Особенности обучения предметам уровня начального образования

Начальное образование обеспечивает обучение учащихся через усвоение основных учебных умений и навыков чтения, письма, счета, также простым навыкам учебных действий, основам воспитания и культуры речи, здорового образа жизни и личной гигиены.

Цель начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счета, теоретического мышления, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.

Основными задачами начального уровня образования являются:

- формирование основных учебных навыков;

- формирование функциональной грамотности школьников;

- формирование личности учащихся; выявление и раскрытие их творческих способностей, высокой мотивации к знаниям, познанию мира;

- воспитание нравственности и эстетического вкуса, позитивного отношения к себе и окружающим;

- обучение культуре поведения, здоровому образу жизни, соблюдению правил личной гигиены, правилам безопасности жизни.

На сегодняшний день в Плане РК по развитию приоритетных направлений образования и науки на 2014-2016 годы (приказ №9, утвержденный МОН РК от 13 января 2014 года) поставлена задача обновления содержания образования в рамках вхождения в число 30 конкуретноспособных стран и интеграции в мировое образовательное пространство.

Это, во-первых, связано с проблемой организации образовательного процесса с учетом современных требований обновления содержания учебного материала.

Во-вторых, обновление содержания касается не только знаний школьников, но и навыков их применения, в частности, формирования функциональной грамотности или компетентности.

В сегодняшнем быстроменяющемся мире функциональная грамотность становится фундаментом для активного участия человека в социальной, культурной, политической и экономической сферах, также становится важным базовым фактором, влияющим на «обучение в течение всей жизни».

Согласно международным программам TIMSS, PIRLS, мониторинг функциональной грамотности оценивается по трем направлениям – грамотность чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.

В связи с этим, при обучении в начальной школе языку и литературе, математике и естественнонаучным предметам учителя должны в процессе выполнения упражнений, решения задач связать их с жизнью, особо обратить внимание на формирование функциональной грамотности чтения, письма, математики и естественнонаучных предметов.

В-третьих, согласно идее Лидера нации Н.А. Назарбаева «Мәңгілік Ел», ставятся задачи формирования и развития патриотических чувств, морально-нравственных норм, толерантности, физического и духовного развития в учебно-воспитательном процессе. Эти ценности, которые определяют содержание идеи «Мәңгілік Ел», должны стать основой всех предметов в начальной школе.

В-четвертых, образование связано с эффективным применением на уроках современных методик и технологий обучения, что требует от учителей быть в постоянном поиске, учиться новшествам, работать по принципу «образование через всю жизнь». Здесь учителям предоставляется полная свобода выбора.

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (Постановление Правительства РК № 832 от 25 июня 2012 года) определены 7 ключевых компетенций, одним из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция – способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках), предполагающая синтез знаний, коммуникативных навыков и умений.

Коммуникативные компетенции формируются в процессе начального образования, в основном, на уроках языка и литературы. Значит, содержание начального образования в формировании личности ученика, должно быть направлено на формирование навыков грамотной устной и письменной речи, грамотного построения коммуникативного отношения со взрослыми, одноклассниками, понимание содержания прослушанного текста, умения понятно выразить свою мысль. В результате ученик имеет навыки самостоятельного поиска новых знаний, применения своих знаний, умений при решении жизненных ситуаций.

Самый сложный и ответственный период начального уровня образования – организация учебного процесса в первом классе. Целью обучения в первых классах является формирование у 6-7 летних малышей навыков чтения по слогам, чтения целого слова, выразительного пересказа, заучивания наизусть, привитие навыков грамотного письма, развитие связной речи и др. Поэтому формирование положительной мотивации к познавательной деятельности первоклассников является особо важным, и учебный процесс должен быть построен по принципу от простого к сложному, от легкого к трудному. Учащимся первых классов в первом полугодии учебного года оценки не ставятся, применяются другие методы и приемы стимулирования. В первом полугодии учащимся домашнее задание не задается.

Учебные занятия в организациях образования начинаются не ранее восьми часов.

Для облегчения адаптационного периода детей 1 класса, учебная нагрузка усложняется постепенно, т.е. применяется «ступенчатый» режим занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре планируются три урока по 35 минут; со второй четверти 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки по 45 минут.

Вместе с этим, для учащихся 1 классов в ІІІ четверти дополнительно предоставляются каникулы на одну неделю, в связи с чем учебный год составляет 33 недели.

В расписание 1 класса парные уроки не ставятся ( не учитывая «Трудовое обучение»).

Время перемен между уроками должно быть предусмотрено с учетом на время питания и отдыха (постановление №1684 Правительства РК от 30 декабря 2011 года).

Содержание уровня начального образования состоит из семи образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

2.1 Образовательная область «Язык и литература»

Основная особенность образовательной области «Язык и литература» – формирование первичных коммуникативных или языковых навыков, которые станут в будущем основой для усвоения учебных действий. Таковыми являются следующие навыки:

1) слушание;

2) говорение;

3) письмо;

4) чтение.

Первичными навыками являются слушание и говорение. Значение навыка «слушание» огромно для формирования мыслительных способностей.

Ученик пока не научится слушать, воспринимать и понимать прослушанную речь (слова, словосочетания, предложения и тексты), он не научится выражать свои мысли, не приобретет навыки чтения и письма.

Поэтому, в период грамоты, добукварный, букварный и послебукварный периоды, прежде всего, необходимо обращать внимание на формирование навыка слушания. Ученик должен учиться внимательно слушать устную речь или прослушанный текст, правильно воспринимать информацию, понять основную мысль, адекватно отвечать на поставленные вопросы.

Правильное формирование навыков говорения имеет важное значение, потому что ученик должен научиться правильно и точно передавать свою мысль. Достижение хороших показателей учеником в учебе во многом зависит от уровня формирования навыка говорения, то есть при изложении мысли, высказываний и передаче информации по определенной теме ученик должен уметь говорить последовательно, системно и понятно.

Ученик, придя в школу, в первый класс, научится не только слушать, также он учится высказывать свою мысль, мнение, правильно произносить звуки, слова, понимать значения звуков и слов, учится правилам уместного использования слов и фраз, знаниям норм культуры и этики речи.

У ученика с начала обучения появляется новый вид деятельности, который далее становится «ведущей деятельностью», то есть - это учебная деятельность (А.Н. Леонтьев). Основная особенность этого периода: ребенок осваивает наряду с устной речью «новообразования», которые пояляются в связи с обучением чтению и письму (Л.С. Выготский).

Чтение, во-первых, связано с мыслительной деятельностью, во-вторых, с узнаванием и усвоением цепочки графических знаков, в-третьих, здесь особо важным моментом является правильное понимание сути этих знаков.

Благодаря реализации таких особенностей ученик может синтезировать необходимую информацию и правильно ее использовать.

Цель чтения – восприятие и понимание основной и дополнительной информации на разном уровне, чтение в соответствии с литературной нормой языка. Определение и оценивание умений чтения определяется следующими результатами:

- осознанное чтение;

- поисковое чтение;

- обзорное чтение;

- критическое чтение;

- определение основного аргумента и доказательство.

Письмо, как и чтение, является важным видом коммуникативной деятельности. Особенность письма заключается «в особенности письменного языка, его психологической конструкции», как отметил академик Т. Тажибаев.

Еще одна немаловажная особенность письма состоит в том, что при письменной речи собеседника рядом нет, но в то же время его присутствие доказывается письменным текстом. Поэтому в составлении письменной речи или текста, передача мысли должна быть системной, логические связи между предложениями должны быть более прочными и полными, чем в устной речи. Письменная речь - это трудный процесс, который применяется сознательно, специально и целенаправленно. Учитывая эти особенности, учителям необходимо в первых классах кропотливо и неустанно прививать навыки письма. Ученики должны научиться излагать свои мысли на бумаге грамотно и целенаправленно.

Особенность письма заключается еще в том, что учащиеся в процессе письма должны под руководством учителя правильно держать осанку, руки, пальцы и голову.

При формировании навыков письма особое внимание должно уделяться таким упражнениям как, правильное и безотрывочное письмо букв, соединение элементов букв, списывание коротких текстов, письмо на слух, письмо на память (слов, предложений, коротких текстов), самостоятельная проверка себя; учителя должны обращать внимание на формирование навыков чистописания, грамотного письма.

Грамота (чтение, письмо)

Цель обучения предмету «Грамота» (чтение, письмо) - формирование высоконравственной личности школьника, развитие его индивидуальных творческих способностей, обучение осознанному чтению, письму, правильному и выразительному составлению связной речи.

Задачами обучения предмета «Грамота» (чтение, письмо) являются:

в добукварный период:

- приобщение учащихся к учебной деятельности; овладение основными способами учебной деятельности (умение внимательно слушать, понимать, запоминать, воспроизводить учебный материал);

- подготовка к чтению (развитие фонематического слуха, фонемной ориентировки в слове, звуковой анализ слова, «чтение» слова по звуковым схемам);

- подготовка к письму (развитие мелкой моторики руки, рисование, штриховка, обводка с соблюдением рабочей строки, письмо основных элементов букв);

- обогащение словарного запаса, составление связной речи на материале текстов, имеющих возможности нравственного и патриотического воспитания;

в букварный период: освоение 33 букв русского алфавита (печатных и письменных, строчных и заглавных), умение соотносить звук и букву, фиксировать данное соответствие / несоответствие в звукобуквенной схеме;

- слоговое плавное чтение слогов, слов с переходом на чтение целого слова, чтение предложений, небольших связных текстов;

- каллиграфическое письмо букв, слогов и слов с данными буквами; письмо предложений;

- развитие связной речи на материале читаемых текстов, воспитание нравственных и духовных ценностей;

в послебукварный период:

- совершенствование навыков чтения и письма;

- формирование элементарных представлений о единицах языка (звук, слог, слово, предложение);

- овладение элементарными нормами орфографии;

- развитие связной речи и личностных нравственных и гражданских качеств на материале учебных текстов и текстов, составленных учащимися.

Особенностью изучения предмета является формирование функциональной грамотности, которая позволяет использовать приобретенные знания, умения и навыки по чтению и письму в различных жизненных ситуациях.

Нормы письменных работ для 1 класса

На конец 1 полугодия:писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением (3-5 слов); предложений (из 2-3 слов); списывать с печатного текста (не более 10-15 слов и знаков).

На конец 2 полугодия:1) писать под диктовку двусложные слова с безударными гласными, слова с мягким знаком; со звонкими и глухими согласными на конце слова, с йотированными гласными (8-10 слов); 2) писать предложения (из 3-4 слов), текст (не более 10-15 слов и знаков); 3) передавать содержание текста по вопросам (15-20 слов и знаков); составлять и записывать предложения на заданную тему (2-4 предложения).

В первом классе «Грамота» (чтение, письмо) изучается весь учебный год
(7 часов в неделю). Годовой объем нагрузки – 231 час.

Изучения предмета традиционно делится на три этапа:

Добукварный период – 28 часов;

Букварный период – 112 часов;

Послебукварный период –91 час.

Русский язык

Русский язык – как учебный предмет во 2-4 классах относится к образовательной области «Язык и литература», которая является важнейшим компонентом государственного образования на начальном уровне.

Цель изучения предмета - воспитание и формирование разносторонне-развитой коммуникативной личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, собственной жизни и интересах общества.

Задачи обучения предмета:

– личностные: воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного и бережного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

– воспитание интереса и любви к родному и государственному языку;

– предметные: развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– формирование готовности, потребности и способности к речевому общению, самосовершенствованию владения родным языком; освоение базовых знаний о русском языке, его устройстве, основных норм русского литературного языка;

– системно-деятельностные:формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать, классифицировать (группировать) языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; умений работать с текстом, извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее в соответствии с поставленной задачей;

– развивать умения самоанализа, самостоятельной и продуктивно-творческой деятельности по русскому языку.

Особенность изучения предмета: содержание предмета подчинено принципам научности, доступности, преемственности, систематичности, сознательности и активности.

Обучение направлено на осознание языковых единиц и категорий, практической необходимости языковых единиц в речи, повышение активности их усвоения.

Языковые знания отобраны для необходимого в практике коммуникативного общения, развивающего обучения, направлены на формирование творческого и логического мышления, самостоятельности, самоанализа результатов учебной деятельности.

Знания и умения представлены по разделам школьного курса русского языка в соответствии с принципом концентризма.

Базовое содержание курса «Русский язык» представлено в новых разделах:

– грамматический минимум, ориентированный на предметные результаты (грамматический минимум незначительно откорректирован: он несложен, доступен, имеет практическую направленность);

– тематика связных текстов, содержание которых дает возможность решать воспитательные задачи обучения по данному предмету;

– перечень общеучебных умений, ориентированных на получение системно-деятельностных результатов, на развитие мыслительных, продуктивно-творческих способностей учащегося.

Тематика связных текстов, перечень общеучебных умений и навыков, введенных в содержание предмета, ориентируют курс на формирование целостной личности учащихся.

В соответствии с изменением базового содержания предмета внесены изменения к требованиям уровня подготовки учащихся и результатам обучения.

С целью разгрузки содержания учебного предмета темы «Лексика», «Основа слова», «Переносное значение слова», «Нулевое окончание существительных», перенесены со 2-го в 3 класс, тема «Типы склонения» перенесена с 3-го в 4 класс, темы «Количественные и порядковые числительные», «Глаголы совершенного и несовершенного вида», «Определение спряжения глагола по безударным окончаниям», «Наречие», «Союз», «Обращение», «Прямая речь» в 4 классе не изучаются.

Тематический контроль проводится с целью определения у учащихся уровня сформированности учебно-языковых, орфографических и пунктуационных знаний и умений по изученной теме.

В начальной школе в письменной форме проводятся следующие виды контрольных работ: контрольное списывание, контрольный словарный диктант, контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольное грамматическое задание, контрольное тестирование.

Итоговый контроль осуществляется в конце четверти и учебного года.

Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:

2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

3 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

4 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году.

Литературное чтение

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература».

Цель обучения предмета «Литературное чтение» - формирование функциональной грамотности, высоконравственной и патриотической личности школьника через его читательскую деятельность; развитие способности эмоционально воспринимать текст, понимать и воссоздавать прочитанное произведение, реализовать личностное восприятие прочитанного в продуктивно-творческой деятельности.

Задачи учебного предмета:

-овладеть осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения;

-формировать читательский кругозор, расширить знания учащихся об окружающей действительности на материале произведений казахской, русской, и зарубежной литературы;

-развивать и обогащать связную речь, творческое и образное мышление; эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; стремление к продуктивно-творческому осмыслению прочитанного, созданию текстов собственного сочинения;

-сформировать элементарные представления по теории литературы;

-прививать устойчивый интерес к самостоятельному и систематическому чтению произведений детской мировой литературы.

Особенность изучения предмета:

Развитие у учащихся способности воспринимать литературно - художественные произведения, ориентированные на формирование полноценных технических навыков чтения и на подготовку обучаемых
к последующему курсу литературного чтения.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» откорректировано: пересмотрен перечень читаемых произведений в плане их познавательной и воспитательной ценности; расширен список произведений казахской литературы, рекомендуемый для чтения; сохранена фундаментальность начального образования и преемственность с предыдущим содержанием учебного предмета, новой ориентацией образовательного процесса на формирование личности ребенка, его системы нравственных ценностей, индивидуальных и творческих способностей.

Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет:

2 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

3 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году;

4 класс – 4 часа в неделю, 136 часов в учебном году.

Азақ тiлi

Пәнді оқыту мақсаты – қарапайым және негізгі (негізгі деңгейдің алғашқы игерімі) деңгей бойынша қазақ тілін қатысымдық тұрғыдан меңгерту; сөйлесім әрекетінің түрлеріне сай оқушыны тілдік білім негізінде түсінікті сөйлеуге, сауатты жазуға үйрету.

Пәнді оқыту міндеттері:

- оқушыларға сөйлесім әрекетінің түрлерін күнделікті қарым-қатынас деңгейінде меңгерту;

- оқушылардың тілдік дағдысы мен білігін дамыту;

- қарым-қатынас әдебінің қарапайым нормаларын меңгерту;

- ойын жағдаяттарында қазақ тілін қолдану арқылы оқушыларды жаңа әлеуметтік тәжірибеге қатыстыру;

- оқушыны сөйлесімдік қарым-қатынастың жаңа тәсілдеріне (қазақ тіліндегі), қазақ халқының мәдениетіне, ұлттық-мәдени сөйлесім ерекшелігіне баулу;

- оқушылардың оқу білігін, шынайы өмірлік жағдаяттарда алған тілдік білімдерін шығармашылықпен пайдалануға дайын болу білігін қалыптастыру;

- оқушыларды қазақ халқының балаларға арналған әндермен, тақпақ-тармен және ертегілермен, фольклормен, көркем әдебиетімен, ойындармен таныстыру;

- оқушылардың қазақ тіліне қызығушылығын дамыту, қазақ еліне, мемлекеттік тілге деген құрмет сезімін тәрбиелеу.

Пәннің маңыздылығы қазақ тілінің мемлекеттік тіл мәртебесімен және ойды түсінікті жеткізуді мақсат тұтатын коммуникативтік бағытымен дәйектеледі. Өзге тілде білім алатын бастауыш сынып оқушысын қазақ тілін сөйлесім әрекеті арқылы мәдениетаралық қатысым құралы ретінде меңгертуді көздейді. Қазақ тілін оқыту Қазақстан Республикасының қоғамдық-әлеуметтік, ұлттық, т.б. ерекшеліктерін ескере келе, тілді үйретудің тиімді әдіснамасын жетілдірудің жолын айқындады. Тілді меңгерту бойынша өркениетті елдердің тәжірибесі мен отандық озық дәстүрлер үйлестіріліп, тілдерді оқытудың жаңа бағыттары белгіленді.

Бастауыш мектепте қарапайым деңгейдің 3 игерімі, ал негізгі деңгейдің
1 игерімін меңгерту талап етіледі:

1-3-сыныптардағы қарапайым деңгей-А1 3 игерімді қамтиды:

бастапқы орташа игерім-А1 – 1-сынып;

бастапқы толық игерім-А1.1 – 2-сынып;

бастапқы жетік игерім-А1.2 – 3-сынып;

4-сыныпта негізгі деңгейдегі - А2.1.2 5 игерімінің алғашқы баспалдағы қамтылады: қалыптасу қарсаңындағы бастапқы игерім А2 – 4-сынып.

2-4–сыныптарда «Қазақ тілі» пәнінен жазба жұмыстарындағы (диктант) сөз мөлшері мен оған берілетін уақыт мөлшері, оқу жылындағы жазба жұмысының саны (2, 3-кестеде) ұсынылады:

2-кесте - Жазба жұмыстарының (диктант) мөлшері

Сынып Сөз мөлшері Жазба жұмысына берілетін уақыт мөлшері
2 сынып 15-20 сөз 5-8 минут
3 сынып 20-30 сөз 10 минут
4 сынып 30-40 сөз 10-15 минут

3-кесте - Жазба жұмыстарының (диктант) саны

Сыныптар 1 сынып 2 сынып 3 сынып 4 сынып
диктант -

Үлгілік оқу жоспарына сәйкес «Қазақ тілі» пәні бойынша апталық оқу жүктемесінің көлемі:

1 сынып – 2 сағат, жылына – 66 сағатты;

2 сынып – 2 сағат, жылына – 68 сағатты;

3 сынып – 3 сағат, жылына – 102 сағатты;

4 сынып – 3 сағат, жылына –102 сағатты құрайды.

Наши рекомендации