Групповые эффекты и их влияние на личность
Эффект | Характеристика эффекта |
Эффект присутствия других | присутствие других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека, особенно при выполнении сложных действий и заданий |
Эффект принадлежности к группе | человек, отождествляя себя с определенной группой, стремится оценить ее положительно, поднимая статус группы и собственную самооценку |
Эффект Рингельмана | в группе по мере увеличения количества членов происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу |
Эффект группомыслия | в сложных ситуациях критерием истинности служит сплоченное мнение членов группы, а не мнение отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой конфликтов, группа пытается найти решение успокаивающее всех, даже если оно не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного человека |
Эффект конформизма | своим мнением группа может оказать давление на мнение отдельного человека. Степень конформизма возрастает, если человек выполняет сложное задание или чувствует свою некомпетентность |
Эффект подражания | в процессе группового взаимодействия член группы склонен следовать примеру похожего на них человека. При подражании следование групповым требованиями является добровольным |
Эффект «ореола» | оказывает влияние на содержание мыслей, мнений, оценок, установок одного члена группы на другого. В негативном смысле эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия и приводит к предубеждениям, основанным на информации об отрицательных качествах личности |
Эффект «мы» и «они» | определяет чувство принадлежности к определенной группе людей («мы») и чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами («они») |
Эффект «бумеранга» | агрессивные действия одного человека, направленные против другого, возвращаются к нему через отсутствие поддержки группой |
Личность и коллектив как объекты управления исследуются в психологии управления с позиции ролевого поведения личности, социальных норм и совместимости. Техническое освоение и реализация членами производственного коллектива официальных социальных ролей предполагает: 1) понимание официальных целей коллектива и согласие с ними; 2) адекватность самооценки ролевого поведения в системе управления; 3) моральную готовность работника принять официальную социальную роль, активно и ответственно ее исполнять; 3) состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. В ходе адаптации складывается техника индивидуальной работы (стиль), что позволяет личности и группе выполнять с определенным успехом профессионально-функциональную роль в трудовом коллективе; 4) соответствие уровня притязаний личности целям и задачам коллектива.
Поведение личности как объекта управления в производственном коллективе рассматривается с учетом социальных норм, которые служат целям ориентации личности в ситуации выбора и обеспечивают социальный контроль ее поведения в производственном коллективе. Социальные нормы, которые складываются в малых производственных группах, отображают массовое сознание определенных социальных слоев, к которым относятся работники. К критериям совместимости и срабатываемости в группе относятся результаты деятельности ее членов и удовлетворенность деятельностью, а также эмоционально-энергетические затраты работников.
Коммуникация в организации – это процесс обмена информацией, контактная линия связи. Она представлена развитой сетью каналов (формальных и неформальных; нисходящих, восходящих и горизонтальных), предназначенных для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду, то есть служат средство интеграции организации с внешней средой.
Коммуникационная модель в организации включает следующие компоненты: передатчик → кодирование → обращение → декодирование → получатель → обратная реакция получателя → обратная связь. Передатчик (коммуникатор) – отдельное лицо или организация, передающая информацию. Получатель (коммуникант) – сторона, принимающая информационное сообщение. Обращение – основное средство процесса коммуникации (совокупность слов, изображений, звуков, символов). Кодирование (форма изображения обращения) и декодирование (расшифровка) – основные функции коммуникации. Обратная связь – получение коммуникатором ответной реакции со стороны коммуниканта.
Организация осуществляет коммуникации со следующими субъектами:
· потребителями – конечными (покупатели и пользователи товара/услуги); потенциальными покупателями и пользователями конкурирующих товаров; организациями-потребителями;
· партнерами;
· посредниками;
· конкурентами;
· финансово-кредитными организациями;
· поставщиками;
· персоналом организации;
· местными жителями;
· акционерами;
· общественными организациями;
· лидерами общественного мнения;
· представителями законодательной и исполнительной власти;
· контролирующими организациями и др.
По критерию распространения коммуникаций внутри группы они классифицируются на четыре типа (табл. 11.2.).
Таблица 11.2