Культура педагогического общения в семье
Воспитательный потенциал общения
Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности, то есть формирование как социально значимых качеств, так и личностных. Поэтому одной из главных ценностей урока заключается в его воспитательном потенциале и как его осуществляет учитель. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока. Воспитательный потенциал осуществляется в трех сторонах урока.
-в содержании используемых материалов (например, учитель иностранного языка дает переводить/работать с текстами по актуальным проблемам: экология, образование, культура и.т.д.; ученик не только развивает качества и способности напрямую связанные с предметом, но и расширяет свой кругозор и культуру за счет содержания)
-в методической системе обучения(например, урок в форме представления проектов, творческие задания; во время поиска информации ученики не только становятся во влеченными в процесс обучения, но находят полезную информацию, учатся работать творчески и в команде)
-в личности учителя и его поведении на уроке (например, учитель может интуитивно чувствовать состояние каждого ученика; кто не готов, но это вышло по случайности, кто готов отвечать, кто опять не готов и чем лучше сегодня заняться на уроке)
. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие личностные качества у учеников, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.
Затруднения в общении
Соблюдение принципа справедливости
-стремление делать то, что он хотел бы, чтобы вы сделали для него
-не следует преувеличивать ответное ожидание
Обида в общении
-не ждать от партнера обязательного вклада
-не считать объем вклада
-не приравнивать к этому вкладу проценты
-не отдавать слишком много
Вина
Как выработать защиту от чувства вины:
Не следует принимать заботу тогда, когда вы не сможете ответить тем же
Отвечать всей заботой и вниманием
Не поддаваться чувству вины и не избегать отношений
Терпение и самообладание в общении
-знать свои недостатки и терпеть недостатки других
-уметь выделять главные качества в партнере
-иметь перед собой важную цель
ТЕРПЕЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ
Как остановить болтуна?
-заботиться о самом себе (тратить время по своему усмотрению)
-каждый имеет право на равное участие в общении
-болтун тоже имеет право, раз вы позволили
-сказать:
Все важно и интересно, но..
Именно сейчас я занят..
Возможно через какое-то время мы продолжим начатую беседу..
Культура педагогического общения в семье
-лицо – доброе, терпеливое
-голос – теплый, приветливый
-лексика без «не» (использовать непрямые отрицания)
-отсутствие приказных фраз
-вместо «я», «ты» - «мы»
-общаться без иронии и насмешки
-не делать мелочных замечаний
-с ребенком вежливым и теплым
-высказывать приятие
-не надо хвалить других детей
-не отправлять ребенку к ТВ/компьютеру
-важно тактильное общение
3) Интонация – главное акустическое средство общения
Сегодня педагоги, благодаря новым требованиям к аттестации поставлены в необходимость чаще выступать перед аудиторией. Для многих это достаточно сложная задача. Нужно подумать не только над тем, что сказать, но и КАК сказать. Наверняка многие согласятся с тем, что приятнее слушать того человека, чья речь живая, выразительная, интонированная. Это касается не только выступлений перед аудиторией, но и ежедневного общения.
Интонация (от лат. intonare — громко произносить, т.е. выделять голосом) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз.
Для начала разберемся, что же образует интонацию. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающей:
- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т п ), и позволяет избежать монотонности. К. С. Станиславский считал мелодику основой интонации. Песня на одной ноте, даже если изменять громкость и темп, мало кому понравится. Также и выступление, в котором волнение и радость передаются более высокими нотам, печать – более низкими, а также выделяются знаки препинания – вызывает больший интерес;
- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания с учетом пауз между речевыми отрезками. Часто выступающие говорят в одном темпе, так как слишком сосредотачиваются на словах. Лучше чуть быстрее говорить о менее важных мыслях, а о важных событиях и главных мыслях говорить медленнее;
- ритм – последовательное чередование ударных и безударных элементов речи через определенные промежутки речи. Торопливость раздражает;
- фразовое и логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большое напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое) в зависимости от смысла.;
- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки. Например, когда человек отдает приказы, у него в голосе «звенит металл», а во время просьбы голос звучит мягко, вкрадчиво. Эти изменения тембра усиливают эмоциональное возействие на слушающего;
- паузы – временные остановки в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.
Если же выступающий говорит монотонно (из-за неумения и незнания основных правил выступления, или неуверенности и страха) – аудитория заснет, если тон выступления высокомерный – слушатели будут неприязненно относиться и откажутся от любого предложения. Сейчас выпускается много литературы, в которой упражнения по формированию интонации расписаны подробно. Или можно обратиться за советом к логопеду учреждения. Речь современного педагога должна быть образцом для подражания. Высокий уровень культуры речи предполагает непрерывное самосовершенствование техники речи.
4) Кинесика – язык телодвижений
Кинесика (др.-греч. — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).
Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика(движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок(зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия(выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.
Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов.
Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:
- психическое состояние партнера;
- его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;
- желания, выражаемые, без слов, или же остановленные сознанием;
- команды не вошедшие в текст - то, что осталось на уме - рефлекторный багаж расчетов, выраженный в обобщенной символической форме;
- как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;
- обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, т.е., можно предсказывать характер вывода.