвижная игра большой и малой подвижности Спортивные игры и упражнения, пальчиковые игры рассматривание иллюстраций, дидактические игры, самостоятельная деятельность ребенка, гимнастика для глаз дыхательные упражнения и пр. Всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов Создавать в группе положительный психологический микроклимат Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;  

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год в старшей группе

ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВАРИАНТЫ ИТОГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Знаменательные даты)
День знаний 01.09-09.09 Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы ..), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) Развлечение для детей, организованное сотрудниками детского сада (возможно с участием родителей). Праздник «Путешествие по Санкт-Петербургу»   01.09 – 15.09. – городскаяакция «Внимание – дорога!»
Ребенок и другие люди 12.09 – 16.09 Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (воров, убийц, похитителей). Уточнить знания о работе сотрудников полиции.   Сюжетно-ролевая игра «Полицейский участок»  
Свободная тема проекта 19.09 – 23.09 Содержание работы исходит из интересов детей, методической темы педагога, знаменательной даты, запроса родителей и т.п.    
Педагогическая диагностика. Осень. 26.09 – 14.10 Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Праздник Осени. Выставка детского творчества.   01.10 – Международный день пожилых людей
Мой город, Моя страна. 17.10 – 28.10 Знакомить с родным городом . Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Знакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны; воспитывать гордость за свою страну, любовь к ней. Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины.   День народного единства. Выставка детского творчества по теме (на выбор педагогов). Сюжетно-ролевая игра. Мини-музей. Конкурс чтецов.   16.11– Международный День толерантности 29.11. – День матери в России
Здоровье ребенка 31.10 – 11.11 Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Формировать навыки личной гигиены( уход за ногтями, волосами, зубами, кожей). Дать первые представления о профессии врача. Спортивное развлечение совместно с родителями. День здоровья.  
Знакомство с народной культу- рой и традициями 14.11 – 18.11 Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, Богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.    
Свободная тема проекта 21.11 – 25.11 Содержание работы исходит из интересов детей, методической темы педагога, знаменательной даты, запроса родителей и т.п.    
Здравствуй Зимушка-зима! 28.11 – 09.12 Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Рассказать детям, что планета Земля зимой наклонена так к Солнцу, что на нее попадает мало солнечных лучей и она получает меньше тепла и света. Температура понижается, дни становятся короче, а ночи длиннее. Экологический досуг. Выставка пейзажей на основе наблюдений.  
Новогодний праздник 12.12 – 30.12 Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. Новогодний утренник. Выставка детского творчества.    
Зима. Зимние забавы. 09.01 – 28.01 (09.01 – 13.01.2017 каникулы) Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Закреплять знания о видах спорта, об Олимпиаде. Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. Расширять представление о здоровом образе жизни, спорте, спортивных атрибутах, строении человеческого тела. Расширять представления о зимних забавах и играх (катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, строительство из снега горки, крепости, снеговика). Спортивный досуг. Выставка совместного творчества детей и родителей.  
День защитника Отечества 30.01 – 24.02 Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. 23.02. - День защитников Отечества
Международный женский день. Знакомство с народной культу- рой и традициями 27.02 –10 .03 Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов - Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, Богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Праздник 8 Марта. Выставка детского творчества, развлечения, коллективное творчество, игры детей. Ярмарка.  
Весна. 13.03- -24.03 Формировать обобщенные представления о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). Коллективная работа «Весна» Весенний досуг «Весна красна»    
Книжкина неделя 27.03 – 07.04 Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие по содержанию считалки. Закреплять знания о содержании сказок. Развивать творчество детей. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.       28.03-08.04. – декада Здорового образа жизни (город) 27.03.2016 – Международный день театра 31.03.2016 - 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского 02.04.2016 – Международный день детской книги 07.04.– Всемирный день здоровья
Свободная тема проекта Педагогическая диагностика. 10.04 – 28.04 Содержание работы исходит из интересов детей, методической темы педагога, знаменательных дат, запроса родителей.   12.04 – День космонавтики 22 апреля День Земли.  
День Победы. 01.05 – 12.05 Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Праздник ко Дню Победы. 09.05.2016 – День Победы  
Ребенок на улицах города 15.05 – 19.05 Закреплять знания о понятии «транспорт». Учить классифицировать (грузовой, легковой, воздушный наземный, подземный, водный, железнодорожный). Знакомить с профессиями работников транспорта. Учить безопасному поведению на улице. Закреплять знания о ПДД, дорожных знаках. Игровое развлечение на транспортной площадке.    
День рождения Санкт-Петербурга. Здравствуй, лето!22.05 – 31.05 Формировать любовь к любому городу и интерес к его прошлому и настоящему. Знакомить с историей названия города. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Способствовать формированию у детей обобщённых представлений о лете как времени года; признаках лета. Праздник   27.05.2016 – День рождения Санкт-Петербурга

Комплексно-тематическое планирование

(цикл тем для детей старшей дошкольного возраста 5-7 лет )

Июнь, июль, август

Наши рекомендации