Профильное обучение и предпрофильная подготовка: сущность и значение
Жданова. Л.
Профильное обучение и предпрофильная подготовка - это две главных части одной системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. На современном этапе обучения назрела необходимость перехода старшей школы на профильное обучение. Эта необходимость определена « Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» в задаче: «создание системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и на социализацию обучающихся.»
Как идея и теория эта система не представляет собой принципиально нового типа образования. Она вполне понятна и не противоречит идее общеобразовательной подготовки, поскольку содержит не только профильный, но и базовый блок дисциплин. Однако, как практика, она требует ответа на конкретные вопросы:
- Что должно измениться в структуре образовательного процесса?
- Какие изменения должны произойти в его содержании?
- Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?
- Какие условия дополнительно к имеющимся следует создавать?
- Из каких оснований следует исходить, собирая учеников по тем или иным профилям?
- Что должна содержать структура предпрофильной подготовки?
Что такое профильное обучение? Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности. Задача профилизации - создать такие условия, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.
Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик в праве рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Для рациональной и успешной реализации системы профильного обучения в старшей школе (10-11 класс) необходима предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов. Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого –педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии выбора дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности старшеклассника к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Задачи и цели предпрофильной подготовки:
- выявление интересов и склонностей, способностей старшеклассников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля;
- оказание психолого- педагогической помощи в приобретении учениками представлений о жизненных, социальных ценностях;
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: с учащимися, с учителями, с родителями.
В целом, психолого –педагогическое сопровождение профильного обучения должно включать программы профилактики и коррекции повышенной тревожности и утомляемости, развития навыков стрессоустойчивости и саморегуляции, а также активное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Особое место занимает вопрос об организации психолого-педагогической поддержки учителя, развитии у него навыков саморегуляции и управления эмоциями.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильного обучения:
- пропедевтический ( при завершении обучения в 8 классе)- выявление образовательного запроса учащихся;
- основной ( в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9 класса) оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами.
На пропедевтическом этапе осуществляется:
- презентация « образовательной карты» территории;
- предварительная диагностика образовательного запроса старшеклассников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.
На основном этапе предусматривается:
- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
- организация процедур психолого-педагогической диагностики самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей свободы выбора профиля обучения учащимися.
На завершающем этапе:
- реализуются «пробы выбора профиля обучения», а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля;
- используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля.
Целесообразно, чтобы в ранжировании ( «взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации. При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения. Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
-информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.
Сопровождение предпрофильной подготовки , осуществляемой школой:
- мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;
- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
- организация консультирования школьников для определения оптимального выбора курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля.
Функции классных руководителей по реализации предпрофильной подготовки.
- Организация процесса информирования учащихся и родителей о создаваемой системе профильного обучения;
- Координация деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-х классов;
- Организация учащихся на участие в различных мероприятиех по сбору информации для « портфолио»;
- Консультирование учащихся по вопросам выбора профиля обучения;
- Анализ и оценка результатов.
Исходя из вышеперечисленных функций, определим деятельность классных руководителей по предпрофильной подготовке учащихся.
Основные направления работы классного руководителя.
1. Информационная работа с учащимися и их семьями.
2. Профильная ориентация.
3. Психолого-педагогическая диагностика.
4. Анализ и оценка результатов предпрофильной подготовки в классе.
Примерными критериями готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:
- выраженность ценностных ориентиров, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
-представленностью индивидуально выраженной цели профильного обучения;
- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных а профильном обучении.
Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников.
Таким образом, в школе осуществляется целенаправленная, опережающая работа по развитию у старшеклассника самой способности принятия решения, освоению им поля возможностей и ответственности.