Особенности обучения предметам уровня начального образования

Образование на начальном уровне направлено на формирование нравственных качеств личности младшего школьника, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации в учебной и познавательной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Содержание начального образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

1.1 Образовательная область «Язык и литература»

Грамота (чтение, письмо)

Целью обучения предмету «Грамота» (чтение, письмо) является формирование высоко нравственной личности школьника, развитие его индивидуальных творческих способностей, обучение осознанному чтению, письму, правильному и выразительному составлению связной речи.

Задачами обучения предмета «Грамота» (чтение, письмо) являются:

в до букварный период:

- приобщение учащихся к учебной деятельности; овладение основными способами учебной деятельности (умение внимательно слушать, понимать, запоминать, воспроизводить учебный материал);

- подготовка к чтению (развитие фонематического слуха, фонемной ориентировки в слове, звуковой анализ слова, «чтение» слова по звуковым схемам);

- подготовка к письму (развитие мелкой мускулатуры руки, рисование, штриховка, обводка с соблюдением рабочей строки, письмо основных элементов букв);

- обогащение словарного запаса, составление связной речи на материале текстов, имеющих возможности нравственного и патриотического воспитания.

в букварный период: освоение 33 букв русского алфавита (печатных и письменных, строчных и заглавных), умение соотносить звук и букву, фиксировать данное соответствие / несоответствие в звукобуквенной схеме;

- слоговое плавное чтение слогов, слов с переходом на чтение целого слова, чтение предложений, небольших связных текстов;

- каллиграфическое письмо букв, слогов и слов с данными буквами; письмо предложений;

- развитие связной речи на материале читаемых текстов, воспитание нравственных и духовных ценностей.

в после букварный период:

- совершенствование навыков чтения и письма;

- формирование элементарных представлений об единицах языка (звук, слог, слово, предложение);

- овладение элементарными нормами орфографии;

- развитие связной речи и личностных нравственных и гражданских качеств на материале учебных текстов и текстов, составленных обучающимися.

Особенностью изучения предмета является формирование функциональной грамотности, которая позволяет использовать приобретенные знания, умения и навыки по чтению и письму в различных жизненных ситуациях, в реальном общении.

В первом классе «Грамота» (чтение, письмо) изучается весь учебный год
(7 часов в неделю). Годовой объем нагрузки – 231 часов.

Изучения предмета традиционно делится на три этапа:

Добукварный период– 28 часов;

Букварного периода –112 часов;

Послебукварного периода –91 часов.

Русский язык

Русский язык – как учебный предмет во 2-4 классах относится к образовательной области «Язык и литература», которая является важнейшим компонентом государственного образования на начальном уровне.

Цель изучения предмета: воспитание и формирование разносторонне- развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, в собственной жизни и в интересах общества.

Задачи обучения предмета:

– личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного и бережного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

– воспитание интереса и любви к родному и государственному языку;

– предметные: развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– формирование готовности, потребности и способности к речевому общению, к самосовершенствованию владения родным языком; освоение базовых знаний о русском языке, его устройстве, основных норм русского литературного языка;

– системно-деятельностные: формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать) языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее в соответствии с поставленной задачей;

– развивать умения самоанализа, самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности по русскому языку.

Особенность изучения предмета: Содержание предмета подчинено принципам научности, доступности, преемственности, систематичности, сознательности и активности.

Обучение направлено на осознание обучающихся функциям единиц языка, языковых категорий, практической необходимости языковых единиц в речи, повышение активности их усвоения.

Языковые знания отобраны для необходимого в практике коммуникативного общения, развивающего обучения, направлены на формирование творческого и логического мышления, самостоятельности, самоанализа результатов учебной деятельности.

Знания и умения представлены по разделам школьного курса русского языка в соответствии с принципом концентризма.

Базовое содержание курса «Русский язык» представлено в новых разделах:

– грамматический минимум, ориентированный на предметные результаты; (грамматический минимум подвергся лишь незначительной корректировке: он посилен, доступен, имеет практическую направленность);

– тематика связных текстов, содержание которых дает возможность решать воспитательные задачи обучения по данному предмету;

– перечень общеучебных умений, ориентированных на получение системно-деятельностных результатов, на развитие мыслительных, продуктивно-творческих способностей ребенка.

Тематика связных текстов, перечень общеучебных умений и навыков, введенных в содержание предмета, ориентируют курс на формирование целостной личности учащихся.

В соответствии с изменением базового содержания предмета внесены изменения и к требованию уровня подготовки учащихся и результату обучения.

С целью разгрузки содержания учебного предмета темы «Лексика», «Основа слова», «Переносное значение слова», «Нулевое окончание существительных», перенесены со 2-го в 3 класс, тема «Типы склонения» перенесена с 3-го в 4 класс, темы «Количественные и порядковые числительные», «Глаголы совершенного и несовершенного вида», «Определение спряжения глагола по безударным окончаниям», «Наречие», «Союз», «Обращение», «Прямая речь» в 4 классе не изучаются.

Тематический контроль проводится с целью определения у учащихся уровня сформированности учебно-языковых, орфографических и пунктуационных знаний и умений по изученной теме.

В начальной школе в письменной форме проводятся следующие виды контрольных работ: контрольное списывание, контрольный словарный диктант, контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданиям, контрольное грамматическое задание, контрольное тестирование.

Итоговый контроль осуществляется в конце четверти и учебного года.

Виды и количество, объем письменных работ предложены в следующих таблицах (таблицы 1, 2):

Таблица 1 – Виды и количество письменных работ

Класс Вид работы  
Четверть I   П Ш IV I П Ш IV I П Ш IV
Словарный диктант
Контрольный диктант
Контрольное списывание
Обучающее изложение
Обучающее сочинение-миниатюра

Таблица 2 – Объем письменных работ

Класс Вид работы
I Полугодие П Полугодие I Полугодие П Полугодие I Полугодие П Полугодие
Словарный диктант 3-5 5-7 7-9 9-12 10-12 12-15
Контрольный диктант 30-35 35-40 45-50 60-65 65-70 70-80
Контрольное списывание 30-35 35-40 45-50 60-65 65-70 70-80
Обучающее изложение 35-40 40-45 50-55 65-70 75-80 85-95
Обучающее сочинение-миниатюра 30-35 35-40 50-55 65-70 75-85 90-100

Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:

2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

3 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

4 класс –4 часа в неделю, 136 часов в учебном году.

Литературное чтение

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература».

Целью обучения предмету «Литературное чтение» является формирование функциональной грамотности, высоконравственной и патриотической личности школьника через его читательскую деятельность; развитие способности эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие прочитанного в продуктивно-творческой деятельности, отражать результаты литературного труда в портфолио.

Задачи учебного предмета:

- овладеть осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения;

- сформировать читательский кругозор, расширить знания учащихся об окружающей действительности на материале произведений казахской, русской, и зарубежной литературы;

- развивать и обогащать связную речь, творческое и образное мышление; эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; стремление к продуктивно-творческому осмыслению прочитанного, созданию текстов собственного сочинения;

- сформировать элементарные представления по теории литературы;

- прививать устойчивый интерес к самостоятельному и систематическому чтению произведений детской мировой литературы.

Особенность изучения предмета.

Развитие у учащихся способности воспринимать литературно - художественное произведения, ориентированные на формирование полноценных технических навыков чтения и на подготовку обучаемых
к последующему курсу литературного чтения.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» подверглось корректировке: пересмотрен перечень читаемых произведений в плане их познавательной и воспитательной ценности; расширен список произведений казахской литературы, рекомендуемой для чтения; сохранена фундаментальность начального образования и преемственность с предыдущим содержанием учебного предмета, с новой ориентацией образовательного процесса на формирование личности ребенка, его системы нравственных ценностей, индивидуальных и творческих способностей.

Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:

2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

3 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

4 класс– 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году.

Азақ тiлi

Пәнді оқыту мақсаты – қарапайым және негізгі (негізгі деңгейдің алғашқы игерімі) деңгей бойынша қазақ тілін қатысымдық тұрғыдан меңгерту; сөйлесім әрекетінің түрлеріне сай оқушыны тілдік білім негізінде түсінікті сөйлеуге, сауатты жазуға үйрету.

Пәнді оқыту міндеттері:

- оқушыларға сөйлесім әрекетінің түрлерін күнделікті қарым-қатынас деңгейінде меңгерту;

- оқушылардың тілдік дағдысы мен білігін дамыту;

- қарым-қатынас әдебінің қарапайым нормаларын меңгерту:

- ойын жағдаяттарында қазақ тілін қолдану арқылы оқушыларды жаңа әлеуметтік тәжірибеге қатыстыру;

- оқушыны сөйлесімдік қарым-қатынастың жаңа тәсілдеріне (қазақ тіліндегі), қазақ халқының мәдениетіне, ұлттық-мәдени сөйлесім ерекшелігіне баулу;

- оқушылардың оқу білігін, шынайы өмірлік жағдаяттарда алған тілдік білімдерін шығармашылықпен пайдалануға дайын болу білігін қалыптастыру;

- оқушыларды қазақ халқының балаларға арналған әндермен, тақпақ-тармен және ертегілермен, фольклормен, көркем әдебиетімен, ойындармен таныстыру;

- оқушылардың қазақ тіліне қызығушылығын дамыту, қазақ еліне, мемлекеттік тілге деген құрмет сезімін тәрбиелеу.

Пәннің маңыздылығы қазақ тілінің мемлекеттік тіл мәртебесімен және ойды түсінікті жеткізуді мақсат тұтатын коммуникативтік бағытымен дәйектеледі. Өзге тілде білім алатын бастауыш сынып оқушысын қазақ тілін сөйлесім әрекеті арқылы мәдениетаралық қатысым құралы ретінде меңгертуді көздейді. Қазақ тілін оқыту Қазақстан Республикасының қоғамдық-әлеуметтік, ұлттық, т.б. ерекшеліктерін ескере келе, тілді үйретудің тиімді әдіснамасын жетілдірудің жолын айқындады. Тілді меңгерту бойынша өркениетті елдердің тәжірибесі мен отандық озық дәстүрлер үйлестіріліп, тілдерді оқытудың жаңа бағыттары белгіленді.

Бастауыш мектепте қарапайым деңгейдің 3 игерімі, ал негізгі деңгейдің
1 игерімін меңгерту талап етіледі:

1-3-сыныптардағы қарапайым деңгей-А1 3 игерімді қамтиды:

бастапқы орташа игерім-А1 – 1-сынып;

бастапқы толық игерім-А1.1 – 2-сынып;

бастапқы жетік игерім-А1.2 – 3-сынып;

4-сыныпта негізгі деңгейдегі-А2.1.2 5 игерімінің алғашқы баспалдағы қамтылады: қалыптасу қарсаңындағы бастапқы игерім А2 – 4-сынып.

2-4- сыныптарда «Қазақ тілі» пәнінен жазба жұмыстарындағы (диктант) сөз мөлшері мен оған берілетін уақыт мөлшері, оқу жылындағы жазба жұмысының саны (3,4-кестеде) ұсынылады:

3-кесте – Жазба жұмыстарының (диктант) мөлшері

сынып сөз мөлшері Жазба жұмысына берілетін уақыт мөлшері
2 сынып 15-20 сөз 5-8 минут
3 сынып 20-30 сөз 10 минут
4 сынып 30-40 сөз 10-15 минут

4-кесте – Жазба жұмыстарының (диктант) саны

сыныптар 1 сынып 2 сынып 3 сынып 4 сынып
диктант -

Қазақстан Республикасының мемлекеттік жалпыға міндетті білім беру стандартында ұсынылған типтік оқу жоспарына сәйкес

1 сынып – 2 сағат, жылына – 66 сағат;

2 сынып – 2 сағат, жылына – 68 сағат;

3 сынып – 3 сағат, жылына – 102 сағат;

4 сынып – 3 сағат, жылына –102 сағат оқытылады.

Наши рекомендации