Ознакомление детей 5 – 6 лет (старшая группа) с хохломской росписью.
Хохломская роспись
«Золотая хохлома» — это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве.
Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. | Хохломская посуда привлекает не только насыщенностью орнамента, но и своей долговечностью. Изделия ценят за прочное лаковое покрытие, которые ни под воздействием времени, ни под температурами не изнашиваются: не трескается лак, не блекнут краски, что позволяет пользоваться предметами быта в повседневной жизни. |
История возникновения Возник этот вид росписи в XVII веке в районе города Нижнего Новгорода, недалеко от села Хохлома, от которого и получил свое название. Существует две версии появления этого промысла – в первом случае считается, что идея промысла принадлежит старообрядцам – мастерам иконописи, которые переселились в районы Нижнего Новгорода, спасаясь от гонений за свои убеждения. А в это же время на нижегородской земле проживали искусные мастера посудного дела и, объединившись, эти два искусства дали начало красивейшей посудной росписи. По второй же версии считается, что ремесленники крупных поселений Нижегородской области красили посуду «под олово» еще до появления старообрядцев, то есть уже использовали технологии, предшествующие появлению хохломских узоров. |
Символ хохломской росписи - огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Она обозначает Российские просторы и свободу.
Материалы и технология изготовления «золотой хохломы»:
1 Сначала делают грубые бруски – заготовки из дерева (болванки), из которых потом вытачивают чашки, вазы, матрешки и многое другое. Используют деревья разных пород, но чаще — липа. Посуду точат из сырого дерева, поэтому, ее сушат ( в помещениях поддерживается температура 30 градусов). Затем изделие грунтуют, обмазывают глиной -вапой. После грунтовки 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают изделие слоями олифы (льняное масло). На этом этапе мастер использует тампон из натуральной овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку. Он окунает его в миску с олифой и быстро втирает в поверхность изделия. Он поворачивает его так, чтобы олифа распределилась равномерно — это очень ответственно, от этого будет зависеть качество посуды, прочность росписи. Изделие покрывают олифой 4 раза. Последний раз сушат до того момента, когда палец слегка прилипает, но не оставляет следов. | 2 Следующий этап — «лужение», втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют это тоже вручную тампоном из овечьей кожи. Именно на этом этапе лужения, предметы приобретают зеркальный блеск и готовы к росписи. |
3 Основные цвета В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и черный (киноварь и сажа), золотистый, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, зеленый, желтый, белый. Расписанные изделия 4 -5 раз покрывают специальным лаком и закаливают в течение 4 часов в печи при температуре +16 до образования масляно – лаковой пленки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома» Такое сочетание цветов встречается на многих предметах прикладного искусства в произведениях народных мастеров. |
Знаки и символы росписи:
В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету неба и небесным явлениям: его свечению и румянцу, в этом был символический смысл.
Красный | Придает теплоту, символизирует огонь, любовь |
Черный цвет | Усиливает сияние золота, подчеркивает блеск, торжественность (цвет Земли) |
Золотистый | Свет, солнце, красоту, счастье |
Виды письма: верховое и фоновое
При «верховом» письме наносится рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента:
1.«травная роспись» | напоминает привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону, самый популярный вид росписи. |
2.«под листок» или «под ягодку» | Основу письма составляют остроконечные или округлые листья винограда, земляники, соединённые по три или пять, и ягоды смородины, крыжовника, клюквы, расположенные группами около гибкого стебля. На изделиях хохломских мастеров видны ромашки и колокольчики. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее – вишня, клубника; в сравнении с «травкой», она многоцветнее. Мастера пишут листочки зелеными, в сочетании с коричневым и желтым цветом. Эти росписи |
3.«пряник» или «рыжик» | - это геометрическая фигура, вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника – «большой рыжик» - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные. Когда приглядишься, то кажется, что солнце, с завитыми по кругу лучиками, находится в постоянном движении. Хохломичи "пряник" называют "косовик", так как из его углов растут пучки трав, словно косы. |
В «фоновом»письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина».
1.«под фон» | Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные прописки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Такая роспись - трудоемкий процесс. Изделия предназначаются обычно для подарка и выполняются на заказ. |
2.«кудрина» | Роспись «кудрина» - отличает определенный стиль изображения листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют. |
Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:
«осочки» | выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз |
«травинки | это мазки с небольшим плавным утолщением |
«капельки» | рисуются прикладыванием кисти к бумаге |
«усики» | рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль |
«завитки» | выполняются с легким нажимом в середине элемента |
«кустик» | наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов – «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков» |
«ягодки» | ягоды брусники, смородины, рябины рисуются печаткой – тычком (полоска бумаги свернутая в тугую трубочку), ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляют» желтым цветом. |
В росписи главную роль играет кистевой мазок - положение кисти, нажима: - кисть идет за рукой, - «скользящий мазок», - разный постепенный нажим – протяжка в дополнение - мазок (оживка), способом вращения кисти. | |
Старые мастера применяли масляные краски, используя олифу. Но мы будем использовать гуашь, большие и маленькие кисти №3 - №12, круглые кисти №2 для оживки. Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды. |
Знакомить детей с Хохломской росписью надо постепенно, с 3-х лет.Для этого:
- в развивающей предметно-пространственной среде поместить предметы с орнаментом «Хохлома»: в игровом уголке детские стульчики, столы, кроватки для кукол, детская игровая посуда; на обеденном столе – подставки под салфетки; в уголке изобразительной деятельности - семеновские матрешки, книжки-раскраски; - в совместной деятельности с детьми (индивидуально или с подгруппой детей, учитывая интересы детей): дидактические игры, например «Подбери цветок (листок) по цвету»; пазлы с элементами хохломской росписи; раскраски с крупными формами росписи (хохломские цветы, листочки, ягодки); - в конце учебного года во второй младшей группе можно использовать рисование элементов хохломской росписи нетрадиционными техниками (ватными палочками, пальчиками, штампами) дорисовывая узор (часть узора рисует педагог заранее).
Ознакомление детей 4 -5 лет (средняя группа) с хохломской росписью.
Цель:ознакомление с хохломской росписью. Задачи: - дать представление о хохломе, основных цветах и элементах узора; - познакомить с приемами изображения элементов узора, способом рисования кистью отдельными мазками (кисть держать перпендикулярно поверхности листа); - учить составлять узор по мотивам хохломской росписи.
Основные цвета: черный, красный, желтый.
С детьми продолжаем использовать раскраски, добавляя мелкие элементы и более сложные (смородинки, птицы, несколько цветов). Дидактическая игра «Дополни узор» на различных фонах (красном, черном, желтом). В совместной образовательной деятельности делаем аппликацию с элементами хохломской росписи из готовых форм.
Приемы изображения элементов:
Способ рисования: Детей учим рисовать простейшие элементы травного орнамента, который выполняют отдельными ритмично расположенными мазками: рисуют сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. |
Ознакомление детей 5 – 6 лет (старшая группа) с хохломской росписью.
Цель:ознакомление с особенностями хохломской росписи. Задачи: -закреплять представление о хохломской росписи; - отрабатывать умение держать кисть; - учить изображению элементов узора (два вида письма), последовательностью выполнения; - развивать чувство цвета при составлении узоров по мотивам хохломской росписи;- учить составлять узоры в круге, на полосе, в квадрате, ритмично располагая элементы узора, соблюдая симметрию; выполнять роспись на силуэте посуды.
Последовательность выполнения росписи – «верховое письмо» на полосе | в круге |
на посуде этапы раскрашивания |
Ознакомление детей 6-7 лет (подготовительная группа) с росписью «золотая хохлома»
Цель:совершенствование приемов рисования хохломской росписи.
Задачи:
- продолжать учить рисовать узоры по мотивам хохломской росписи, передавая ее колорит;
- учить составлять узоры на бумаге разной формы, на силуэтах - Семеновская матрешка, изображающих предметы быта, посуду, мебель;
- отрабатывать навык рисования кистью в технике скользящего мазка.
Элементы узора: . |
.
Примеры композиций |